Все мы выросли в «стране советов», и поэтому нам эти самые советы сложно не давать. Особенно тем, кто по-нашему мнению, живет неправильно и не соответствует канонам прекрасного. Лучше всего осуждать ближнего при большом стечении народа – как на комсомольском собрании. Прививая ближнему чувство стыда, навязывая стереотипы, пропагандируя те или иные ценности, общество стремится формировать под свои нужды целые поколения, которыми будет легко манипулировать. Впрочем, обратимся к истории.
Чего стыдились отцы и деды
В 60-70-х годах прошлого столетия стыдно было быть не эрудированным. Если, скажем, в беседе ты не ловишь известную цитату или понимаешь, что какого-то автора не читал вовсе, а про историческое событие не слыхал, то тебя должен был залить пунцовый стыд и жаркий позор. В параличе собственной глупости ты был обязан побежать в библиотеку, чтобы изучить досконально вопрос, и только потом открывать рот, чтобы подискутировать. Властителями душ и трендсеттерами были знатоки из клуба «Что? Где? Когда?». Потом настали перестроечные времена, когда вдруг стало стыдно быть таким, как все. Через свободу самовыражения это уродливым и извращенным образом трансформировалось в чувство «стыдно быть бедным и неуспешным». Отсюда – кредитные автомобили премиум-класса, которые скупали и позже в нулевые, и «последние» айфоны.
Дело в том, что для большинства людей ценно только то, что трудно. Когда было трудно с книгами и информацией, ценилась эрудиция и начитанность. Когда было трудно со шмотками, ценилось умение себя одеть. Было сложно с продуктами – ценился ломящийся стол. Сейчас этим всем никого не удивишь. А потому людям безразлично, начитанный ты или нет, и что на тебе – Armani или Zara.
Сейчас, в эпоху изобилия, сложно не разожраться, поэтому мы ценим стройное тело и заметные косые мышцы живота. Возникли целые движения – ЗОЖников, йогов, веганов, фитоняш.
Всех их объединяет одно общее и крайне неприятное чувство – собственное превосходство и осуждение людей за их вес и фигуру с обязательным советом, просьбой или приказом начать диету и занятия спортом. Называется это модным словом фэтшейминг.
Когда я была подростком, было все ясно: вот есть спортивный образ жизни, когда ты активен, не ешь фигню, регулярно занимаешься спортом. И всякие анорексичные девочки на яблоках и кока-коле лайт были явлением, скорее, маргинальным. Худобу Кейт Мосс сравнивали с худобой Твигги и обеих считали нежизнеспособными инопланетными существами, так сильно отличавшимся от прежнего поколения роскошных красавиц – таких как Синди Кроуфорд.
А сейчас читаешь какого-нибудь фитнес-гуру вроде Лены Миро, и ннаааа тебе: «без силовых нагрузок будет качество задницы как у Кейт Мосс, то есть дерьмовое, как вы понимаете». Надо соответствовать новым стандартам – быть худым, мышечным и не больше 44 размера, иначе ты лентяй и размазня.
На деле, для женщин аскеза и сила воли в работе над телом были всегда. Начиная от корсетов и питья уксуса, заканчивая кольцами на шее
Мама, папа, школа и коммунистическое общество научили нас стараться быть лучшими во всех областях жизни. А любить свое тело – нет. И да, классическая загнанная домохозяйка – толстая и неприятная. Эти образы очень тесно схлопнулись в сознании. «Быть толстой» стало синонимом «не следить за собой», «быть несексуальной, недовольной жизнью».
Сейчас нет ценности глобальной аналитики, широты мышления. Это все очень зыбкие параметры. Особенно при наличии Гугла и Википедии. А достаток и внешний вид – понятия конкретные и зримые. Хорошо выглядишь – молодец, успешен. Нет – значит, неудачник.
Нынче «стыдно» быть толстой (читай – не убиваться публично из-за веса), не богатой, не успешной (что бы это ни значило), не молодой и не молодящейся, не путешествующей, не здоровой.
