Вино из одуванчиков. Белорусский химик открыл формулу лета

Деньги • Алиса Петрова
Аспирант-химик Юрий Мартыненко делает в Беларуси вино из одуванчиков по собственной уникальной технологии. Для него, как для героев одноимённой книги Рэя Бредбери, это больше, чем просто напиток. Это «пойманное и закупоренное в бутылки лето».

Юрий учится в аспирантуре в Институте физико-органической химии при Национальной академии наук. Собирается получать кандидатскую степень. Юра совсем не похож на стереотипного молодого учёного. Скорее, на хипстера или скейтера – к слову, Юра катается на лонгборде. Но главное увлечение – всё же химия. Наукой он хотел заниматься с детства, а потому позже поступил на химический факультета БГУ. Отец Юры – учёный-физик, но идти по его стопам наш герой не собирался. «Я знал, что это скучно и не хотел этим заниматься. А химия – весело, потому что это эксперимент».

Как получилось вино из одуванчиков

Узнал Юра про такое вино отнюдь не из книги. Его друг делал вино из одуванчиков во время сухого закона в СССР – тогда еще будучи подростком, Юра понюхал бутылку. Не понравилось. Впоследствие будущий ученый забыл про этот эпизод. Намного позже Юра прочитал Рэя Бредбери. «Книга дала мне заряд энергетики и чувство живости, что вложил Бредбери. Я стараюсь поддерживать это в себе до сих пор», – рассказывает наш герой.

Вино из одуванчиков Юра начал делать во время учёбы в университете: было скучно и хотелось чем-то заняться. Юра звал своих друзей собирать одуванчики, но они только спросили: «Ты что, больной?» Согласился только один – да и то, отвезти Юру за город на машине, оставить в поле и потом увезти. Юре казалось, что собрать одуванчики не составит никакого труда. «Через полчаса я лежал на траве, курил трубку и думал: что за дурацкая идея? Я собрал, наверное, десятую часть от того, что нужно, и уже ненавидел всё на свете». Только потом Юра переосмыслил, как здорово ощущать солнце рядом, наслаждаться запахом весны и поля, чувствовать, какие цветки мягкие. «Ты ловишь момент, когда собираешь одуванчики, ловишь солнце. И начинаешь делать вино именно сейчас, когда тебе ярко, светло, тепло».

Юра

Получилось вино далеко не с первого раза. По словам Юры, в нем чувствовался аромат, простота подкупала, но смущала легкая мутноватость. На следующий год наш герой решил внимательнее отнестись к месту, где собирает одуванчики. Вспомнил, что его тётя живёт в поселении недалеко от заповедника «Глебовка». Место оказалось идеальным. Юра привлёк к процессу сбора младших двоюродных сестёр и братьев – вместе они рвали одуванчики, предварительно выбрав самый солнечный день. «Главным было подкупить детский интерес конфетами, а дальше делать увлекательным процесс самого сбора», – вспоминает Юра. Во второй раз вино получилось намного лучше.

Когда вино наконец получилось таким, как надо, друзья предложили Юре налить его в бутылку, «чтобы выглядело, как вино». Потом посоветовали вставить нормальную пробку.

Юра за копейки нашёл девайс, который загоняет пробки в бутылку. Через некоторое время подсказали, что нужно и этикетку сделать. Юра предложил это своей подруге-художнице из Вильнюса. Ей настолько понравилось вино, что она не поверила сразу, что оно из одуванчиков.


Теперь изображённые на этикетке буквы M&S – это первые буквы фамилий Юры и его друга, от которого наш герой узнал про вино. По своей природе Юра – экспериментатор. Он продолжил подбирать нужные параметры и делал сложные расчёты, чтобы достигнуть задуманного вкуса. «В этот раз я сделал несколько сортов. Самый нежный и сладкий назвал в честь своей девушки – Diamond. Её фамилия Dimante переводится как бриллиант», – говорит Юра про вино этого года.

