Дмитрий Исмагулов, партнер компании BusinessTools (бизнес-обучение и консалтинг), открыл бы гостиницу для собак или учредил премию имени себя
Всем, кто сейчас собирается открывать свое дело и располагает ограниченным бюджетом, я бы порекомендовал обратить внимание на простые потребности людей и развивать не мифические, а полезные для общества проекты. К примеру, совсем недавно я столкнулся с проблемой. Уезжаешь в отпуск – с кем оставить собаку? Гостиницы для питомцев вроде как существуют, но поселить в них на пару недель собаку – целый квест. Во-первых, в большинстве это собачники, которые в частном порядке берут животных на передержку к себе в дом, во-вторых, принимают далеко не все породы, в-третьих, нет никакой гарантии, что твой питомец останется жив и здоров. Так что ниша полностью свободна! Есть у меня еще один вариант, как потратить 10 тысяч долларов. Это неплохая сумма для призового фонда, который бы я учредил. Премия имени себя!
Если быть совсем серьезным, то я бы отдал эти деньги консультанту/HR-у, который создаст реально работающую модель по оценке эффективности обучения персонала. Позволяющую собственнику, который готов вложить в обучение свои ресурсы, ответить еще на входе на вопрос, какова будет отдача в финансовом выражении. Пока таких моделей нет, в особенности в области обучения менеджмента компании. Я думаю, если такая модель появится, автору можно будет номинироваться на Нобелевскую премию.
Бизнесмен и владелец Bristle-бара Александр Кнырович открыл бы бутербродную в центре Минска
Однажды я был во Флоренции, и метрах в 150 от главной площади зашёл в кафе. Оно было не очень презентабельного вида, мест на двадцать. Кафе предлагало бутерброд из флорентийского плоского хлеба и штук пятнадцать начинок на выбор: паштеты из овощей, салями, сыр, маринованные овощи. Бутерброд стоил пять евро, маленький пластиковый стаканчик вина – два евро. Место было популярным: в кафе постоянно была очередь от двух до десяти человек.
Если бы у меня была десятка, я бы занялся такой небольшой бутербродной. Но обязательно с фантазией и пониманием, что сегодняшний клиент, скорее, нацелен на средний чек, и при этом требует некой фантазии от владельца кафе. Для меня средний низкий чек – серьезно покушать за 199 тысяч рублей, а забежать на чай с одним блюдом – за 89 тысяч. Однозначно должны быть только белорусские продукты – с зарубежными никакая экономика не сложится. Однако в кафе обязательно будет свой хлеб – приличный хлеб в Минске днём с огнём не найти. Никаких изысков в интерьере с такой суммой быть не может: простые столы и стулья. Фантазию проявить только в том, как кафе вручную разукрасить.
Бутербродная должна быть в проходном месте и обязательно в центре. Около ГУМа сейчас ставка аренды не меньше 35 евро, и вряд ли там что-то регулярно освобождается. Но наверняка можно что-то найти чуть дальше – на Комсомольской или Карла Маркса. Несколько особо активных часов я сам стоял бы за прилавком – пока не стало бы понятно, можно ли с кафе серьёзно работать, я бы волновался за результат и свои последние 10 тысяч. Но даже в таком заведении невозможно обойтись без одного-двух наемных работников. Это будет обслуживающий персонал – на таких объёмах я сам вечером тратил бы час, чтобы подсчитать всё, свести и сдать в налоговую.
Андрей Гусаров, учредитель «Гусаров Групп» вложился бы в крематорий и кладбище для домашних животных
Я делал бы все руками до крайней степени перегрузки – не жлобства ради, а чтобы понимать реальные трудозатраты и процессы бизнеса. Потом начал бы постепенно делегировать, платил бы за курсы или самообразование. Вывесил бы план продвижения, описал бы возражения при работе с клиентами, платил бы, только проверяя возвратность, мелкими суммами в $500 долларов на канал. Если работать так, можно открыть любой бизнес. Исключение только общепит – не стоит туда лезть, слишком сложный вид бизнеса.
Я лично открыл бы крематорий для домашних животных. Узкая ниша, понятный рынок, постоянный процесс. Если владелец любил своего питомца, то не пожалеет денег, чтобы он был захоронен в подходящем месте. То есть нужно будет получить землю под минимальное кладбище. Фактически, в бизнес заложена социальная функция, и он имеет рынок со старта, что редко происходит в нише, где уже сформирован спрос.
