«Подростки вроде как тупые – притворяться можно без особенного мастерства». Дневник старшеклассника

Мнение • Петя Иванов
Что мы знаем о новом поколении минчан, которые скоро закончат свои школы и придут нам на смену? Они мало читают, не хотят учиться и увлечены онлайн-играми? Прочтите выдержки из дневника замечательного парня Пети Иванова, у которого в жизни все иначе: он борется с самодурством учительницы, анализирует формулу доктора Хауса «все врут» и, по совету деда, покупает книги Зигмунда Фрейда.


Сегодня я еще старшеклассник, но пройдет еще немного времени, и я забуду о том, что когда-то учился в школе. Хочется думать, что мир, в котором я жил до сих пор, завтра вдруг не изменится. Что именно меня смущает? Год или пару лет назад я верил в то, что если взрослые люди о чем-то говорят, то, во-первых, они не хотят нанести вред своими словами, а во-вторых, казалось, что они понимают, о чем говорят. Теперь, став подростком, я начал подвергать анализу поступающую мне информацию: и то, что говорят те, кто меня любит, и то, о чем я могу узнать из интернета; и то, что навязывают в школе; и то, что я слышу по радио и из телевизора. Еще я неожиданно для самого себя начал читать бумажные книги. Это произошло само собой, без всякого нажима со стороны. Просто мне стало любопытно, что такого интересного есть в этих бумажных книгах, если их все еще производят и читают? Читают те, чьим мнением я дорожу. А дорожу я мнением людей, добившихся успеха и признания, например: Владимир Познер, Стив Джобс, Бил Гейтс, Терри Пратчетт, Стивен Спилберг и мой дед, конечно.

За последнее время сильно изменился список фильмов, которые мне интересны. Год назад я без всякого раздражения мог сходить в кинотеатр с друзьями на «Секс в большом городе», а сейчас вообще перестал ходить в кино. Почему? А потому что там идут только боевики или фильмы для возрастнх неудовлетворенных женщин – теткино кино. В кино принципиально не показывают фильмы, снятые лучшими режиссерами: такими фильмами были «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Убийство Джесси Джеймса», «Фрэнсис», «Водный мир», «Крестный отец», «Однажды в Америке». Почему не показывают в кинотеатрах хорошие фильмы? Тем, кто их закупает, нужно показывать то, что пипл хавает. Вот и получается, что сначала всех людей превращают в пипл, а потом скармливают ему всякую фигню, над которой думать не нужно. Правда заключается в том, что везде одно только вранье. Врут в школе, врут в СМИ, врут в сетях, врут и врут, не переставая… Неужели те, кто врет, не понимают, что вранье очевидно, и его мотивы на поверхности – лень или стыд быть собой настоящим. Ленивым можно стать, если с раннего детства ничего не делать, ни к чему не стремиться, ничему не учиться, а просто жить с криком в горле – требовать и орать, пока не дадут желаемое, чтобы просто прекратить нескончаемый ор. А когда на твой рев и претензии не реагируют, тут и начинается искусство вранья. Соврешь, извернешься, выкрутишься – получишь, а не соврешь – не получишь. Мой дед когда-то сказал мне: «Самому себе врешь гораздо чаще, чем другим». Я тогда задумался: кто окажется в выигрыше, если бесконечно обманывать самого себя? Если бы не мой дед, то я стал бы одним из тех, кто врет в школе и за школой. Взрослые врут нам с наглостью и лицемерием. Людей моего возраста в обществе не принято считать умными, подростки вроде как тупые, поэтому и притворяться перед ними можно без особенного мастерства.

Как я писал сочинение про Андрея Болконского

В прошлом году в школе нам на выбор дали темы для сочинений по «Войне и миру» Толстого. Среди дежурных тем были: «Чем мне духовно близка Наташа Ростова» и что-то еще про Пьера Безухова, была тема и об Андрее Болконском. Учительница несколько раз подряд сказала о том, что лично для нее Наташа Ростова – кумир юности, что и она была когда-то молодой, тоже читала и мечтала. В чем лично я очень сомневаюсь, потому что с детства мечтать стать такой, как Наташа Ростова в конце романа, может только очень озабоченный сексом ребенок. То, что человек по своей сути паразит, доказывать не нужно, но когда человек стремится как можно раньше начать производить себе подобных паразитов, говорит лишь об ограниченности его ума и способностей. Такими механизмами наделены и млекопитающие, и птицы, и рыбы, и насекомые. Другое дело – воспитать индивида с сознанием! Мой дед говорит, человека от нечеловека отличает способность первого к самоограничению. И я с ним согласен, потому что выбор заключается именно в способности человека отказаться от того, что ему очень хочется, или того, что не соответствует его человеческой жизненной позиции.

И еще: темы для сочинения нам дали как бы на выбор, но если проследить за намеками учительницы, то выбора, по сути, не было. Писать нужно было именно про Наташу Ростову, которая духовно очень близка женской части человечества, представленного учительницей литературы, а заодно и нашим классным руководителем. Я у своего деда спросил, как мне поступить. Понятно, что дед у меня мужчина самостоятельный, на дешевые компромиссы не идет, тем более, ему, как и мне, намного ближе по духу Андрей Болконский. И он предложил мне оставаться при своем мнении, потому что благородство и мужественность героя очевидны. Интересно, что мне удалось найти в тексте у самого Толстого множество доказательств того, что князь Андрей вызывал огромную симпатию и у автора, можно даже сказать, он был одним из его любимых героев. Если не врать самому себе, я сам хотел бы быть хоть немного таким, как Князь Андрей. Написал сочинение об Андрее Болконском. Сдал на проверку.

