KYKY: Ирина Викентьевна, согласны ли вы с информацией в данном списке?
И. В.: Вы знаете, частично. Думаю, этот список создан с целью напугать читателя. Нельзя сказать, что все указанные препараты не работают. Безусловно, лекарственные препараты должны проходить длительные исследования, и в Европе именно так и происходит. Но в странах СНГ просто нет такой исследовательской группы, времени, чтобы подвезти научную доказательную базу под каждый препарат. Но это не означает, что всё из списка можно назвать «фуфломицинами». Представленные тут препараты в большинстве своем российского производства. Понимаете, чтобы в Европе выпустить лекарственный препарат, нужно пройти десятилетние исследования, в России и Украине все намного проще.
KYKY: Давайте мы с вами рандомно выберем указанные в списке препараты и обсудим их эффективность или наоборот бесполезность. Начнем с неэффективных?
И. В.: Здесь некоторые препараты являются гомеопатическими. Знаете, что такое гомеопатия? Вода, в нее добавляют ничтожно маленькую частицу, вот прямо микрочастицу – остатки травы. Всё. Понять, как это может лечить, весьма трудно. Недавно приняли закон в России, что гомеопатия признана лженаукой, что еще раз подтвердило мои догадки.
Вот, к примеру, препарат анаферон (интерферон, генферон – антитела гамма-интерферона человека) – данный препарат считается гомеопатическим. Когда мы учились у одного из умнейших инфекционистов, которого мне повезло повстречать в моей практике и в учебе, он не понимал, как в задний проход можно запихать свечи генферона и ждать, что это должно вылечить ребенка. Учитывая количество содержащихся единиц – 200 000, 500 000 интерферона в одной капсуле. Но многие врачи практикуют назначение данного препарата детям. Я этого не принимаю и не понимаю, как это работает.
Обратить внимание, в данном списке можно и на стимуляторы иммунитета. Нигде в Европе такие препараты не принимаются. От противовирусных инфекций никто не лечит данными препаратами. Максимум – парацетамол, ибупрофен и жидкое обильное питье. Понятия «стимуляторы иммунитета» нет. Никто не знает, как иммунитет себя поведет, реагируя на вирусную инфекцию.
Валидол и правда пустышка. Препарат нацелен на группу людей пожилого возраста. Таблетка не спасет от инфаркта, но поможет успокоиться, если закололо сердце или возникло волнение. Ментол раздражает рецепторы языка и вот это покалывание как бы отвлекает. Типичное плацебо. Считать валидол серьезным препаратом нельзя. Но попробуйте сказать это нашим бабушкам. Они покупают его без рецепта, хотя терапевты при сердечных болях выписывают нитроглицерин.
Линекс – очередной совершенно бесполезный препарат. Очень странно, что этот препарат назначают совместно с приемом препаратов для антибактериальной терапии. Еще в университете преподаватели-инфекционисты объясняли: чтобы восстановить флору и заселить её нужными бифидобактериями, необходимо съесть вагон этого препарата или того же йогурта. Соотношением количества бактерий в одной капсуле невозможно ничего заселить, если у вашего ребенка действительно дисбактериоз. А ведь понятие дисбактериоз существует только у нас, на постсоветском пространстве. В Европе такого понятия нет. Микрофлора восстанавливается сама. Если вам кажется, что после антибиотиков вы чувствуете себя плохо и видите нарушения стула, проще попить кефира. Заметьте, это гораздо дешевле.
Биопарокс – антибиотик местного действия. Его назначение просто необоснованно. 90 процентов заболеваний носа и горла, верхних и нижних дыхательных путей – это вирусы. Вирусы антибиотиками не лечатся.
KYKY: А какие лекарства, наоборот, эффективны?
И. В.: Адаптол, например. У данного препарата нет международного названия, и понять к какой группе препаратов он относится трудно. Разрабатывался Российской Федерацией для снятия тревожности у космонавтов. Ожидаемого эффекта не дал, но обычным людям помогает. Главное следить за дозировкой. Сказать, что он не помогает и является пустышкой, не могу.
Анальгин – в единократных случаях приёма можно принять таблетку, ежедневно – нельзя.
Милдронат – знаю, что многим назначают данный препарат, и он эффективен. Никогда не слышала, что этот препарат не работает. Его назначают деткам с сердечной патологией. Незаслуженно, считаю, внесли в данный список.
Фенибут – неврологический препарат. Это беларуский аналог ноофена. Он действительно работает и его наши врачи назначают. Почему он попал в данный список, не знаю.
KYKY: И все же, многие врачи назначают вышеуказанные неэффективные препараты. Зачем они делают? Не в курсе, что они бесполезны или есть иные причины?
