Диана Новикова, зам директора по ученой работе гимназии №12: «Джинсы и штроксы недопустимы, дети должны настраиваться на учебу»
Зам директора: Дресс-код в нашей гимназии распространяется на всех учащихся, но те, кто посещают группу продленного дня, после уроков, конечно, переодеваются. На занятиях школьники придерживаются правила: светлый верх, темный низ. Одежда должна выглядеть строго: мальчики носят костюмы, девочки – сарафанчики или юбочки со светлой блузкой. Джинсы и штроксы в школе недопустимы, так как дети должны настраиваться на учебу.
KYKY: Почему нельзя настроиться в джинсах?
Зам директора: Ну, наверное, это вопрос к психологу. В принципе, изначально ведь из джинсовой ткани шили именно рабочую одежду, и лишь потом она стала модной для всех.
KYKY: В чем тогда проблема носить джинсовую рабочую одежду в школу или гимназию?
Зам директора: Установленному в учебных заведениях дресс-коду подчиняются и многие взрослые на своих работах. Таким образом в гимназии мы подготавливаем учеников ко взрослой жизни.
KYKY: Для чего втягивать сюда детей, которых превращают в маленьких дядь и теть?
Зам директора: Спросите об этом в Министерстве образования.
Елена Плетинская, педагог-организатор гимназии №12: «На уроках дети не должны расслабляться»
Педагог-организатор: У нас есть дресс-код и единая школьная форма, которую дети носят, в основном, в какие-то торжественные дни: бордовые жилетки у девочек, синие – у мальчиков, а также значки гимназии.
KYKY: А зачем им дресс-код?
Педагог-организатор: На уроках дети не должны расслабляться. Свободный стиль не для учреждений образования!
Наталья Ерошевич, зам директора по учебной работе СШ №132: «Дети, чьи родители не могут позволить им дорогую или модную одежду, не чувствуют себя ущербно»
Зам директора: «В нашей школе учащиеся придерживаются делового стиля, однако носить свитера в холодное время года, разумеется, можно. Мы не навязываем детям модель: светлый верх, темный низ. Одежда не должна быть вызывающей, тона – сдержанные. Нельзя носить ярко-красные вещи или рубашки в клеточку.
KYKY: Чем клеточка не угодила?
Зам директора: Ну, это более уличный вариант. Вот и все (смеется). Вообще, дресс-код необходим. Это не совсем уравниловка, но дети, чьи родители не могут позволить им более дорогую или модную одежду, не чувствуют себя ущербно по отношению к тем, кто каждый день одевался бы по-новому. Получается, что деловой стиль – это не траты, а экономия».
Галина Полудень, зам директора по учебной работе гимназии №23: «Если пиджак деловой, он может быть и штроксовый, главное, чтобы не красный»
Зам диретора: «Наш дресс-код – все то, что рекомендовано Министерством образования Беларуси. Раньше у нас была своя форма, в этом году мы от всего отказались.
KYKY: Многие мечтают учиться в вашей белорусскоязычной гимназии. Нет никаких значков или ленточек, которые ваши студенты носят, чтобы выделяться?
Замдиректора: Никаких ленточек или значков, указывающих на то, что гимназия белорусская, нет. Просто деловой стиль для всех. Качество одежды зависит от кошельков родителей. Что касается правил, то если пиджак деловой – он может быть и штроксовый, главное, чтобы не красный».
Денис Киселев, зам директора по воспитательной работе лицея БГУ: «Одежда – это не так важно. Главное, чтобы ученик был умный»
Зам директора: «Мы придерживаемся делового стиля, но это вовсе не значит, что учащиеся должны ходить в пиджаках и галстуках. Джинсы и свитер – вполне приемлемая одежда. Просто не стоит оголять живот, надевать на учебу шорты. А так мы относимся к теме дресс-кода весьма демократично.