Процесс создания вина

Для Юры приготовление вина из одуванчиков – процесс интимный, которым трудно поделиться. На мой вопрос, как он это делает, Юра напускает на себя таинственный вид. «Мне кажется, что не стоит концентрироваться на способе создания и рецепте – это ничто. К тому же технологию так просто не расскажешь, потому что это некоего рода таинство. Не секрет, а именно таинство». Насколько я поняла, процесс получения вина уникален из года в год, и самое важное в нем – непосредственно сбор одуванчиков, благодаря которым получается сок.

В одуванчиках его не очень много, поэтому для изготовления ещё используется вода – последний раз Юра использовал родниковую. Добавляется в вино и сахар. Вино из одуванчиков, как и обычное виноградное – это забродивший сок, спирт Юра в него не добавляет.

Юра и Жорес Алферов

Вино готовится достаточно долго. Одуванчики собираются в мае, а пить вино можно только в ноябре. Вино делается в больших стеклянных бутылях. Так что, по сути, специального аппарата нет – просто большая бутылка. Рецепты вина из одуванчиков есть в газетах, журналах и в интернете. «Конечно, они мне не нравятся, – говорит Юра, – потому что получается какая-то дурнопахнущая бражка». Самое главное в процессе создания вина – это труд, результатом которого Юра с удовольствием делится со своими близкими и друзьями. То есть всё в рамках законодательства.

«Вино из одуванчиков можно попробовать только однажды»

И вот настаёт момент икс. Мы с Юрой сидим в одном из минских баров. Бокалы, в которых был аперитив, уже пустые. Юра достаёт из рюкзака бутылку, и пока поблизости нет официантов, наливает себе и журналисту. «У тебя в руках вино из одуванчиков. Понюхай, как оно пахнет. Какие ассоциации возникают?» – спрашивает меня Юра. Честно говоря, запах больше напоминает вермут, а не вино. Но если мыслить абстрактно, закрыть глаза и действительно забыть про реальность, в голове появится летний пейзаж: поле, солнце и безоблачное небо.

«Отлично. Значит, работает», – резюмирует наш герой.

Вино из одуванчиков жёлтого цвета. В этот раз оно получилось у Юры практически прозрачным по консистенции и достаточно крепким – 16%. Сам вкус описать сложно: это что-то среднее между бехеровкой и белым десертным вином. Но не стоит пугаться сочетанию. У Юры правда получилось сделать напиток вкусным. Юра любит и виноградное вино – его он часто привозит из других стран, где оно дешевле и вкуснее. Но его настоящая страсть – виски. У Юры даже была идея построить винокурню, и это его запасной план на старость. «Беларусь – это континентальная Шотландия, особенно Полесье. Солод и торф у нас и так есть. Всё сложено воедино, но у нас это слишком монополизировано», – рассказывает Юра. Ему интересно работать с процессом производства алкоголя, тем более, образование позволяет. В частности, Юра был бы не против сотрудничать с алкогольными заводами по производству вина из одуванчиков. Но он не хотел бы, чтобы люди им напивались вместо джин-тоника.

Вино из одуванчиков не единственная идея нашего героя. Юра с друзьями собирается запускать интернет-ресурс, где будет вся информация об акциях в заведениях Минска – happyhours.by. Пока проект находится в процессе подготовки. «Мы видим этот ресурс как мост между заведениями и посетителями и надеемся, что он подтолкнёт людей чаще выходить из дома».

Юра делает вино из одуванчиков не просто потому, что это прикольно или необычно. Наш герой действительно вкладывает в него идею. Для него вино, как для персонажей Рея Бредбери, – связь с солнцем. «Начальное ощущение – когда ты собираешь одуванчики и ловишь солнце, конечное – когда зимой открываешь бутылку вина, смотришь на него, пьёшь и понимаешь: вот оно, лето!» – говорит мне Юра.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сезон охоты. По каким статьям в Беларуси сажают этой весной

Деньги • Павел Свердлов

В криминальных новостях все чаще стали встречаться названия известных компаний и звучные должности их управляющих. Везде говорится об ущербе государству минимум «в крупном размере». KYKY прикинул, чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не оказаться в списке коррупционеров и расхитителей собственности.