Для открытия бизнеса нужна печь для сжигания животных и специальная лицензия на захоронение – получить её действительно трудно. Зато любой банк выдаст кредит, потому что бизнес-план понятен в цифрах. Фактически, это был бы кредит на развитие малого бизнеса в рублях – никаких собственных денег или минимальные вложения. Высока вероятность получения даже льготного кредита (например, в банке развития как стартап), потому что проект может претендовать на социально-значимый. Все расходы – только на персонал. Остальные расходы временные. Печь – только в лизинг. Разницу в сумме между деньгами, которые ты потратишь как первоначальный взнос по кредиту или лизингу имеет смысл вложить в бизнес.
Я сам никогда не сжигал бы домашних животных, потому что мне было бы трудно объяснить это знакомым. Найти людей для такой работы при текущем рыночном состоянии, думаю, не проблема. Я бы занимался маркетингом, продажами, обработкой входящих звонков на первом этапе и всем, что связано с организацией процесса работы и контролем персонала.
Сергей Володько, владелец и руководитель ТК «Тренинг Клуб», открыл бы свой нынешний бизнес
Это было бы моё нынешнее дело. Я могу его открыть и за ноль долларов – за десять тысяч немного быстрее. Когда-то так и начиналось. Как хобби, но, конечно, была какая-то зарплата как страховка. Первый сотрудник пришел ко мне со словами: «Я хочу на этот семинар, но у меня нет денег, а директор не хочет оплачивать. Могу делать то-то и то-то...» Когда есть деньги, мозг расслабляется из-за иллюзии благополучия, и ты начинаешь закрывать вопросы деньгами, не напрягаясь – тем более, если они чужие. И особенно, если это первый бизнес.
Первое мероприятие я могу провести через ИП товарища. Официально можно как угодно организовать, лишь бы явно не нарушать КоАП и УК. В то же время, если думать, как правильно все сделать, не нарушив, то можно и не начать. Потому что два разных бухгалтера будут рассказывать разные истории и говорить, как нельзя и что невозможно.
Работать буду один, с волонтером – его можно легко найти через соцсети или среди знакомых. Конечно, это экстрим и не очень удобно, но вполне реально. Часть прибыли направлю на развитие – в случае с организацией мероприятий она может быть сразу.
Алексей Садовой, соучредитель нескольких минских баров и барбершопов, вдохнул бы жизнь в районное убыточное кафе
Я взял бы в управление небольшое районное кафе, которое давно минусует – скажем, в Заводском районе. Сделал бы косметический ремонт – просто перекрасил бы стены, но не придумывал бы какую-то особенную концепцию. Купил бы пастомашину и научился сам готовить вкуснейшую пасту, собрал бы парочку друзей и единомышленников-альтруистов в команду и сделал бы коротенькое меню на десять видов. Разливалось бы всего одно пиво, белорусское, и красное и белое итальянское вино. Все простое, дешевое, доходчивое, но домашнее. Обязательно – лимонад. И чтобы пропиарить кафе, разбросал бы флаеры с вертолета на свой район – этого будет достаточно! Одна половина денег уйдёт на вертолёт, вторая – на краску и паста-машину.
Павел Подкорытов, владелец усадьбы в Подороске, открыл бы пивную точку в Волковыске или сыграл бы на бирже
$10.000, конечно, не такая большая сумма, чтобы можно было рассчитывать на серьёзный результат. Есть два варианта поведения: активный и пассивный. Активный – вложиться, например, в точку по продаже пива на разлив. Вариант осложняется тем, что много денег съест аренда. Но если есть своё помещение или выгодные условия аренды, то вполне реально раскрутить такую точку. В столице не открыть – слишком маленькая сумма. Я предложил бы сделать точку в небольшом городе, например, в Волковыске, где находится моя усадьба «Маёнтак Падароск» –получился бы вполне экономичный вариант. Только придется постоянно там работать, потому что если всё вложить в дело, на жизнь ничего не останется.