KYKY: Во многих других учреждения образования дресс-код – строгое правило. Бытует мнение, что без дресс-кода ученик не настроится на учебу…
Зам директора: В ответ на это я бы сказал: мы – лучшее учебное заведение страны. Попасть к нам можно исключительно на конкурсной основе (в этом году – семь человек на место). Среди 260 человек параллели последнего выпуска – 60 медалистов, а 30-40 человек стали победителями олимпиад, в том числе, республиканских. Так что одежда – это не так важно. Главное, чтобы ученик был умный и стремился к знаниям. Главное – дать эти знания, а также возможность раскрыться максимально».
Комментарий психолога Надежды Цыркун
«Собираясь в школу, ребенок, конечно, должен переодеваться. Если пустить его в школу в той одежде, в которой он ходит гулять во двор, он не сможет настроиться на уроки. Это как наряжаться в театр или ходить в одинаковой форме, будучи военными. Везде свои правила. Правда, в театр уже не наряжаются, а вот военнослужащие все стоят в одном ряду, и судят их исключительно по поступкам.
Дресс-код уравнивает детей – и они ходят в школу учиться, а не хвастаться новой одеждой и папиными деньгами.
Дресс-код или форма прививает учащимся чувство стиля, настраивает на успешность. Многие жалуются на то, что им не хватает денег постоянно покупать детям школьную форму: раньше у людей были руки, и они решали эту проблему. Просто форма покупалась на несколько размеров больше и подшивалась. Таким образом дети ходили в ней не один год. Выглядело это нормально.
KYKY: Вы уверены, что можно купить костюм на три размера больше, постоянно его подшивать, не говоря уже про протертые «локти» на рукавах, и при этом воспитать в ребенке чувство стиля?
Психолог: Да, я действительно, считаю, что если проходить в одном костюме несколько лет, у школьника все равно разовьется чувство стиля. А любые дырочки на брюках можно аккуратно зашить. Просто вещизм и мещанство проели общество: зачем шить и зашивать, если можно купить новое? Такая позиция. Все жалуются на отсутствие денег, а живут, как будто бы их очень много.
KYKY: Представляете, как выглядит пиджак, купленный на три размера больше и надетый на третьеклассника?
Психолог: Возможно. Но форму для мальчиков я бы немного все же изменила. Качественный костюм на самом деле дорогой. А снашивается он быстро. В пиджаке постоянно ходить не очень удобно. Пусть говорят, что трикотаж не школьная одежда, но я считаю, что если надеть на ребенка трикотажный гольфик или свитер, ничего плохого не случится. Что касается школьниц, особенно немного подросших, то их вид даже в школьных платьях не должен вызывать у других впечатления, мол, стоят такие сексапильные девочки-нимфетки.
Вообще, чтобы понять, легко ли следовать детям выбранному дресс-коду, необходимо ввести дресс-код и для учителей.
Прически не должны закрывать их лица, макияж не должен быть вызывающим, одежда – стильная и скромная. Если уравнивать, то всех: и детей и взрослых. Педагоги должны подавать пример.
KYKY: Вы считаете, что если отменить дресс-код и дать школьникам носить то, в чем им удобно, они не будут учиться?
Психолог: Многие сегодня нахваливают заграницу, мол, у них там можно ходить, в чем хочешь, свободный стиль – проявление личности. Это не совсем верно. Есть очень дорогие и престижные школы, в которые родители записывают детей заранее. В них прививают манеры и эстетику, настраивают на карьеру, воспитывают управленцами. Там есть школьная форма – довольно строгая и скромная. В других школах можно ходить, в чем хочешь. Но и выходят из них другие выпускники. Вы можете привести пример успешных знакомых, которые не носили в школу форму, но у успешности нет оценки, так что никто не знает, до каких высот они могли бы дорасти при других условиях.
Чтобы подытожить, скажу так: дресс-код в школе необходим, но форма должна быть удобной, функциональной и качественной. Дети не должны быть уменьшенной копией взрослых. Это безвкусица и кич. И еще добавлю, что называть дресс-код или форму ограничением – это то же самое, что назвать, например, ограничением инцест».