«Наши повара приезжают на работу в 6 утра». Эти люди бросили всё – и помогают врачам бороться с коронавирусом

Герои • Ольга Родионова

Мы все уже устали от плохих новостей и неопределённости. Поэтому сегодня KYKY расскажет о беларусах, которые смогли собрать ресурсы, деньги и единомышленников – чтобы помогать людям, оказавшимся на переводой. Любую инициативу из этого материала вы можете поддержать – равно как и запустить свою собственную.

Тренер, блогер Андрей Ткачёв. Завёл крауд-кампанию на средства защиты врачам: «К сожалению, их практически нет в продаже»

«Всё началось с того, что мои знакомые медики пожаловались на нехватку средств индивидуальной защиты. Я рассказал об этом в сториз Instagram – и сам не ожидал, что так много людей откликнется. В том числе и врачей, которые говорили, что — да, проблема существует и довольно острая. Я разместил пост со скринами этих запросов. Мои знакомые покупали в строительных магазинах костюмы и отвозили врачам. Мы не стали искать, «кто виноват», а решили, «что делать». И делать это прямо сейчас, не завтра, не через неделю.

Чтобы этой активности придать централизованности, я запустил сбор средств на MolaMola (кампания Андрея стала одной из самых успешных за всё время существования платформы — прим. KYKY). Сказать, что я как-то промил в соцсетях свою инициативу — да нет, всё само собой так получилось. Сегодня у нас есть предложения о помощи, в том числе и от бизнеса: «Галерея Ў» предоставила нам свое помещение под командный пункт и склад.

К сожалению, средств защиты практически нет в продаже, поэтому мы точечно выкупаем мелкими партиями то, что удается найти. И периодически всплывают спекулянты, которые пишут в личку предложения товаров не медпрофиля, вроде защитных масок, по явно завышенной цене. Сюда же можно отнести ситуативное взвинчивание цены на лимон и имбирь. Мы договариваемся на покупку 10 000 масок по цене 60 копеек, приезжаем: извините, мы отдали их другим людям дороже. Через три часа перезванивают и «нашли» еще, но готовы отдать уже по 90 копеек. Маржинальность — 1000 рублей в час... Как сказала одна девушка из таких: «Ну вы же понимаете, это рынок!»

Мы изо всех сил стараемся точечно закрывать срочные проблемы, как, например, вчера из 10-й больницы поступил запрос на питьевую воду для медиков: они работают с пациентами с подтвержденным коронавирусом в костюмах, которые герметичны настолько, что медсестры падают в обморок из-за перегрева.

Сейчас всё мое время уходит на это: спишь по 6 часов – да и то тревожно, не всегда находишь время поесть. Приходится решать много специфических задач, с которыми раньше я просто не сталкивался. Я лично прекратил тренировать своих клиентов еще три недели назад. Это была осознанная самоизоляция. Жаль, что большинство населения довольно безответственно относится к мерам предосторожности, и к собственному здоровью, хоть и людей в масках на улице стало в разы больше. Даже самые простые маски важно и нужно носить абсолютно всем хотя бы для того, чтобы самому не стать распространителем вируса. Вообще, по хорошему, еще месяц назад по всей стране следовало бы ввести ограничительные меры – как это было сделано, но, к сожалению, поздно, в Витебске. Жесткий карантин может схлопнуть беларускую экономику, но и не оказание поддержки для частного бизнеса может оказаться губительным».

Поддержать кампанию Андрея можно здесь.

Сооснователь бренда одежды KRASA Анна Кулакова. Завела TG-канал с поиском жилья для врачей: «Медики рискуют и своей жизнью, и жизнями близких»

«Идея моя не новая – я посмотрела вечерний выпуск EuroNews, и там был рассказ про португальский опыт. Показывали медсестру, которая живет в найденном ей жилье, – и это очень удобно, потому что у нее старенькие родители и она за них очень волнуется. В этот же вечер я создала Telegram-канал «Приюти героя Беларусь», потому что я прекрасно понимала: нехватка определенных потребностей, на которые уже есть краундфандинговые кампании, будет всё больше усиливаться. Медики рискуют не только своей жизнью, но и своих близких.

С учетом того, что я в PR не один год и социально активна в разных проектах, я знаю журналистов разных медиа и быстро закинула всем информацию с просьбой опубликовать — очень благодарна, потому что все откликнулись и сделали это максимально быстро. Еще мы выслали информацию о себе в существующие Telegram-каналы по коронавирусу, в общие чаты, где тусуются врачи. И поэтому всё выстрелило. Через два часа работы канала у нас уже было два предложения о жилье.

Даже директор «Президент-отеля» (как оказалось, сам врач) предложил гостиницу.

Надеюсь, подтянутся и другие. Telegram-канал живой, добавляется всё больше людей, мы очень радуемся и модерируем, чтобы не было флуда, только конкретная помощь врачам».

Если у вас есть свободное жильё для врачей, предложить его можно здесь.

