Обращаете ли вы внимание на буквы, цифры и подписи на банкнотах? Такие мелочи не каждому будут интересны – уж лучше смотреть под ноги. На самом деле, к купюрам нужно быть внимательней. Взять хотя бы зайчиков и белочек – сначала ребёнок в процессе игры вырезает с уже неходовой «бумажки» выдру, а по прошествии лет вдруг узнает, что эта выдра могла оцениваться как целая шуба. Десятирублёвые купюры тиража 2000 года спустя время можно было продать за внушительные 60 долларов (речь о серии БИ). Хочешь не хочешь – теперь ты тоже вступаешь в игру.
Какие новые купюры можно продать
Во-первых: серия ХХ
Названная в народе серия «ха-ха» («серия замещения», «replacement note») вместе с остальными обычными сериями была выпущена в британской типографии De La Rue для покрытия брака. Почему она ценится и привлекает столько внимания? Секрет в небольшом тираже, значительно меньшем, чем стандартный. Каждая серия замещения представляет собой объективно редкие банкноты, которые не всегда бывает просто найти. У коллекционеров же на «замещёнки» особый спрос. Такие банкноты – интересуют не только белорусских бонистов, но и зарубежных «охотников» за деньгами.
Серия ХХ, например, выпущена для всех номиналов образца 2009 года. Как дорого можно продать такую купюру? Все зависит от состояния: чем ближе сохранность к UNC (Uncirculated – «не бывший в обращении». – Прим. KYKY), тем выше будет стоимость. Радостно мять и теребить купюру в руках не стоит: лучше, как советуют опытные бонисты, положить её до поры до времени между страниц книги с белой бумагой. Новые деньги (образца 2009 года) сейчас гастролируют в основном на аукционах. Там 20 рублей из серии «ха-ха» продаются уже за 30 рублей, 10 рублей отдают за 15-25 рублей, но иногда просят и 40, а 5-рублевую купюру можно продать за 8 рублей.
Во-вторых: бракованные купюры
Бракованные, а значит уникальные и редкие банкноты, всегда в цене у коллекционеров. Не меньше, чем специальные серии, если и не больше: такая купюра будет в только единичном экземпляре. За браком при производстве следят со всей ответственностью. Но найти необычную банкноту (к слову, из обращения они изымаются) – ещё полдела. Ведь дефекты нужно уметь правильно распознать: например, отличить пониженное качество производства (вроде 50-рублёвок 2000 года со следами краски у верхнего края) от полноценного производственного брака. Это не столько вопрос эстетики или перфекционизма, сколько вопрос цены.
Тем не менее, доступа к документам, которые описывают нормативные параметры ходовых банкнот, у нас нет (ни у бонистов, ни у профанов). Классификация бракованных белорусских купюр – результат тщательного анализа специалистов. Деньги брак, кстати, приносит хорошие: 50 рублей можно продать и за 500, 20 – за 50, и 10 – за 50. Наш фаворит – монета номиналом в 2 рубля превращается в монету за 100 рублей. Вообще, пункт обогащения на изъянах очень романтичен: если вы не такой, как все, то вы уникальны! И, наверняка, стоите в разы больше остальных.
В-третьх: красивые номера
Как есть люди, готовые платить за понты в номерах автомобилей вроде 0007 или 1111, так и в мире валюты за «красивыми номерами» охотятся бонисты. У красоты есть свои стандарты. Красивыми номерами считаются конкретные сочетания: 0000001, ХХХХХХХ (все цифры одинаковые), Х000000, 000Х000, 1234567, 0123456 или номера из первого десятка. Если купюра не подходит под указанные параметры, коллекционеру она не интересна (если не брать в расчет вопросы серии). Хотя некоторую ценность имеют и банкноты с условно «красивыми» номерами (с многократным повтором цифры, симметрией, etc.). Примерную стоимость такой банкноты можно узнать в специальном архиве. На аукционах, например, продают 100 рублей с условно «красивым» номером с четырьмя восьмёрками за 300 рублей, а условно «красивые» старые 50 рублей образца 2000 года продаются за 37,5 новых рублей.
