Есть ли буддисты в белорусском селе Буда-Кашалёва
Беларусь – буддийская страна. Так мог бы сказать представитель модной нынче любительской лингвистики на грани лженауки. Ведь у нас есть населенные пункты с такими «буддийскими» названиями, как Карма, Буда-Кашалёва. Но это, конечно, несерьезно, как и попытки одного украинского ученого назвать Будду «древним украинцем». Хотя есть тут некоторая вина украинского классика Ивана Франко, который был очень увлечен буддизмом, писал стихи, посвященные Будде и даже находил «буддийский след» в украинском фольклоре. Но белорусские классики, в отличие от Ивана Франко, были скорее равнодушны к мудрости Востока. Итак, Беларусь – небуддийская страна, может сказать дотошный гражданин, изучивший данные по религиозным организациям, зарегистрированным в Беларуси.
Так есть в Беларуси буддизм или нет? Официально есть – летом этого года была зарегистрирована «Религиозная буддистская община «Шен Чен Линг» традиции Бон». Само обстоятельство регистрации общины традиции Бон в качестве общины буддистов немного удивило некоторых российских специалистов по буддизму, но, можно сказать, что процесс выхода белорусского буддизма из тени начат. Пока что о белорусском буддизме можно было говорить лишь во вполне «дзэнском» стиле: вроде бы он есть, но вроде бы его и нет.
Лицо белорусского буддизма зовут Татьяной
У каждого движения есть свое лицо. Для людей, даже малознакомых с буддизмом, «лицом» буддизма является нынешний Далай-Лама. Лицом белорусского буддизма можно назвать уроженку Витебска. В миру ее звали Татьяной Гредель, она успела отучиться в школе искусств, попробовать себя в биатлоне, побыть солисткой питерской рок-группы и журналистом, а сейчас она – Ани Тэнзин Лхадзэ, первая и пока единственная буддийская монахиня из Беларуси. Кстати, с Далай Ламой ее связывает прямая связь: наша землячка получила обеты монахини именно от него. Татьяна долгое время училась в Индии в монастыре, потом переехала в Бельгию, стала ученицей Патрула Ринпоче, тоже очень известного буддийского учителя. В Беларусь она приезжает один-два раза в год – навестить родителей и продлить Шенгенскую визу.
Парадокс, но поначалу о Татьяне знали в основном за пределами Беларуси – в Петербурге, где она работала в буддийском храме, а также в Бельгии и Индии. Помню, как год назад я брал у Татьяны интервью для российского информационного портала «Asia Russia Daily», чьи читатели живут в основном в Республике Бурятия и в Монголии. На Родине о Татьяне заговорили с ноября этого года. В середине ноября состоялась встреча в студии «Ваджра-йоги». С тех пор у Татьяны взяли интервью несколько информационных порталов и даже бортовой журнал компании «Белавиа». Особый интерес к представительнице буддизма проявили витебские католики. Татьяну неоднократно приглашали в витебские костелы рассказать о буддизме и ее монашеском пути, прочитать стихи (пишет она на нескольких языках: русском, белорусском, тибетском и английском). Факт приглашения буддийской монахини католиками особо символичен в связи с тем, что сейчас в прокат вышла картина Ивана Вырыпаева «Спасение», повествующая о путешествии католической монахини в Тибет.
Что говорит монахиня Татьяна про Будду, Иисуса и копирайт
Пятого декабря в дискуссионном клубе «Логос» при костеле Иисуса Милосердного состоялась очередная встреча с Татьяной Гредель. В субботний вечер ради этого общения люди специально приехали даже из Минска и Орши. Лекция была довольно необычной, ведь выступала Татьяна на белорусском языке – так попросили организаторы. Изложение основ буддийской теории сопровождалось показом слайдов и перемежалось чтением стихов.
А потом пришел черед вопросов. Аудитория собралась поликонфессиональная – были и православные, и католики, и буддисты, были студенты, родители с детьми и люди, убеленные сединами. Молодой человек, назвавшийся католиком, почему-то спросил, как применять учение Будды на практике, а Татьяна ответила, что надо в каждой жизненной ситуации смотреть, а как бы в этом случае поступил сам Будда и пытаться ему подражать. «От чего было сложнее всего отказаться при принятии монашества?» – спрашивали присутствующие. «Сложнее всего было отказаться от занятий музыкой, так как монашеские обеты не дозволяют петь и играть на музыкальных инструментах», – отвечала Татьяна.
Дальше разговор зашел о том, можно ли буддисту скачивать книги из Интернета. Небольшое отступление: буддийская этика содержит запрет брать то, что не было дано, то есть речь не просто о запрете на воровство, а также о запрете на взятие бесхозных, ничейных вещей.
«Некоторые монахини отказываются скачивать книги из сети, хоть во времена Будды и не было копирайта», – ответила интересующимся Татьяна.
