«Самая комфортная дистанция с ребенком – не менее полутора метров». Чайлдфри как феномен

Боль • Ольга Декснис
Свободные от детей белорусы рассказали, в каком возрасте у них появилось желание быть бездетными, как на него реагируют близкие, и почему кот в семье, в отличие от ребенка – не лишний. Психолог Татьяна Левчик комментирует осознанный выбор героев.

Термин чайлдфри появился в 70-е годы в США, где в 1992 году произошла революция бездетных. В России это движение было официально зарегистрировано провайдерами Рунета в конце 2004 года. Именно тогда интернет-форумы и группы стали собирать единомышленников. Вообще, чайлдфри в паутине настроены решительно. Общение в любой группе начинается с предупредительного слогана: «Переубедить нас не удастся. Совсем. Вообще никак! Религия и апелляция к Богу тщетны. Про «вымирание» нации слушали неоднократно. То, что дети — «счастье» тоже знаем, только счастье не для нас. То, что «мы же сами были детьми» и «если бы наши родители были бы чайлдфри», не обязывает нас обзаводиться потомством. Предназначение, смысл жизни в детях — тоже не для нас. Стакан воды в старости принесёт сиделка или робот. Про то, какие мы «уроды» – слышали».

«Хотела сделать стерилизацию, но по закону – только с 35 лет»

27-летняя минчанка Светлана Бирилова окончила Академию искусств по специальности «Режиссура драматического театра». Сегодня занимает нишу офисного сотрудника. В будущем планирует вернуться к творчеству и попробовать себя в фотографии. «Я выросла в полной семье, была единственным ребенком, – рассказывает Светлана. – Идея никогда не иметь детей была со мной с сознательного возраста. Наверное, способствовала моя лень. За ребенком нужен круглосуточный контроль, на его содержание нужно тратить много денег. А времени на домашнюю работу увеличивается в несколько раз: уборка квартиры, приготовление еды, стирка. Никогда не понимала: зачем тратить время на тяжелый труд воспитания, если можно потратить его на отдых и приятное времяпрепровождение, на путешествия? А еще я очень люблю тишину и здоровый сон. С детьми об этом можно только мечтать».

По мнению Светланы, с детьми родители испытывают колоссальный страх перемен, чаще всего, продолжают трудиться на нелюбимой работе. А если ее потерять, то нечем будет кормить ребенка, платить за развивающие кружки и не за что покупать игрушки. «Не обязательно жить по шаблону: «родился, отучился, пошел работать, завел детей, пошел не пенсию и умер». Можно постоянно чему-то учиться, начинать делать новое, кардинально менять свою жизнь», – говорит Светлана.

Светлана Бирилова

KYKY: Как реагируют на ваши убеждения близкие, к примеру, мама?

Светлана: С окружением мне повезло. Друзья и близкие никогда не пытались меня переубедить, что я живу неправильно. Мама, конечно, этот образ жизни не понимает, но принимает. И надеется, что рано или поздно я изменю свое решение.

KYKY: Что предпринимаете для того, чтобы беременность не наступила?

Светлана: Тщательно слежу за контрацепцией: принимаю таблетки. Одно время хотела сделать стерилизацию, но по закону это может сделать только женщина после 35 лет, с наличием двоих детей. У нас в стране без проблем можно менять себе пол, увеличивать грудь, откачивать жир с помощью операции, но лишать себя репродуктивной функции – нельзя. Если беременность наступит, несомненно, сделаю аборт. В себе я уверена: никогда не захочу стать мамой.

KYKY: Как вы реагируете на высказывание о том, что женщина создана для рождения детей?

Светлана: Оно имеет несколько однобокий сексистский взгляд, который подходит разве что для описания самки животного. А мы ведь люди! Нам рот дан не только для того, чтобы им есть. Мы еще и говорить можем, и петь красиво тоже. Да, у женщины есть репродуктивная функция, которой она может пользоваться по своему усмотрению. В соцсетях я подписана на группы по теме чайлдфри. Участники делятся там интересными новостями, наблюдениями, мыслями – там не встретишь однотипные фото беременных девушек с подписью: «Вот так должна выглядеть идеальная фигура».

KYKY: Как по-вашему, зачем женщины рожают детей?

Светлана: За всех говорить сложно. Кто-то искренне хочет дать жизнь новому человеку, кто-то рожает из страха, что муж бросит, кто-то боится, что будет осуждаем обществом, кто-то ждет стакана воды в старости, кто-то боится одиночества, кто-то рожает просто потому что «так надо», а кто-то – ради льготных квадратных метров в Каменной горке.

KYKY: Как вы относитесь к детям? Можете ли подержать ребенка на руках, поиграть?