В-четвертых, памятные банкноты
В нашем случае, памятной будет серия с оригинальным названием «Мая краіна – Беларусь», которая выйдет в честь нового денежного ряда во второй декаде июля. По сути, памятными купюрами можно расплачиваться даже в хлебном магазине: по стоимости они абсолютно эквивалентны прочим банкнотам. Но смысла в этом нет абсолютно, только если это не ваши последние деньги. Памятные банкноты являются достаточно выгодной инвестицией. Для сравнения – банкноты образца 2000 года выросли в цене примерно в 10 раз относительно того, сколько за них запрашивал при продаже банк. Грядущая серия выпускается ограниченным тиражом в тысячу штук, как рассказывают в пресс-релизе Национального банка Беларуси. Их номинальная стоимость – 440 долларов, но по прогнозам уже через год такой редкий набор будет стоить больше тысячи долларов. Даже несмотря на вопросы курса валют. Для цены всех банкнот, которые продаются не по номинальной стоимости, важно их состояние. Даже если серия оказывается невероятно уникальной, а номер – умопомрачительно красивым, вам не удастся ее продать, если у купюры не самый презентабельный внешний вид.
Сейчас куплю, а потом продам втридорога: бонистика для чайников
Как на деле работает система бонистики? Кто торгует банкнотами и монетами, кто их покупает? И какая, например, самая ценная белорусская купюра? На бонистическую охоту меня отправили в клуб коллекционеров во Дворце железнодорожников. За столами с массивными папками и альбомами, полными денег, которые уже «не ходят», сидят чем-то похожие друг на друга взрослые мужчины.
«Как правило, торгуют деньгами работники банковского сектора или те, у кого есть знакомые на почте и в банках, – рассказывает бонист Алексей Протосовицкий.
– В основном это люди возраста тридцать пять плюс, но иногда встречаются и моложе. Мне, например, двадцать четыре. А вот среди покупателей есть не только коллекционеры, но и обычные перекупы. Причём последние не всегда даже знают рынок, думают: «Сейчас куплю, а потом продам втридорога». К их разочарованию так получается очень редко. Люди покупают потому, что им это нравится: в их руках артефакты новой истории Беларуси, свой мини-музей. Например, о существовании памятных банкнот мало кто знает. Показываешь людям, и они удивляются. Тут и наступает ощущение, что ты владеешь чем-то уникальным».
Например, Алексей Протосовицкий – коллекционер и владелец самого дорогого на сегодняшний день лота с денежными единицами независимой Беларуси – двадцать семь миллионов или, на новый лад, две тысячи семьсот рублей.
Из десятков купюр его коллекции получилась денежная история суверенной Беларуси. Алексей говорит: «Собирал я такую коллекцию приблизительно три года. Естественно, такой малый срок требовал значительных денежных вложений, но я их не жалел. Ведь, по сути, коллекцию всегда можно продать, а полученное удовольствие у меня никто уже не отнимет. Думаю, самая ценная купюра – памятная банкнота 50 000 «Мирский замок». Она выпускалась тиражом всего 1000 экземпляров, и сейчас её стоимость где-то в районе 400$. Можно сказать, это жемчужина коллекции. Раньше её найти было очень и очень сложно, за ней охотились чуть ли не в прямом смысле слова».
Самая дорогая денежная банкнота Беларуси была продана за $2000
«Новых» денег на столах коллекционеров не было. Ситуацию поясняют бонисты из-за соседнего стола: «Почему нет у нас? Так они же есть в банках!» То есть пока новые купюры свободно курсируют в банках, обменных пунктах и на почте, коллекционеры и перекупы стараются получить их «интересные» разновидности по их же себестоимости. «Ценная только серия ХХ, купюры с браком или красивыми номерами. А пока что, – рассказывают мне коллекционеры, – у новых банкнот – только их номинальная стоимость».
Поначалу может быть спрос на серию АА как на первую из многих. Возможно, после смены на банкнотах подписи Прокоповича будет интерес к более ранним сериям. Но обычно никак нельзя отследить, какие стандартные серии окажутся дороже. Не последнюю роль для коллекционеров играет и курс: например, сегодня 500 рублей в коллекции будут эквивалентны 250 долларам, а если через два года Нацбанк будет продавать эту же купюру как эквивалентную 100 долларам, то можно просто потерять на движении курса. Единственное, на чём сошлись все, с кем я говорила, – белорусские монеты в ближайшее время точно не будут редкими. Так или иначе, вся информация о редких банкнотах (и образца 2000 года, и более ранних) собрана в большие специальные таблицы, где расписаны все нужные нюансы: от размера тиража до количества купюр на руках у коллекционеров.
Среди уже «старых» денежных единиц тоже есть свои рекордсмены. Самой дорогой белорусской банкнотой уже долго остается «5000» образца 2000 года серии АГ. А именно – первый экземпляр, который попал к коллекционерам со стоимостью в $2000. Кому-то не повезло, потому что на сегодня таких купюр выявлено уже девять, и стоимость их, соответственно, понижается. Но, тем не менее, эта банкнота по-прежнему остаётся самой дорогой белорусской купюрой, стоимость которой даже сейчас превышает $1000.