Гражданский активист, правозащитник Андрей Стрижак. Запустил крауд-кампанию и координирует помощь врачам: «Все наши поставки — это капля в море, но пусть эта капля будет»

«Я сейчас участвую в трех основных волонтерских инициативах по COVID19. Все кампании координируются между собой – по сути, у нас один штаб, который осуществляет сбор, смотрит, как всё будет расходоваться, и занимается поиском поставщиков.

У меня это началось с поста врача Макса Очеретнего, в котором он призывал всех остаться дома. Я подумал, что надо бы выяснить – всего ли достаточно? Выяснилось, что есть определенные потребности в респираторах. Тогда я еще не знал о них практически ничего, но сегодня я среди ночи могу прочитать лекцию о ТТХ класса защиты FFP3, который надежно защищает от проникновения вируса при работе с больными. Сам такой не ношу, потому что занимаюсь этой инициативой по 12 часов в день и выйти из дома не могу уже третий день — некогда.

Две сотни FFP3 мы смогли достать в Солигорске у шахтеров и передать их Очеретнему. Оказалось, что проблема намного масштабнее, ситуация с индивидуальной защитой в Беларуси очень сложная, критическая на данный момент, большая часть медицинских учреждений не обеспечена вообще ничем. Ватно-марлевая повязка беларуского производства лучше, чем совсем ничего, но работать эффективно с действительно больными людьми не выходит. Это приводит к тому, что случилось в Витебске, когда были в самом начале эпидемии выбиты из колеи врачи.

Мы отправляем врачей без защиты, они лечат как могут, сами заражаются и ложатся на соседние койки со своими пациентами.

Соответственно, количество врачей уменьшается, а пик эпидемии еще даже и близко не начинался. И если мы сейчас не защитим врачей, которые находятся в эпицентре, то нас просто некому будет лечить. Второй момент — очень много специалистов предпенсинного возраста, которые попадают в крайние показатели групп риска, то есть мы можем получить ситуацию с летальными исходами у врачей, особенно в регионах. Учитывая то, что карантинных мер еще не было и вирус свободно циркулировал по стране, сейчас люди из самых глухих деревень госпитализированы с этим диагнозом. Это значит, что он уже везде.

Ясно что 80 % переболеет в легкой форме, само собой, смертность не чумная. Но витебская вспышка — реально первая ласточка. Мы работаем не только с Минском и Витебском, хотя это главные концентраторы больных людей в стране, но и с региональными больницами, чтобы обеспечить медиков защитой. Для понимания — средняя больница в день расходует от 1000 до 1500 респираторов – не масок, а именно со степенью защиты FFP3. Поэтому все наши поставки — это капля в море, но пусть эта капля будет. То, что сейчас гражданское общество пришло на помощь, — только ситуация подхвата, потому что государство все равно должно обеспечить медиков защитой: организовать производство, найти где купить, привезти самолетами из Китая. 

Проблема даже не в деньгах, которые нам удается собрать. Проблема в том, что нет поставщиков, которые могли бы сделать отгрузку того количества товара, что нам нужен. Второе — уникальность ситуации с коронавирусной пандемией. Во всех сборах, где я до этого работал (Андрей Стрижак собрал средства, закупил и отправил в зону АТО несколько реанимобилей «Ратаўница» – Прим. KYKY), нужно было перенаправить средства из тех мест, где они есть, туда, где они нужны. Сейчас ситуация такая, что весь мир столкнулся с этой проблемой: все средства индивидуальной защиты объявлены подзапретными для экспорта. Мы в ловушке и зависим от доброй воли других государств, потому что не имеем собственного производства. Мы сейчас будем сосредотачиваться на пошиве костюмов защиты, искать фирмы, готовые шить из материала, хотя бы отдаленно напоминающего такие костюмы. 

В Беларуси можно собирать деньги на благотворительные нужды физическим лицам на сумму 7003 рубля в год. Мы сейчас столкнулись с проблемой увеличения этого лимита – становится сложно организовывать такие сборы. Я как организатор очень жду, что налоговые органы пойдут нам на встречу. Ведь есть люди, которые аккумулируют средства для врачей, и будет неправильно облагать их налоговым сбором. Выходит, эти деньги будут изыматься из необходимых для защиты наших героев-врачей. Мне очень хочется донести эту мысль до государства – люди всё это не для себя собирают, а для общественно значимых нужд».

Поддержать кампанию Андрея можно здесь.

Журналист, активист Евгения Долгая. Запустила кампанию помощи бездомным: «Раньше до них никому не было дела»

«Люди, живущие на улице, — наиболее уязвимая группа населения в период пандемии. В любую эпидемию смертность среди бездомных очень высокая. Бездомным просто негде самоизолироваться, и для них высока вероятность заражения коронавирусом. Идея сбора денег пришла, когда мне написал директор американского шелтера для бездомных и рассказал, что много людей болеет. Я сразу вспомнила, что каждые выходные группа волонтеров из «Еда вместо бомб» кормят бездомных людей. А группа медиков-волонтеров из инициативы «Уличная медицина» каждые выходные осматривают их. Написала и тем, и тем с предложением сделать сбор. «Еда вместо бомб» просят обеспечивать их запрос и закупать продукты. А «Уличная медицина» закупают сами: все-таки они врачи – им виднее какие лекарства нужны.