Светлана: Мне не доводилось этого делать, поэтому ничего не могу сказать по этому поводу, Наверное, я не знаю, как с ними надо себя вести.

Фото: Мартин Парр

KYKY: Продолжение рода в вашем понимании – стереотип?

Светлана: Меня не интересует продолжение рода: я не королева, не герцогиня и даже не графиня, чтобы меня могло это хоть как-то интересовать. Фабрик, заводов, судов, пароходов у меня тоже нет, так что думать, кому ж это все достанется, мне тоже не приходится.

KYKY: Представьте, что вы встречаете любовь всей своей жизни, а он говорит: «Хочу детей и точка!» Ваша реакция?

Светлана: Конечно, мы расстанемся. Вряд ли я смогу действительно полюбить человека с полностью противоположными взглядами на жизнь. Гораздо проще немного помучаться после расставания, чем потом всю жизнь жалеть о том, что пошла против своей воли и своих желаний.

KYKY: Вы обсуждаете с молодыми людьми свою позицию? Предупреждаете, что никогда не хотите иметь ребенка? Как они реагируют?

Светлана: Когда у меня завязываются отношения с парнем, я, конечно, сразу говорю о своей позиции, и, как правило, парень очень удивляется. Я бы даже назвала это «сбоем в системе», но ничего – потом привыкает.

«Самая комфортная дистанция с ребенком – не менее полутора метров»

34 летний Вадим Сидоренко (имя изменено) из Гродно женат уже 11 лет. В Беларуси у него с супругой был совместный бизнес. Меньше месяца назад семья эмигрировала в США. Сегодня в Штатах глава семьи занимается установкой дверей и окон, а супруга работает гувернанткой. Рассказать о своей позиции Вадим согласился, но привел массу доводов, «почему об этом нельзя говорить вслух».

Вадим: Так постоянно происходит с российскими чайлдфри. Людей находят в соцсетях, пишут им неприятные вещи, навязывают свои взгляды на деторождение, пытаются переубедить, – говорит Вадим. – Содержание посланий всегда примерно одинаковое: «Ты дурак! Одумайся! Дети – счастье. Повзрослеешь и захочешь детей, а будет поздно! Семья без детей – не семья». Если я открыто заявлю о своей позиции в СМИ, то привлеку к себе внимание граждан, фанатично настроенных против «свободных от детей». Я не хочу привлекать внимание к своей семье.

KYKY: Когда я изучала тему, была поражена негативом, который льется на чайлдфри. Скорее, даже не негатив, но агрессия. Вы думали, почему так?

Вадим: Думаю, их агрессия связана с недовольством от собственного выбора быть детными. Они уже не могут отказаться. Родили, но несчастливы. Им остаётся убеждать себя и окружающих в том, что они герои, совершили подвиг. Что всё, от чего они отказались, было ради великой и важной для общества цели – создать новую жизнь. Мне так кажется, я не психолог. Но знаете, это как люди, которые абсолютно не верят в Бога, но ходят в церковь и крестят детей. Я думаю, объективных причин ненависти к чайлдфри не существует. Наш образ жизни никому не вредит, но неприятие взглядов меньшинства – обыденная история. Ну, не можем мы спокойно пройти мимо гея, человека в татуировках или чайлдфри.

Фото: tcmag.com

KYKY: В отношениях с супругой вы изначально обсуждали, что никогда не хотите иметь ребенка?

Вадим: Единственным условием наступления «подходящего» момента для деторождения мы считали наше обоюдное желание. Но оно так и не пришло. Мы – чайлдфри, а это значит, что детей не будет никогда. Если моя супруга забеременеет, вероятнее всего, захочет сделать прерывание. Я не воспрепятствую. Если супруга вдруг передумает и захочет стать мамой, я ее поддержу, но не уверен, что смогу стать хорошим отцом. Я могу обеспечить материально семью, но вряд ли буду счастлив как сегодня и смогу сохранить наши гармоничные отношения. Скорее всего, брак распадется. Я люблю свою жену, но если родится ребенок, то не уверен, что полюблю его.

KYKY: Как вы относитесь к детям?

Вадим: Это люди, которые успели родиться, но еще не успели вырасти. Как временно неполноценные граждане. Пока не всё могут, но это, к счастью, пройдет. Вообще, дети не вызывают у меня беспричинного восторга, но и не раздражают. Я не стремлюсь к общению, но и не бегу от них. Самая комфортная для меня дистанция с любым ребенком – не менее полутора метров. На этом расстоянии вполне можно поддерживать диалог, но исключается тактильный контакт. Держать на руках – избегаю. Если случается общаться, то предпочитаю недолгие контакты. Дети очень шумные, активные, требуют много внимания. Я устаю.

Родственники семью Сидоренко поддерживают и уважают их «бездетную жизнь». Друзья, несмотря на наличие детей, поддерживают и понимают: семья может жить и по-другому.

