KYKY: Лера, почему ты решила написать книгу?
Лера Красовская: Это получилось не случайно. У меня своя диетологическая практика в Амстердаме, которой в марте исполняется четыре года. За это время я написала более ста статей. Уже три года веду рубрику на радио «Свобода». Сначала она называлась «Без чарки и шкварки», а теперь называется «На здоровье». Там я рассказываю об основах здорового питания своим соотечественникам. Поэтому и книжку решила написать. В ней я рассказала о тех элементах питания, на которые стоит обратить внимание сторонникам растительной пищи и строгим вегетарианцам.
KYKY: Ты сама строгая вегатарианка?
Л. К: Я в основном питаюсь растительной пишей и иногда ем рыбу. Назвать меня вегетарианкой нельзя, потому что вегетарианцы – это те, кто не ест ни мяса, ни рыбы. Я отказалась от мяса в возрасте 13-14 лет. Не буду придумывать красивые истории о том, что мне было жалко животных. Скорее всего, просто перестала есть и все. Естественно, ничуть не жалею. Если уж отказываться от какого-нибудь продукта, то лучше от мяса. Даже лучше, чем от сахара (хотя сахар – тоже большой враг здоровья). Вообще, тема питания интересна всем в принципе. Если вдруг в компании оказывается вегетарианец (знаю по своему опыту), то сразу же к нему куча вопросов. Первый – откуда ты берешь белок? Второй – откуда ты берешь кальций, если ты не пьешь молоко. Всем интересно знать, что получать из пищи, из каких продуктов, и действительно ли так страшно вегетарианское питание, как это представляется иногда.
KYKY: А вот правда: откуда ты берешь кальций?
Л. К: Ладно, поехали. Например, хороший источник кальция – это тофу, соевый продукт. Различные сорта капусты, например, пекинская. Маленькая порция нашинкованной пекинской капусты в 50 граммов содержит примерно столько же кальция, сколько и стакан молока. Брокколи, горох, нут, миндаль, кунжут – тоже хорошие источники кальция. Эти продукты я в своей книжке и называю, привожу рецепты блюд их них.
KYKY: А чем мясо вреднее сахара?
Л. К: Есть очень много не прямых, но косвенных доказательств того, что регулярное потребление мяса – один из факторов возникновения такой болезни как рак. Вообще-то, это публичная информация, хотя до многих стран она не доходит. Всемирный фонд исследований рака (WCRF) выпускает практические рекомендации, которые правительства всех стран должны распространять среди своих граждан. Одна из этих рекомендаций звучит так: сократить потребление красного мяса (под красным понимается все мясо, кроме курицы) до 400 граммов в неделю. Эта рекомендация возникла не просто так, а как результат работы, длившейся не один год, и обработки тысяч исследований ученых. Мясо – небезопасный для здоровья продукт. Я уже не говорю об этическом аспекте и негативных последствиях для окружающей среды.
KYKY: А ты смотрела фильм «Sugar»?
Л. К: Про австралийца, который стал есть сахар, и в середине своего исследования поехал в Америку? Да, смотрела. Фильм неплох: простой человек, не обладающий огромным багажом знаний, от чистой души хочет всем показать, какой сильный вред приносит сахар. Интересно, что сегодня все средства массовой информации почему-то вдруг решили обратить внимание на сахар, а ведь подобных врагов всегда было много. Сначала это был жир, теперь – сахар. Думаю, со временем дойдут и до мяса. Но за каждой категорией продуктов стоит свое лобби, и у мяса это лобби очень серьезное. Его производство является важным аспектом экономики в таких странах как Китай, где огромное население только начало зарабатывать существенные суммы. В Китае большое количество еды считается признаком благополучия. Люди начали есть мясо какими-то нереальными порциями. Я никого не конвертирую в вегетарианцев: ни пациентов своих, ни друзей, ни знакомых, ни членов своей семьи. Плохо другое – некоторые люди привыкли питаться определенным образом с детства и потребляют продукты неосознанно.
KYKY: Расскажи об учебе на диетолога в Амстердаме. Сильно процесс обучения отличается от принятого в Беларуси?
Л. К: В Беларуси я проучилась два с половиной года на журфаке, потом в Москве еще столько же. В Амстердаме получила два образования: сначала в университете, а потом в институте, где училась на диетолога. В Голландском университете учеба – это, скорее, самообразование. У тебя много времени на подготовку, и системы жесткого контроля нет. Ты уж сам решай, сколько тебе глав в книге прочитать. В институте все было немножко по-другому. Обучение длится четыре года, это полная программа Бакалавра. В ней много всевозможных предметов, но все они связаны с питанием и диетологией – не так, как было в беларуском университете, где всех студентов обязывали сдавать зачеты по набору предметов: экономика, философия и много всего постороннего. Тут такого нет. Рассматриваются все аспекты диетологии, и предметов может быть много, около сорока за четыре года – теория, практика, стажировка как обязательная часть программы, диплом.
