Читатель KYKY Дмитрий рассказывает. «На такси часто езжу на работу, это позволяет сэкономить 30-40 ценных минут, которые тратятся на чтение новостей из вагона метро. Иногда добираюсь на такси домой, если засиживаюсь в офисе до полуночи. Езжу обычно на Яндекс-такси (по сути, фронтенд для 135). В качестве запасного варианта использую Uber, но по идеологическим причинам стараюсь им пользоваться как можно реже. Начиная с понедельника, вызывать Яндекс-такси утром в Сухарево стало решительно невозможно, так как машин 135 в городе мало, и концентрируются они в основном в центре города. С Uber – история та же. Маргинальные варианты такси (вроде IQ-Taxi) перестали работать вообще».
В течение двух дней Дмитрий тратил по 50 минут на вызов такси. Позже водители ему рассказали, что из всех такси в Минске работает только 10-20% процентов: в службе 135 первого августа на дорогу выехали машин 100 (обычно около тысячи), у такси 7788 — около 200 (обычно около двух тысяч). Дмитрий – не единственный, кто столкнулся с проблемами. Многие на текущей неделе пытались вызвать атомобиль через сайты, отчаивались и ехали на Убер по повышенному тарифу. Чтобы узнать, что же случилось, KYKY позвонил Андрею Степанюку – барабанщику группы Neuro Dubel, который работает в одной из минских служб такси.
Андрей Степанюк: «Люди нервничали, не успевая на работу, устраивали скандалы»
«1 августа – это последний срок, когда таксисты могли работать без сопровождающего устройства, которое называется СКНО (средство контроля налоговых органов), – пояснил Андрей. – Это GPRS-система, которая позволяет отслеживать маршрут машины и выручку. Вся информация передается на сервер налоговой инспекции. С 1 августа такси не сможет проехать без включенного счетчика. Постепенно все кассовые аппараты, включая супермаркеты, должны быть оборудованы этим средством контроля. Таксистам решили не давать уступок, потому что при плановых и рейдовых проверках было зафиксировано многочисленное сокрытие дохода с их стороны».
Чтобы СКНО работало вместе с таксометром, таксистам необходимо либо купить новый счетчик за $300, либо адаптировать существующий за сумму примерно в 360 новых беларуских рублей. «На сегодняшний день из-за загруженности сроки такой адаптации занимают почти месяц. Водители остаются без работы, город – без такси.
Я модернизировал счетчик ещё в марте, предвидя эту ситуацию», – говорит Степанюк. Информация о том, что надо установить СКНО, появилась еще летом 2015 года. Срок был установлен до 1 февраля 2016, но условий модернизации таксометров не было. Процедуру перенесли на август, но возможность обновить счетчики появились только в конце марта. Всего по Беларуси насчитывается около 16 000 водителей – четырех месяцев недостаточно, чтобы переоборудовать весь парк. «Я полагаю, половина не поставила, потому что не успела физически, а вторая половина – потому что забила», – комментирует Андрей.
«Основная причина сложившейся ситуации – нерентабельность такси. У народа просто нет денег на закупку этой хрени...
Думаю, после этого всего половина отсеется и появится такое забытое явление, как нелегальный извоз. А ведь ещё нам нужно платить за трафик – он килобайтный, потому что текстовые файлы на сервер идут. Стоимость трафика – 80 тысяч. Работая 1 августа, я наблюдал катастрофический дефицит услуги. Не помню, когда последний раз люди днём «бросались» под машину и просили забрать. Я носился всю смену (12 часов днем), не выключая двигатель. В среднем у меня в будний день десять заказов – а 1 августа было больше двадцати. Люди нервничали, не успевая на работу, устраивали скандалы. Думаю, работало только 10-15% машин на линии».
Александр – один из таксистов службы 7788, который не обновил таксометр
«Я изначально планировал уйти в августе в отпуск и в это время устанавливать СКНО. Сдал таксометр в конце июля, но мне сказали, что не меньше 25 дней будут делать. А мне просто-напросто нужно было работать: супруга сидела с ребенком после операции. Сейчас жена выходит на работу, а я буду сидеть с сыном. Мы не понимаем, почему это навесили на индивидуальных предпринимателей, хоть мы всегда показываем свою выручку. Слухи ходили разные – например, что от счетчика исходит вредное излучение. Все ждали, что это отменят, так же, как «восьмилетку» (машина такси должна была быть не старше восьми лет) или терминалы – всех обязали их поставить, но многие этого не сделали, и ничего не было. Сегодня на сайте службы было 790 машин на линии. Обычно – 1200-1500.
Но многие люди ездят на свой страх и риск – для тех, кто не установил СКНО, работает штраф в 100 базовых. Если бы мне надо было, я тоже так делал бы».
KYKY связался с руководителем службы такси «Столица» (135) Олегом Радкевичем, чтобы узнать, как они будут справляться «форс-мажором» и ждать ли нам повышения тарифов.
Руководитель такси «Столица»: «СКНО и на выручке скажется. У нас минимальная поездка стала стоить 5 рублей, а была 4 рубля»
По словам Олега Радкевича, в надеждах на «авось» помогли две вещи. Первая – ответ гостехосмотра, что машина не будет допущена к участию в дорожном движении, потому что устройство устанавливается на лобовом стекле, а это идет вразрез с правилами безопасности дорожного движения. Второе – ответ из министерства по налогам и сборам, что если таксометр будет сдан на модернизацию, можно будет пользоваться отрывными талонами. «Нам заранее пришло письмо, что после 1 августа необходимо обеспечить выполнения законодательства – фактически, чтобы диспетчер не передавал заказы. Мы стали периодически предупреждать водителей: «Уважаемые, скоро 1 августа – примите меры». Но они уже не имели возможности, потому что появились очереди – а пропускная способность пунктов, где можно модернизировать таксометр, 50 или 70 машин в день», – резюмирует Олег Радкевич. «У нас из 1300 машин сначала было около 300 обновлены – сейчас 450. Конечно, в первый день было выполнено на несколько тысяч меньше заказов. На 50% звонков мы говорили, что нет машин – сейчас ушли в цифру меньше 30%. Думаю, в течение месяца-двух все придет в норму. СКНО, конечно, и на выручке скажется. С 1 августа у нас минимальная поездка стала стоить 5 рублей, а была 4 рубля.
Директор такси «Пятница»: «СКНО работает ужасно: система сырая»
У службы такси «Пятница» совершенно другая схема работы: у них собственный таксопарк, все водители – наемные рабочие. Поэтому за обновление счетчиков была ответственна фирма, а не каждый таксист в отдельности. «Мы начали устанавливать СКНО ещё в апреле. Снимали с работы 4-5 машин раз в две недели и отправляли на модернизацию. Другой вопрос – как ведется переустановка. Само СКНО работает ужасно: система сырая. Раз в неделю какая-нибудь машина останавливается, потому что устройство выдает ошибку, и таксист не может работать – авто нужно везти в сервисный центр, где переустанавливают СКНО».
Тарифы такси «Пятница» не планирует повышать. «Налоги останутся такими же – мы всегда возим по таксометрам и выбиваем чеки, поэтому считаем себя крупным налогоплательщиком среди таксистов». Жанна Насута считает, что нововведение не повлияет на рынок такси – максимум, появится категория, которым будет лень установить СКНО, и нелегалы, но это будут единицы. «Может, для государства будет польза, но точно не в том, чтобы искоренить нелегалов или поездки без таксометра. Человек всегда сможет обосновать, что поехал по своим личным делам, а не везет клиента», – говорит Жанна.