Художники, айтишники, строители и врачи: портреты белорусских буддистов
Но Татьяна не единственная буддистка из Беларуси. Бурятские друзья рассказывали мне, что молодые люди из Беларуси приезжают учиться в Бурятию, в Буддийский университет при Иволгинском дацане. Некоторые из белорусов доучиваются до конца срока обучения и даже возвращаются на Родину. Так, есть информация, что один белорус прошел в Бурятии курс обучения тибетской медицине и вернулся в Беларусь. Известно, что еще один наш земляк стал одним из лучших переводчиков с тибетского на постсоветском пространстве и недавно был признан ламой. Но это – люди выдающиеся, заметные. А большинство белорусских буддистов – домоседы, которые не спешат отправиться за духовностью в Тибет или Бурятию. Гораздо ближе Санкт-Петербург и находящийся там буддийский храм. Многие буддисты из Беларуси предпочитают практиковать в одиночку, «подобно носорогу», как пишется в одном из буддийских текстов, и не торопятся создавать общину или открывать буддийский центр. Как мне сказал один айтишник и последователь Южного буддизма: «А зачем мне суетиться по поводу общины или центра, если я могу практиковать дома, а когда захочу – поехать в тот же Таиланд, пожить там в монастыре». Вот логика среднестатистического белорусского буддиста, который практикует больше дома, изредка раз в год или, если повезет, чаще, выбираясь на учения приезжающих учителей. Почти не встретишь белорусского буддиста, который афишировал бы свою религиозную принадлежность, скорее, наоборот – человек, много говорящий про чакры, карму и просветление может оказаться начитавшимся популярных книжек любителем эзотерики, а не практикующим буддистом.
Рядовых буддистов в Беларуси намного больше и они, как правило, не на виду. Проще всего, конечно, считать по социальным сетям. Сообщество «Буддисты Беларуси» имеет 196 подписчиков, сообщество «Буддизм Алмазного Пути Карма Кагью в Минске» насчитывает вдвое больше, то есть – 411 подписчиков.
Наиболее известной буддийской группой в Беларуси являются последователи ламы Оле Нидала. Действительно, когда белорусские журналисты хотят что-то написать о белорусских буддистах, они в 99% случаев пишут именно об учениках датского ламы. Центр буддизма Алмазного Пути Карма Кагью (так официально называется наиболее распространенное направление буддизма на территории СНГ и в Беларуси) есть и в Минске. Возраст и социальное положение участников – самое разное. Среди белорусских буддистов много молодежи, но есть и люди за сорок-пятьдесят лет, с многолетним буддийским стажем за плечами. Есть студенты, художники, но есть и рабочие строительных специальностей, есть и врачи.
Когда белорусские буддисты будут подносить тибетским учителям рушники
Почему белорусы выбирают буддизм? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Представители первого поколения буддистов и большинство парней, как правило, увлеклись буддизмом на почве занятий восточными единоборствами: каратэ-до, ушу, дзю-до. Девушки и женщины начинают интересоваться восточными духовными практиками чаще всего на почве занятий йогой. Есть и те, кто уже с самого начала испытывает тягу к философским и этическим аспектам буддийского учения.
Но только учениками Оле Нидала дело не ограничивается.
В Беларуси проживают последователи других тибетских традиций (Гелуг, Ньингма, Дрикунг Кагью). Буддийские учителя приезжают в нашу страну нечасто, поэтому белорусов можно встретить на учениях, которые проводят в России, странах Балтии, Польше и даже Индии. Хотя буддизм для Беларуси в новинку, белорусские буддисты довольно консервативны и выбирают чаще всего именно традиционные школы со столетней или тысячелетней линией передачи от учителя к ученику. Так что белоруский буддизм можно пока что назвать классическим, собственного белорусского буддизма с национальным колоритом, как например, бурятский буддизм, пока не сложилось. Наверное, для появления «буддизма с белорусским лицом» надо подождать пока сменятся, по крайней мере, три поколения буддистов. Пока же белорусские буддисты подносят тибетским учителям хадаки – шарфы на бурятский или тибетский манер, а не, скажем, белорусские рушники.
Хотя среди белорусских буддистов есть последователи разных школ, большинство выбирает тибетский буддизм, Ваджраяну или как его еще называют – тантрический буддизм, тайную мантру. Вопреки распространенному мнению, Тантра, по крайней мере, в буддийской традиции – это не изощренные сексуальные практики под восточную музыку и аромат благовоний.
Да, определенные сексуальные практики в тибетском буддизме отыскать можно, но, как правило, выполняются они уже на завершающем этапе пути, до которого не все и дойдут. По крайней мере, в этой жизни.