«Третий – только кот»

23-летняя продавец-консультант из Могилева Елена Шкредова замуж вышла недавно. С супругом-бодибилдером изначально договорились про бездетный брак. «Естественно, мы не обсуждали эту тему на первом свидании, – вспоминает Елена. – Наши отношения развивались, а когда все стало серьезно, я высказала свою точку зрения. Было приятным сюрпризом, что будущий супруг придерживается той же мысли. Я понимаю, что именно вдвоем мы счастливы по-настоящему. А третий – лишний. Только если этот лишний не кот».

Никогда не иметь детей Елена решила в возрасте около 18 лет. «Я просто начала ловить себя на мысли, что дети не вызывают у меня никаких чувств, кроме недоумения. Как можно отдавать жизнь ребенку? У моей сестры есть сын, ему четыре года. Я разговариваю с ним как со взрослым. Ему нравится такое общение, а я избавлена от неприятного сюсюканья. Вообще, я стараюсь избегать всяческих контактов с детьми. Даже если попросят подержать, откажусь. Играть с детьми не умею и не понимаю, почему у людей так развит детоцентризм.

Елена Шкредова

KYKY: Вы можете передумать?

Елена: Нет, мое мнение в этом вопросе никогда не изменится. Складывается впечатление, что материнский инстинкт у меня природой не заложен. Мы с супругом оба дорожим свободой. Для нас ценно, что мы можем в любой момент куда-нибудь уехать, не беспокоясь, кому оставить ребенка.

KYKY: Часто ли вы сталкиваетесь с осуждением в свой адрес по поводу бездетного замужества?

Елена: О моей позиции знают родные и близкие. Мама на удивление отнеслась к моему выбору спокойно, за что я ей бесконечно благодарна. Когда я вышла замуж, знакомые были крайне удивлены, что я не в положении. Это тоже в наше время стало стереотипом. Я не бунтарь – просто мне неинтересно чужое мнение. Считаете меня неполноценной из-за нежелания иметь ребенка? Просто следите за своей жизнью!

KYKY: Почему чайлдфри вместо рождения детей предпочитают завести кота или собаку?

Елена: У нас с мужем есть кот породы сфинкс по имени Бастет, ему два с половиной. Мы его обожаем, холим и лелеем, а он нам платит за это нежным мурчанием по вечерам. Это самое грациозное, доброе и ласковое существо. Если честно, мне иногда кажется, что это не кот. Он умный, понятливый, аккуратный и чистоплотный как человек.

KYKY: Какие раздражающие высказывания вы чаще всего слышите в свой адрес?

Елена: Это очень длинный список: «Когда заведете детей? Часики-то тикают». «От тебя муж еще не ушел, к той, которая ему родит?» «Сколько вы на кота тратите? Выкиньте его и заведите ребенка!» По-моему, это смешно.

Комментарий психолога «Рождаемость высока там, где наименее безопасно жить»

Психолог-консультант и арт-терапевт Татьяна Левчик считает: «Новые формы лайфстайла не всегда сразу принимаются и понимаются. Всегда проще и легче идти проторенным путем, где каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Данная формулировка связана с понятием смысла жизни, который уже как бы создан для тебя, ничего нового не надо выдумывать.

Фото: Henri Cartier-Breton

Но современный мир позволяет реализовать первичные потребности, самореализовываться и рефлексировать на тему: «Для чего я здесь, в этом мире. Безусловно, каждый ответ – индивидуален. Для кого-то собственное предназначение отнюдь не связано с рождением детей. Также замечено, что рождаемость обратно пропорциональна уровню жизни. Наиболее высока рождаемость там, где наименее безопасно жить. Это своеобразная борьба со страхом смерти. Когда можешь погибнуть в любой момент – приятно думать, что будешь продолжать жить в детях. В то время, когда потребность в безопасности удовлетворена, можно слышать и чувствовать иные желания. Условия жизни позволяют заниматься любимым делом, быть полезным обществу и служить другим, позволяют двигаться вперед и развиваться. Кто-то создан для того, чтобы вить гнёзда, а кто-то – чтобы летать и наблюдать за этими гнёздами… У каждого свой выбор. Главное – приходить к этому выбору осознанно, понимая собственные причины выбора и следствия».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как телевизор меняет отношение белорусов к России и Евросоюзу

Боль • Мария Войтович

Политические конфликты последних трех лет поссорили не только целые народы, но и членов семей, которые, сидя у телевизоров, сражаются в красноречии за правоту России перед ЕС и Штатами. Специалисты лаборатории NOVAK провели национальный опрос, который доказал, что российская пропаганда действительно работает в Беларуси. Объясняет на примерах политолог Андрей Елисеев.