Беларуская певица IOWA, которая сейчас живет в Санкт-Петербурге, дала интервью Youtube-шоу «А поговорить?» Ведущая Ирина Шихман, среди прочего, спросила у Екатерины Иванчиковой (настоящее имя певицы) о Лукашенко и Беларуси в целом. Кажется, это первый раз, когда IOWA так открыто говорила на тему политики. KYKY публикует расшифровку отрывка интервью.
Ирина Шеймах: Насколько культ Лукашенко там действительно есть?
Екатерина Иванчикова: Мне кажется, сейчас уже меньше. Молодежь не обсуждает его вообще, потому что это считается плохим тоном. Странно...
И. Ш.: А боятся?
Е. И.: Да, конечно, боятся.
И. Ш.: Ты чувствовала, что росла в несвободной стране, где правит диктатор?
Е. И.: Я жила всегда в своем мире, искала свое русло, своих людей, никогда не надеялась на государство.
И. Ш.: То есть ничего такого, что кого-то увезли, посадили, кто-то исчез?
Е. И.: Ну, из института выгоняли людей за то, что они хлопали на улице [речь о «молчаливых» акциях протестах в 2011 году – Прим. KYKY.]. Когда шли выборы, была ситуация, когда люди выходили протестовать. Они ничего не находили лучше, чем хлопать. То есть те, кто хлопает – они заодно. И вот в течение где-то года нельзя было вообще аплодировать на улице – тебя забирали.
И. Ш.: У тебя были позывы пойти тоже это делать?
Е. И.: Мы о другом думали. Музыкантам проще. Они живут на своей планете музыки. А политика – это где-то там.
И. Ш.: Ты бы смогла жить в такой стране, как Советский союз?
Е. И.: Я читала книги Довлатова – и мне этого достаточно. Он сказал, что здесь нужно быть или бухим, или тупым. Потому что когда тебе указывают, что писать, что петь, как тебе смотреть, какие у тебя мотивы, мне кажется, это очень тяжело. Не представляю. С моим характером не знаю, что бы делала. Мне несвободно было от того, что у меня не было концертов в Беларуси. Там нужно или быть государственным деятелем – петь в составе президентского оркестра. Тогда тебе большие привилегии – ты выступаешь на больших площадках, но при этом с такими беларускими песнями, не со своими. И ты получаешь квартиру через сколько-то лет. А это не очень хотелось. Хотелось своих песен, чего-то нового – конкуренции, молодежи, движухи.
Можете посмотреть полное интервью (отрывок о Лукашенко с 18:33):