KYKY: А кто твои пациенты в Амстердаме?
Л. К: Один день в неделю я работаю в кардиологическом центре. Там пациенты в своем большинстве – пожилые люди с недугами сердца. У всех у них ожирение, почти у всех сахарный диабет второго типа и еще букет сопутствующих проблем. В остальном большинство моих пациентов – это здоровые люди самых разных возрастов (от 20 лет до 65), которые хотят избавиться от лишнего веса. Еще две большие группы пациентов – (строгие) вегетарианцы и (рекреативные) спортсмены. Много приходит людей с синдромом раздраженного кишечника. Ну а вообще я вижу людей с самыми разными болезнями, пищевыми расстройствами и вопросами. Иногда люди запутываются в доступной информации и приходят просто поговорить о том, что же такое – по-настоящему здоровая еда.
KYKY: Какие тренды диет есть в Европе?
Л. К: Можно выделить несколько. Один – люди вдруг начинают все есть без глютена. Этот тренд губителен, и диетологи как сообщество с ним очень не согласны. Непереносимостью глютена страдает примерно 1% населения Земли, но гораздо больший процент вдруг решает, что им нужно есть все без глютена. Второй тренд – белковые диеты. Они уходят и возвращаются уже лет тридцать, так что тренд не совсем новый. Одна из его разновидностей – это палеодиета. Те, кто придерживается палеодиеты, потребляют большое количество животного белка. Не специально, но по-другому никак. Вообще, значимость белка завышена, и люди в принципе едят его больше, чем нужно. Но мы почему-то склонны думать, что нам его все время не хватает.
Животный белок, который содержится в мясе, может привести к возникновению хронических заболеваний. Людям более пожилого возраста, у которых есть проблемы с почками и сердцем, избыток белка может сильно перегружать систему, отчего могут страдать и почки, и сердце.
Да и потом, палеодиета с экологической точки зрения совершенно не обоснована. Третий тренд – классический. В Голландии с недавних пор в области здорового питания появился тренд веганизма, чего до этого не было. Я специализируюсь на работе с веганами и вижу их больше, чем другие люди, но все равно это можно выделить в качестве тренда – люди осознанно переходят на питание растительной пищей. Здесь тоже есть свои минусы и риски для здоровья. Просто так переходить на растительную диету без знаний о том, что чего тебе нужно из макро- и микроэлементов, не стоит.
KYKY: Люди в питании совершают одинаковые ошибки?
Л. К: Каждый совершает ошибки в силу личных причин, но есть, конечно, и общие. Например, недостаток белка, недостаток жирных кислот, кальция, железа, недостаток цинка. Вот это пять самых главных элементов. Возвращаясь к книге: я попыталась рассказать настолько коротко, насколько это возможно об элементах, на которые необходимо обратить внимание, если ты переходишь на строгую вегетарианскую диету.
KYKY: Веганам нужно делать какие-то биохимические анализы крови?
Л. К: Биохимические анализы крови не сразу все показывают, и некоторые дефициты возникают не через неделю после перехода на растительную пищу. Например, мы постимся – я имею в виду православное население. Посты длятся по 50 дней, и их смысл тот же самый – питание растительной пищей. Никто не идет сдавать анализ крови до и после поста. За 50 дней может случиться нехватка чего-то в организме, но ничего страшного не произойдет. Речь идет о более продолжительном периоде.
KYKY: Вегетарианство помогает сбросить вес?
Л. К: Ответ некоторых людей разочарует. Суть похудения простая: нужно потреблять меньше каллорий и энергии, чем тратишь. От этого никуда не денешься. Энергия – это калории. Диета может быть абсолютно любая – палео, сыроедение, белковая и тому подобное. Но она будет эффективной только при условии, что человек потребляет калорий меньше, чем ему нужно. Хотя есть одно но. Если диета «странная» – то есть тебе невкусно или нужно есть нетипичные продукты, то эффект у нее будет кратковременным. Также следует помнить, что быстрая потеря веса ведет к быстрому его набору после окончания диеты. Здоровая диета – это сбалансированная диета с максимальной потерей веса 1 кг в неделю.
KYKY: Откуда критика веганов? Как ты считаешь?
Л. К: Сложно сказать. Многие люди склонны думать, что они все знают лучше всех. Если почитать комментарии под статьями диетологов, можно увидеть много негатива, который ни на чем не базируется. Это первое. Во-вторых, веганство – достаточно новое явление. Хотя в моем кругу знакомых всегда были вегетарианцы, если смотреть с глобальной точки зрения, то их немного. А новое всегда подвергается критике. Потом еще такой момент – тема питания интересует всех. И в интернете можно найти информацию за и против любого продукта и любой диеты. Люди в принципе склонны селективно выбирать и верить чему-то, исходя из своих интуитивных предпочтений. Каждый считает себя специалистом в области питания и подвергает критике вегетарианцев, потому что думает, что именно он обладает правильной информацией.
Заказать книгу Леры Красовской «Чистая Еда» можно здесь.