Американское издание The New York Times написало заметку о нашей стране, озаглавив ее «Путин продвигает объединение, но Беларусь сопротивляется языком, культурой и историей». Автор Эндрю Хиггинс порассуждал о нежелательной для Беларуси интеграции с Россией. KYKY цитирует главное.
О противостоянии Беларуси
«Поскольку уязвимая страна Беларусь находится под давлением интеграции с Россией, ее более сильным соседом, беларуский поэт [Глеб Лободенко] показал то, что он считает мощным инструментом защиты: кусок резного рога оленя высотой в дюйм. Статуэтка, найденная археологами в руинах древнего города на окраине Минска, столицы Беларуси, – шахматная фигура. Это доказывает, по мнению поэта, что Беларусь существует на протяжении тысячелетий как государство, отдельное от России, со своей культурой. «Это означает, что тысячу лет назад люди на этом месте сидели и играли в шахматы», – сказал поэт Глеб Лободенко. – Столиц наших стран-соседей – Москвы, Варшавы, Вильнюса – в то время еще не существовало, но здесь мы играли в шахматы». В основе лежат резкие различия [между странами бывшего СССР] в истории, культуре и языке. Именно в этой плоскости Беларусь может противостоять давлению президента России Владимиру Путину».
О новом статусе Владимира Путина
«Полная интеграция между Беларусью и Россией создаст новый руководящий пост в объединенной сверхдержаве. Эту должность может занять Путин, которому Конституция по закону запрещает оставаться президентом России после 2024 года. Хоть Владимир Путин отрицал подобные амбиции, многие в Беларуси беспокоятся, особенно те, кто долго выступал против политики Александра Лукашенко».
О концепции информационной безопасности
«В марте Беларусь приняла новую «концепцию информационной безопасности»: она направлена на противодействие не столько демократическим идеям Западной Европы, сколько потоку агрессивной, шовинистской пропаганды из России, унижающей беларускую государственность, ее язык и уникальную историю».
О беспокойстве Лукашенко
«Лукашенко пришел к власти в 1994 году, но долгое время не видел необходимости продвигать чувство национальной идентичности. Вскоре после вступления в должность он провел референдум, на котором одобрил экономическую интеграцию с Россией и придал русскому языку равный статус с беларуским. Однако его взгляды начали меняться в 2014 году, когда Москва аннексировала Крым и направила войска в восточную Украину якобы для защиты людей из русского мира. Теперь беспокойство Лукашенко усилилось: президент начал взывать к древним корням своей страны».
«Беларусь – не Северная Корея»
«Беларусь по-прежнему часто называют последней диктатурой Европы, но она все же «не Северная Корея»: страна стала более терпимой к голосам несогласных. Так считает Павел Белоус, владелец минского магазина Symbal.by. Например, по его словам, в магазине сейчас открыто продаются бело-красно-белые флаги, которые правительство долго рассматривало как оппозиционную символику».
О Светлане Алексиевич
«Светлана Алексеевич, беларуская писательница, которая в 2015 году получила Нобелевскую премию по литературе, подытожила мнение многих людей в ее стране в недавнем телевизионном интервью: «Конечно, я беларуска, и мой родной язык – беларуский. Я не говорю на нем, потому что вся практика моей жизни – русский язык и русская культура. Но я чувствую себя беларуской, я нахожусь на беларуской земле, и это моя земля».
Фото обложки: Брук ДиДонато.