Нужно делать точку частью какого-то кафе – на самостоятельную не потянет, слишком мало денег. Должны быть столики (четыре-пять достаточно), хотелось бы, чтобы была возможность и на улице поставить. По закону нельзя наливать пиво в бокалы, если нет столиков или стоек. Поставить два-три крана на разные сорта пива – можно живое, можно крафтовое. Договориться с пивзаводами можно – возят, никаких проблем. Еще можно в бутылках продавать – четыре-пять сортов – и закуски, которые не надо готовить, фасованные или на вес: оленина, конина, арахис, чипсы.
Вариант пассивный – поиграть на бирже с акциями. Инструмент, конечно, очень рискованный и можно потерять всё – но и доходность в случае успеха очень привлекательная. Вложение туда предполагает моральную готовность с этими деньгами расстаться, если что-то пойдет не так.Поэтому одно дело – рассуждать, когда есть свободные средства. Другое дело – если это единственные $10.000, будешь ли ты так рисковать? Год назад я попробовал поиграть на электронной площадке eToro. Это был демо-вариант – я вложил $5.000.
Я покупал акции (выбирал мне понятные– Microsoft, Google, Apple, Toyota), какое-то время держал и продавал, пытаясь извлечь прибыль из колебаний курса. В течение года была нормальная динамика – 20% годовых на акциях заработал.
Одно время на курсе золота тожеиграл, но тамбыл печальный опыт – курс резко пошёл не в ту сторону, и моя «золотая» позиция была закрыта с убытком. Однако в конце прошлого года произошло обрушение котировок акций на биржах, и в итоге я остался «при своих». Сейчас сижу в акциях, жду очередной волны.
Не советую играть на валюте, на Форексе – там шансов у непрофессионала вообще нет. Тренды движения валют учесть слишком сложно, очень много параметров, время от времени происходят большие скачки курсов, которые способны все деньги превратить в пыль одним махом.
В принципе, можно рискнуть и выйти с $10.000 на биржу. Но нужно быть очень внимательным, тщательно выбирать, куда вкладываешь. У знаменитого инвестора-миллиардера Уоррена Баффета есть оригинальные советы, как выбирать объекты для инвестиций. Например, не кидаться, куда идет толпа, потому что сейчас все на этом зарабатывают. Он предлагает определенную методику, по которой можно оценить те или иные акции и вкладываться с более-менее открытыми глазами. Если хотите сделать это делом своей жизни и зарабатывать, нужно постоянно читать новости, мониторить массу параметров: кредитные ставки (американские, европейские, японские), курсы нефти и золота, политические кризисы, состояние китайской экономики. Так что открыть пивную точку менее хлопотно и рискованно.
Рита Медведь, директор бизнес-школы «Капитал», вложилась бы в агентство маркетинговых сервисов
Стартануть с нуля всегда страшно, а сейчас – тем более. Но плюс новой реальности в том, что кризис раскачал рынок и сейчас открываются новые возможности. Можно быстро достичь успеха, если начать действовать по-другому. И вся фишка в том, чтобы найти такую большую идею. В идеале сконцентрироваться на узкой нише, быстро войти в нее и использовать результат для расширения рынка. С чего начать? Посмотреть вокруг и подумать, чего не хватает вам, вашим друзьям, знакомым коллегам. Какую задачу для своих клиентов вы бы могли решить? Первый путь – опереться на свои знания, навыки и компетенции. Это может быть услуга, основанная на профессиональных компетенциях. $10 тысяч достаточно, чтобы собрать команду, упаковать продукт и запустить продвижение. Начать можно с команды из пяти-шести человек – это вполне управляемая группа людей, где каждый может закрывать определенную зону ответственности. Команда может создать либо самодостаточный сервис, либо прототип, который можно использовать для привлечения инвестиций. Дальше – больше.
Я маркетолог, поэтому подумала о маркетинговых сервисах, которые в Беларуси не очень развиты. Реклама, РR и интернет-маркетинг – уже пылают. Но есть еще много возможностей в автоматизации маркетинга, в развитии программ удержания и лояльности, в создании и выводе на рынок новых продуктов. В общем, пора открывать новое бизнес-направление. Второй вариант – найти партнера. Тогда у вас в два, а то и в три раза больше возможностей. Третий вариант – последняя миля. Все что связано с доставкой товаров и услуг в шаговой доступности: кофе-споты, бытовые услуги, активный отдых, развлечения.