И. В.: Причин несколько. Есть взрослые люди, те же пенсионеры, которыми движет единое желание – полечиться. Им нужна волшебная таблетка, и убеждать пациентов в том, что достаточно такой терапии, как обильное питье, прохладный воздух, отдых или наоборот физическая активность – просто бесполезно. Они ругаются, не верят тебе, требуют активного лечения. Как так – я плохо себя чувствую, а лекарство применять не нужно? В медицине есть множество физиологических состояний, которые проходят самостоятельно и не требует лечения. В итоге назначаешь обычную гомеопатию, от которой нет никакой пользы и вреда, и пациент уходит счастливый, что доктор его лечит. Поэтому многие врачи вынуждены назначать пустышки. Ну и есть такой момент, что многие доктора, особенно старой закалки, действительно верят в эффективность данных препаратов.
Следующая причина – заинтересованность врачей в распространении. К нам приходят представители фармацевтических компаний, которые предлагают выписывать пациентам их препараты. Как правило, это производители из стран России и Украины.
Схема простая. Они приходят и рассказывают про свои лекарства, красиво излагают, и если ты доктор, который особо ничего не читает и ничем не интересуется, то ты понимаешь, что жизнь спасена. Чудо-препарат, назначай, все просто! А вот если тебе важно, что за лекарство тебе навязывают, есть момент самоосознанности, начинаешь задавать вопросы – фармацевтические представители немного теряются и не всегда могут внятно ответить на вопросы. Но случается, что предлагаемый препарат действительно хороший и эффективный, плюс выгоден по цене.
KYKY: Врачам в поликлинике платят деньги за такое распространение?
И. В.: За продвижение нам фарм-представители приносят ручки, блокноты, отрывники. Денег лично мне никогда не предлагали. От своих коллег тоже не слышала. Думаю, многие на этом действительно зарабатывают, иначе трудно объяснить, зачем пациентам назначают большое количество лекарств с недоказанной эффективностью. Но лично не сталкивалась. Разве что одна агент как-то поставила условие: «Если вы в течение двух недель назначите десять таких-то препаратов, я вам тогда принесу бесплатно это лекарство». Такой вот бартер. Если врач честен, то на такие условия он не пойдет, сами понимаете. Если нет – мы получаем активные продажи бесполезных медицинских препаратов, назначаемых докторами своим пациентам. За границей такая практика тоже существует. Но не так навязчиво, как у нас. И конечно не без поощрительных бонусов. Но в Европе вообще нет такого понятия, как анаферон, валидол и прочие лекарства-пустышки. Только те, что имеют под собой научную доказательную базу. И к слову, серьезные препараты с доказанной эффективностью, не требующие рекламы, которые есть на том же Пабмеде, наши представители не предлагают.
KYKY: По этой же причине – продвижение лекарств за бонусы от фарм-представителей – многие доктора назначают и дорогие препараты, хотя известный факт, есть дешевые аналоги?
И. В.: Да, такое может быть. Иногда сами пациенты настаивают на назначении дорогих препаратов, часто особо акцентируя, чтобы это не были беларуские лекарства. Но, скорее, срабатывает именно заинтересованность медицинского работника в бонусах. Ведь по составу дорогие лекарства и дешевые аналоги абсолютно одинаковы. Вы знаете, иногда даже представители фармацевтических компаний просят направлять пациентов в конкретную аптеку!
KYKY: Можно наблюдать тенденцию назначения огромного количества препаратов. И упомянутый выше интерферон, иммуностимуляторы, спреи в горло, леденцы, поливитамины и прочие лекарства. Есть логика в действиях врачей или это опять преследование своих корыстных целей?
И. В.: В какой-то мере можно пенять на наше образование. Нас так учили. Лечить от всего. В советские времена бронхит повсеместно лечили антибиотиками, сейчас, наконец, разобрались, что вирусный бронхит (а это в 90 процентах) не нуждается в антибактериальной терапии. Иногда у доктора просто нет времени, чтобы почитать современную научную статью и разобраться в новых методах лечения.
Плюс, поймите, очень мало образованных пациентов, которые понимают, что если он или его ребенок заболел вирусным заболеванием, то достаточно принять жаропонижающее при высокой температуре и пить больше жидкости. Вы попробуйте сказать эту больному!
Я активно придерживаюсь данной позиции и говорю своим пациентам, что не назначаю лекарства здоровым людям. Почему другие врачи поступают по-другому, сказать трудно. В каждой профессии есть кто-то хуже, кто-то лучше. Человеческий фактор. Ну и возможность получить заветные бонусы от фармацевтических компаний – можно предположить и такой вариант.
А еще представьте, сколько людей проходит через врачей. До семидесяти человек в день. Нет сил объяснять каждому пациенту, что красное горло бесполезно поливать «Орасептом», только питьё. Скажите бабушкам, что валидол – это просто ментоловая конфетка. Они обидятся и будут со слезами на глазах доказывать, что им помогает. Ты эмоционально выгораешь. Проще выписать лекарство, зная, что вреда не будет и принять следующего пациента. Наши люди почему-то верят в лекарства, в гомеопатию, в заряженную воду. Срабатывает эффект «плацебо», а ведь положительный настрой в выздоровлении очень важен. Принял пустышку, поверил, что помогает и стал выздоравливать увереннее. Таким образом круговорот продающихся бесполезных лекарств не прекращается.