 

 

И волонтерам, которые в прямом контакте, и бездомным людям нужны маски, лекарства и антисептики спиртовые или салфетки спиртовые, перчатки смотровые любых размеров. Бездомным мы антисептики раздавать не будем: высока вероятность, что их выпьют. Поэтому будем раздавать антибактериальные салфетки и маски. Я в восторге, что кампания набирает обороты. Раньше до бездомных вообще никому не было дела, как мне казалось. Я замечаю, что люди солидаризируются и готовы помогать. Мы ещё подключили майстэрню «ТАК» – они нам шьют огромный заказ масок».

Поддержать кампанию Евгении можно здесь.

Никита Божко – управляющий ресторана «Grillman», который готовит обеды для врачей: «Мы рады, что подали пример – «так можно, давайте с нами»

«Мы приняли решение закрыть ресторан и готовить трехразовое питание для врачей Городской клинической инфекционной больницы на ул. Кропоткина, 76. Сейчас мы полностью закрыли потребность медперсонала, который приходит посменно, и круглосуточной реанимации. Ежедневно мы привозим туда 140 порций: 20 завтраков, 20 ужинов и 100 обедов. И то, что нам привозят люди: пирожные, торты, квас, сок. Самое интересное, что администрация корпуса во главе с главврачом категорически отказывается принимать от нас еду, своим примером показывая, что пища предназначена для тех, кто стоит на передовой.

Потом мы подключились к питанию 6-ой Городской клинической больницы, где работает больше 200 врачей. Начали с 50 порций, потому что наши коллеги из Wood&Fire закрывали больше сотни обедов для персонала. Сейчас мы отвозим 100 порций супа и горячего – и будем делать это дальше.

 

 

Мы рады, что подали пример – «так можно, давайте с нами». Подключаются и другие рестораторы, например, небольшое кафе прямо через дорогу от 10-й больницы хочет приносить 20 обедов для врачей – они нам позвонили и спрашивали, как грамотно всё сделать с юридической точки зрения. Мы с удовольствием делимся опытом. Когда мы только запустились и пошла информация, мы не знали, как принимать деньги – идеальным решением для людей было создание кампании на MolaMola, а партнеры по договорам передачи в безвозмездное пользование привозят нам продукты. Есть нюанс в каждой больнице: в нашем случае договор на пожертвование заключен от физического лица. Потому что от юридических лиц медучреждения не могут принимать пожертвования, не связанные с приобретением оборудования и препаратов. Еда, получается, нецелевое использование.

Часть продуктов нам поставляют партнёры своей продукцией: сеть гипермаркетов Виталюр и ГИППО, Пекарня Bro Bakery, Пекарня BakeZavod, ТМ «Петруха», доставка «ENOT Delivery», БиоАлея, галерея десертов BonGenie и другие. Список с каждым днем растет, и сейчас мы ведем переговоры с очень крупным поставщиком молочной продукции – возможно, в нашем меню появится какой-то перекус на полдник. Но мы рады абсолютно всем. 

Однажды к нам приехал фермер и привез одну курицу, которую мы пустили в плов и получили отличное блюдо.

Мы не хотим, чтобы нам заказывали е-доставку: что нам люди привезли, то мы и «перерабатываем». Повара у нас очень квалифицированные, рецептов много.

 

Сегодня один из шеф-поваров сказал, что приготовит сырники на завтрак. В 7:20 я их забрал, мы добавили к ним так называемый английский завтрак: омлет, бекон и фасоль. На обед был обжаренный с карри и куркумой рис с кисло-сладкой свининой. Супы был куриный с брокколи и горошком и том-ям – нам Виталюр предоставил белую рыбу, которой мы заменили креветки из классического рецепта. На ужин вчера было мясо по-французски с курицей и гратен, сегодня будут драники с колбасками на гриле с сырным соусом.

Наши повара приезжают на работу в 6 утра, потому что завтрак должен быть в больнице в 8:00. Больше всего времени занимает приготовление обеда – 200 порций, одна часть из которых должна быть в 12:00, вторую мы привозим к 15:00, но будем стараться раньше. Инфекционная больница попросила привозить 20 порций ужина к 16:00 – видимо, чтобы могли поесть и врачи, уходящие со смены, и только на нее заступающие. Потом мы делаем заготовки на утро, и в 18:00 повара уходят.
В таком режиме мы будем работать до конца месяца точно. А когда всё закончится, мы запланировали всех желающих пригласить на бесплатное барбекю в «Песочнице».

Поддержать кампанию можно здесь.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я работаю хирургом в поликлинике и выступаю в образе Кассандры Ху». Как быть дрэг дивой в стране силовиков

Герои • Елизавета Мороз

«Выходить на сцену, танцевать, постить фото и говорить, что занимаешься дрэгом – это проработка страха, что тебе могут навредить. Теперь, когда каждый знает обо мне, я чувствую себя защищенным». KYKY публикует текст о дрэг дивах, само существование которых беларуское религиозное сообщество считает ЛГБТ-пропагандой.