Также в городе Речица был начат процесс регистрации буддийской общины «Первый шаг Пути», которая поддерживает контакты как со школой тибетского буддизма Гелуг (традиционная для России буддийская школа), так и с представителями Южной школы буддизма – традицией Тхеравада. Доктор Аджан Чатри, монах традиции Тхеравада и официальный представитель бюро по буддизму Таиланда, посещал Беларусь. Говоря о Южном буддизме, надо упомянуть и проживающих в Беларуси иностранных студентов, особенно из Шри-Ланки. Около 80% жителей этого островного государства – буддисты. Студентов из Шри-Ланки в нашей стране обучается порядка трехсот, значит, и буддистов среди них может быть не менее полутора сотен. К сожалению, отсутствие буддийских центров не дает гостям из Шри-Ланки возможности удовлетворить религиозные потребности. Тогда как, например, в Таиланде создаются православные приходы, окормляющие как российских туристов, так и местное население.
От пятисот до тысячи: цифры и обряды
Итак, если посчитать буддистов всех традиций, проживающих в Беларуси, включив туда и иностранных студентов, то можно сказать, что по самым оптимистичным подсчетам от 500 до 1 000 белорусов являются буддистами. Именно являются, а не считают себя таковыми, так как буддистом нельзя стать просто посмотрев фильм про Шаолинь и побрив голову в подражание мастерам шаолиньского ушу, буддистом также не стать, прочитав пару популярных книг по буддизму, отсидев десятидневный ритрит по медитации Випассана или даже съездив в Индию и Тибет.
Нет, буддистом, как правило, становятся после определенного ритуала. В тибетской традиции это может предусматривать повторение за квалифицированным учителем или монахом определенной формулы, называемой «Прибежище», принятии обетов. Иногда новообращенному буддисту могут дать духовное имя на тибетском языке и состричь прядь волос с головы. В последствии буддист должен принимать прибежище ежедневно, два раза в день по три раза, обычно – утром и вечером. Также человек должен иметь буддийское воззрение. Итак, буддистом может считаться тот, кто прошел ритуал принятия прибежища, соблюдает определенные обеты и разделяет основные принципы буддийского учения. У мирян обетов обычно пять: не убивать, не брать то, что не было дано, не лгать, не распутничать, не употреблять одурманивающие вещества (алкоголь, наркотики). У монахов, в зависимости от степени посвящения, обетов больше.
Вопреки расхожему мнению, многие буддисты едят мясо. Хотя, есть и такие, кто сознательно отказался от пищи животного происхождения: один из таких убежденных вегетарианцев – ныне живущий Чатрал Ринпоче, родившийся в далеком 1913 году.
Отличить белорусского буддиста по внешним признакам довольно сложно – в отличие от кришнаитов, буддисты (если они не монахи как Татьяна) не ходят в специальных одеждах, копируя индийский стиль. Да и холодно было бы в наших условиях расхаживать так, как ходили и ходят в жаркой Индии. Кстати, говоря о холоде: кое-какие техники тантрического буддизма могли бы помочь в наших сложных погодных условиях. В Тибете бывает довольно холодно, и тамошние йогины практикуют так называемую «йогу внутреннего тепла» или туммо.
Человек, освоивший такую йогу, не боится зимней стужи и даже способен на морозе сушить мокрые простыни теплом своего тела. Безо всякого ущерба для здоровья.
Некоторые тибетские йогины соглашались на эксперименты с участием западных ученых и продемонстрировали свою способность выдерживать холод, который смоделировали специально для них в лаборатории. Освоение этой йоги требует посвящения от учителя, хотя российский биолог Минвалеев, как он утверждает, сумел-таки разгадать секрет тибетских йогов и научился при помощи особой техники дыхания высиживать без одежды на морозе.
Синие глаза Будды
Глобализация затронула и духовную сферу. В Азии растет число христиан, особенно много становится протестантов и католиков. Есть сведения об обращении в православную веру некоторых тайцев, при том, что Таиланд – это страна с тысячелетней буддийской историей. Широко освещалось в СМИ крещение голливудского актера Кэри Тагавы, известного любому выросшему в 90-ые по роли главного отрицательного персонажа в боевике «Мортал Комбат».
В то же время, все знают, что Ричард Гир, Киану Ривз и покойный Стив Джобс были буддистами. В Европе, США и даже в Африке появляются собственные буддийские монахи. Набирает популярность буддизм и в России, причем не только в традиционных буддийских республиках, но и в Москве, и в Петербурге. Говорят, однажды даже целое подразделение российского ОМОНа стало учениками Оле Нидала. Учитывая расположение нашей страны между Востоком и Западом, а также то, что через Беларусь пройдет новый Шелковый Путь, можно прогнозировать, что последователей самой древней мировой религии в нашей стране станет больше.
По преданию, у Будды были синие глаза – такие, как у многих жителей Синеокой. Говорят, что Майтрейя, будда будущего, придет с Запада, да и изображают Майтрейю не в привычной для будд позе со скрещенными ногами, а сидящем на троне, то есть вполне «по-европейски». Как знать, возможно, грядущий будда родится именно здесь, в Беларуси? На некоторые вопросы Будда отказывался отвечать, «храня благородное молчание» и лишь улыбался. Причем улыбается Будда не «голливудской» улыбкой, а улыбкой скромной, доброжелательной, но полной достоинства. Именно так улыбаются белорусы.