Перед тем, как раздать сочинения, учительница, как это у нее принято, пол-урока орала на нас всех, называла нас тупыми идиотами, которых только на содержание можно брать, когда вырастем, потому что для других дел у нас мозгов нет…

Думаю, именно такими методами она добивалась нашего уважения. Скорее всего, именно так находит выход ее нереализованная Наташа Ростова, исходя из чего могу сделать вывод, что если женщина рождена для того, чтобы только рожать, не стоит ей становиться учительницей. За сочинение мне поставили 6 баллов, сказали, что трудно написано, и есть непонятные мысли, но хорошо, что не буквы. Мой дед помогал писать мне сочинение. Получается, что ему поставили 6 баллов, журналисту и искусствоведу? Впрочем, что толку говорить про учительницу. Откуда могут появиться у нас мозги, если учителя только и делают, что орут? Не орут в нашей школе только на физкультуре и на военном деле – там все по уставу. Тупо, но по уставу.

Мой дед говорит, причина в том, что учителя перед нами не стесняются быть самими собой, поскольку не подразумевают у нас наличие мозгов, что в своем учительском коллективе учителя вряд ли ведут себя так же: они вынуждены больше притворяться, чтобы не потерять работу. Еще он говорит, что к такому нужно привыкать, что в моей жизни будет еще много чего похуже: и безграмотные начальники, и изворотливые, но бездарные коллеги, с детства приученные требовать и орать, и что самое главное, получать синекуру любыми правдами и неправдами. Значит, и мне нужно учиться делать то же самое, иначе я взрослым так и не стану?

Устами младенца по Фрейду

Однажды во время поездки в Питер мы с моим дедом зашли в книжный магазин. Дед у меня в свое время достаточно прочитал бумажных книг, и теперь по своим соображениям перешел на электронные. Говорит, что таким образом он экономит и свои силы, и силы природы. Мои ровесники не читают книг, и для того, чтобы не быть похожими на тех, кто смотрит в кино «Секс в большом городе», я решил, что заставлю себя читать. Понятно, что все мои «вопреки» смахивают на идиотизм. Но по одному из этих «вопреки» захотелось мне купить в этом книжном самую замысловатую книгу, которую даже взрослые читают редко. Я спросил у моего деда, книгу какого автора он считает в своей жизни одной из самых сложных. Дед сказал, что Фрейд, по его мнению – один из самых непростых знаковых фигур прошлого века. И я решил, что именно Фрейда мне и не хватает в жизни, чтобы стать совсем уж особенным. Когда расплачивался в кассе, дед начал меня отговаривать, мол, я ничего не пойму, даже если просто тупо буду читать, а чтобы читать не тупо, нужно подготовить мозг другими книгами. В принципе, я с ним согласен, но отступать в моем возрасте – значит перестать себя уважать. Книгу я купил, привез в Минск, ошарашил родителей (на что и рассчитывал) и стал читать.

Что и говорить: правы те, кто может многое понять из того, что написал Фрейд. Но кое-что я понял. Например, почему ни я, ни большинство моих ровесников не помнят дат, имен, формул и правил. Разобраться в этом мне помог Фрейд, с которым учителя в школах, видимо, не знакомы. В первых же работах из психопатологии обыденной жизни речь зашла о забывчивости слов, словосочетаний и имен на родном языке. Фрейд писал, что при негативном восприятии обстановки нашим мозгом воспроизвести запоминаемую информацию сложно. Кто-то, конечно, запоминает больше, но, как правило, все старшеклассники после школы ежедневно отправляются к репетиторам, платят там условно 30$ за 2,5 часа, где и в спокойной обстановке что-то запоминают. Я тоже в свое время ездил заниматься с репетиторами, но потом бросил это дело и начал заниматься самообразованием через книги, фильмы и общение со взрослыми умными людьми. А зачем, собственно, ходить в школу и тратить время, если можно спокойно, без негативных последствий учиться самому, и при этом еще экономить деньги?

Когда мы с моим дедом уезжали из Питера (я с Фрейдом в сумке) и ждали у гостиницы транспорт, к нам подошел один россиянин, которому, видимо, было скучно курить в одиночестве. Он заговорил о войне, о правительстве – об этом говорят сейчас все не только в России. Он позицию большинства россиян не осуждал и даже гордился этим. А потом, как-то само собой разумеющимся, закончил свое общение с нами фразой: «Нас всех делают чернью. А чернью легче управлять». Я задумался. Да, школа нужна, ее сделали обязательной, чтобы делать из нас «недалеких», но послушных. Значит, это кому-то выгодно? Значит, учителя в школах не учат, не передают знания? Тогда они просто выполняют функции бездарных воспитателей, жандармов. Это даже не риторические высказывания – периодически они сами про себя так и говорят. Но все становится на свои места, когда включаешь понимание формулы вранья, которая гласит, что врут все, и особенно врут нам, старшеклассникам. Наверное, мы им зачем-то нужны именно такими, какими они нас пытаются сделать?

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Соцпакет – контрабандистам! Что будет, если дать «тунеядцам» по $1,5 тыс пособия

Мнение • Анна Трубачёва

Все хотят жить, «как в Германии», но конкретно Беларуси такой жизни не видать, пока главным девизом остается «мая хата з краю», а делом чести – тащить в дом все, что плохо лежит. Кому сделать первый шаг в сторону честного и цивилизованного общества: людям или государству? Журналист Анна Трубачева продолжает находить общее между белорусской контрабандой и немецкими социальными пособиями.