Кто такие фэтшеймеры и чего они хотят
Друзья и родственники человека, страдающего лишним весом, безусловно, руководствуются самыми благими намерениями. Они начинают регулярно напоминать несчастному толстяку о его весе и призывать к похудению. Однако результат насмешек будет, скорее всего, противоположным – очень скоро их жертва поправится еще на несколько килограммов. Потому что, скорее всего, невротично будет заедать свою проблему.
Фэтшеймерство (и как его жесткая разновидность – фэтхейтерство) – это безапелляционное циничное вмешательство в чужую жизнь и попытка навязать свои представления о ней. Не просто неуважение любого выбора человека. Позволено тыкать носом и ставить безапелляционные диагнозы, не вникая в суть проблемы. «Ой, мы же желаем тебе добра и здоровья! Тебе же самому будет комфортнее, если ты похудеешь, и качество жизни поменяется в лучшую сторону». А кто сказал, что человек не счастлив сейчас? Лишний вес, безусловно, вредно влияет на сердечно-сосудистую систему, однако больных людей среди худых столько же, если не больше. Причем эта сегрегация по весу наблюдается у людей от 30 до 40 лет. До тридцати лет молодые люди больше смотрят на заслуги и достижения, и в чем-то завидуют жизненной устроенности ровесников своих родителей. А в 30 начинается какое-то слепое осуждение и снобизм.
Это называется: нам мало того, чтобы мы преуспели; нам хочется ещё, чтобы другие потерпели поражение.
Американцы однажды провели эксперимент: хочешь повышение зарплаты на 50 долларов в месяц, а соседу твоему одновременно повысят на 100? Результат был плачевный: большинство отказалось от повышения, лишь бы и соседу не повысили. Явление травить иных – не новое. Оно было, есть, и к сожалению, будет.
Что же делать: толстеть дальше и раздражать фэтшеймеров?
Безусловно, худым быть приятнее, чем не худым, потому что лучше сидят вещи и легче бегать, в зеркале ты поинтереснее выглядишь и вообще... Но ничего кроме. Я не могу понять, что пресловутый «лишний вес» действительно, по-настоящему важен. Мне всё кажется, что фэтшеймеры троллят людей, и что они не всерьез. Невозможно же выстраивать свою коммуникацию с другими, основываясь (извините) на размере их жопы. Или заставлять толстых ненавидеть себя, стесняться и не вылезать из раковины.
И наоборот. Я не могу поверить, что люди с «лишним весом» всерьез и глубоко от этого мучаются и действительно этого стыдятся. Потому что это, блин, всего лишь тело. Ничего кроме тела. Просто тело, плоть, мясо, оболочка. И к тебе, человеку, имеет очень небольшое отношение.
Наверное, это всё же поколенческое. То есть я выросла и сформировала себя прежде, чем стало быть модно безупречно худым. А значит, это не моя этика с эстетикой.
Укрупнять и наращивать личность, на мой взгляд, гораздо конструктивнее, чем мышцы. А уж лезть с советами кому, что и как следует делать, носить или поступать – совсем пропащее дело.
Каждый сам вправе решать для себя, что для него лучше или важнее. Посмотреть на себя критично – в принципе достаточно сложная задача. Для всех. А стыдить подобно бабушкам на лавочке – это разновидность меряния пиписьками, когда аргументы в споре кончились, но надо непременно одержать победу за счет другого.
Потребности человека, на самом деле, очень невелики: поесть, поспать, размножиться, ну, может, еще книжку хорошую почитать... Все остальное, навязываемое общественными институтами как самоутверждение, будь то Бентли или грудь уверенного стоячего пятого размера, по своей сути – социальная пудра наших неокрепших мозгов. Меньше надо прислушиваться, и в чужие дела, тебя лично не касающиеся, совать свой нос. Каждый сам имеет полное право на выбор средств, которыми можно причинять вред своему здоровью, внешнему виду или мозгу. Будь то чарка и шкварка или приятные округлости. Споры до стертой клавиатуры в интернете или требования запрета курения, выгула собак да творчества Стаса Михайлова. Каждый индивидуум имеет право на свой личный способ схождения с ума. Не хочешь – не участвуй. Живи и давай жить другим.