В Могилеве продолжается суд по делу о коррупции в ЖКХ. Следствие утверждает, что чиновники покупали в одной из организаций оборудование по завышенной цене (иногда — в 13 раз) за откаты. Председатель собрания акционеров ЗАО «Завод энергоэффективного оборудования «Белмашпроектэнерго» Андрей Садыков, который также находится на скамье подсудимых, все отрицает, пишет TUT.BY. Кроме этого, чиновники, ранее написавшие явки с повинной, теперь заявляют, что сделали это под давлением. В общем, сейчас они тоже говорят, что ничего противозаконного не совершали, взятки не получали, а только работали на благо страны.
У обвинения другая версия: госзакупки состоялись по завышенной в несколько раз цене, этим был нанесен ущерб бюджету в размере почти 570 тысяч рублей (около 285 тысяч долларов). Ранее по такому же делу осудили бывшего директора шкловского жилкомхоза.
Андрей Садыков
Бизнесмен сидит с 22 июля 2016 года. Он обвиняется в организации фирм-прокладок, превышении служебных полномочий, распространении заведомо ложной информации и рекламы, вводящих в заблуждение потребителей, а также даче взятки и даче взятки повторно в крупном размере. Схема, по версии следствия, была такова: создавалось юрлицо, от имени которого продавалось оборудование под видом беларуского по завышенной до 13 раз цене. Коммунальщиков Садыков убеждал, что по «соответствующей директиве президента» они должны покупать именно его товары. Ну и за лояльность давал откаты: от 3 до 5 % от суммы заключенных договоров. Свою вину он не признает.
Чиновники
Руководителю Дрибинского жилкомхоза Ребковцу вменяется в вину нанесение ущерба в размере 18 847 рублей. Под стражей находятся также руководитель Могилевского жилкомхоза Агеев (размер взятки — 2800 долларов, ущерб — 46 929 рублей), Воложинского жилкоммунхоза Коваленко (взятка — 2000 долларов, ущерб — 40 285 рублей), ЖКХ Россонского района Петрович (взятка — 1500 долларов, ущерб — 65 496 рублей).
Не под стражей — бывшие директоры Славгородского, Кировского жилкомхозов и Верхнедвинского районного ЖКХ Бойков, Матюшонок и Буйницкий. Они, по версии следствия, получили взятки в размере 500, 2100 и 2000 долларов соответственно и нанесли предприятиям ущерб в размере около 53, 59 и 286 тысяч рублей соответственно.
Свою вину по предъявленному обвинению полностью признали Бойков и Матюшонок, частично — Петрович, Буйницкий, Агеев и Коваленко.
Александр Буйницкий
В суде он от своих предыдущих показаний стал отказываться. Явку с повинной Буйницкий якобы написал после двух ночей в ИВС, где оперативный сотрудник оказывал на него давление. «Я его слова на всю жизнь запомнил. Он сказал: «Твои дети будут голые, босые и нищие. Я сделаю все для того, чтобы ты написал эту явку с повинной». Эти слова я помню уже больше года. Я действительно беспокоился за детей. Они полностью завязаны на мне. Я их отвожу в детский сад, в школу, на танцы. Без меня они не смогут. Когда писал эту явку с повинной, я думал только о детях», — рассказал бывший управленец.
Также он стал ссылаться на официальный журнал Министерства ЖКХ: мол, «на какой-то коллегии министром было озвучено: все, что печатается в журнале «Живи как хозяин», должно реализовываться у вас на предприятии». И как раз в этом журнале был материал про Садыкова и его фирму. В общем, все, как завещал министр.
Таже экс-директор Верхнедвинского районного ЖКХ отрицает, что нанес своими действиями какой-либо ущерб организации или госбюджету. Для этого он стал манипулировать фактами: по его словам, замена насосов только в трех котельных позволила сэкономить за отопительный сезон 434 700 киловатт, или 869 миллионов 400 тысяч рублей. Вот только вопрос не в энергонеэффективности купленного по коррупционным схемам оборудования, а как раз в самих этих схемах. Но про другие предложения на момент сделки с фирмой Садыкова чиновник вспомнить не смог.
Зато вспомнил про то, как оперативный сотрудник рассказывал ему о том, что явку с повинной написал и другой фигурант дела — начальник ЖКХ Россонского района Петрович — «и потому находится на свободе». Петрович, кстати, подтвердил эти заявления на суде: по его словам, на него действительно давили. От своих показаний по поводу взятки от Садыкова он отказался. Суд продолжится 12 июля.