Эксперт ИПМ Антон Долговечный высказал мнение насчет ситуации в беларуской экономике. Он сказал про «хрупкую стабильность или стабильную хрупкость». По его словам, в перспективе рост не превышает скромных 2% год – и это еще есть риски, пишет TUT.by.
Факторы роста экономики в 2018 году
Эксперт назвал факторы роста беларуской экономики в 2018 году:
- Эффект низкой базы прошлых лет (подавленная активность инвесторов и потребителей);
- Восстановление цен на мировых рынках нефти, продовольствия, сырьевых металлов;
- Рост внутреннего спроса в странах-партнерах (России), хоть он и анемичный;
- Укрепление российского рубля, отчего выиграли наши экспортеры;
- Рост внутреннего спроса из-за восстановления доходов населения (+7,7% в реальном выражении);
- Увеличение доступности кредитования (+17% по потребительскому кредитованию).
Антон отметил Нацбанк и правительство, которые поработали над макроэкономической стабилизацией. Это привело к снижению ожиданий по девальвации и инфляции, так как Нацбанк удержал инфляцию на уровне 5% в годовом выражении, как и обещал. «Даже в период повышенной волатильности на валютном рынке, в августе и сентябре, население продолжало оставаться чистым продавцом валюты», – напомнил Долговечный.
Среднесрочная перспектива
Будут действовать факторы роста:
- Налоговые реформы в США;
- Стимулирующая налогово-бюджетная политика в ЕС;
- Рост частного потребления;
- Низкий уровень безработицы;
- Стабилизация и некоторый рост мировых цен на сырьевые товары.
Но также будут и факторы снижения:
- Сворачивание программы количественного смягчения в США;
- Повышение процентных ставок;
- Рост протекционизма;
- Замедление роста производительности из-за дефицита кадров и торможение роста в Китае (до 5,9% в 2021 году).
В итоге Минэкономики изменило прогноз прироста ВВП на будущий год. Первоначально планировался прирост в 2,8%, по целевому – 4,1%. Новые цифры – 2,1% и 4% соответственно.
Здесь положительные факторы (циклический рост, увеличение конечного потребления, восстановление инвестиций, повышение доверия к экономической политике, рост сектора услуг, в том числе IT-услуг). Продолжится влияние стабильности – повысится прозрачность денежно-кредитной политики, хороший уровень золотовалютных резервов, стабилизация госдолга и сальдо текущего счета, накопление доходов бюджета. «И средства от размещения евробондов не потратили, и профицит прошлого года не был съеден, что очень хорошо», – пояснил эксперт.
Негативные факторы, риски, долги госпредприятий
Антон считает, что ключевой негативный фактор – российский налоговый маневр. Также экономики стран-партнеров будут расти медленно, в странах с резервными валютами ожидается ужесточение денежно-кредитной политики и низкие темпы роста в странах-партнерах, девальвационное давление со стороны основных торговых партнеров, рост протекционизма, продолжение использования нетарифных барьеров Россией и Украиной.
Риски – задание форсированного увеличения доходов населения, возможные попытки стимулировать экономический рост за счет льготного кредитования, неоднозначные подходы по решению проблемы финансового оздоровления сельхозпредприятий с рефинансированием долгов под пониженную ставку.
У экспертов вызывает вопросы тот факт, что власти не знают, как решить вопрос долгов промышленных госпредприятий. «Долги госпредприятий начали расти опережающими темпами, а потом проводится определенная реструктуризация – передача их Банку развития, списание и так далее – это периоды спада. Рост долга частных компаний давал девальвационный эффект, так как многие компании кредитовались в валюте. С этим багажом надо что-то делать: как решить проблему финансов госпредприятий, пока правительство, думаю, само не знает. Есть предложения развития инвестиционного банкинга, конвертации долгов в акции и передачи кредиторам, преимущественно – банкам. Но позиция у банков достаточно жесткая: если я не могу управлять активом, зачем он мне тогда», – отметил Долговечный и добавил, что, решив эти проблемы, Беларусь выйдет за 2% роста базового сценария.