Когда в 2001-м году на горизонте австрийской столицы замаячили выборы в муниципальный совет, бургомистр города Михаэль Хойпль особенно не волновался. Ему, убеждённому социал-демократу, к тому времени правящему Веной семь лет, бояться, в общем, было нечего. Он поднял туризм – количество паломников выросло на четверть, а город получил неплохой куш в виде евро, долларов и прочих юаней-йен ассигнаций. Он открыл Музейный квартал (между прочим, семьдесят объектов XVIII-XIX вв). Ещё бы! В политику Михаэль пришёл прямиком с кафедры зоологии Музея природной истории, где служил ассистентом.
Да и на ниве экологии многое уже было сделано – массивные газохранилища при Хойплек были превращены в мультикомплексы: концертные залы, кинотеатры, жилые дома. Поддержка бургомистру была бы обеспечена. Но чего-то не хватало. Однажды вечером он приехал домой. Как обычно, поставив свой видавший виды велосипед возле крыльца, прошёл в дом. И на вопрос супруги: «Как дела, милый?» – недовольно буркнул в седые усы: «Устал». Потом добавил: «Трудно на двух колесах по городу. Мы мешаем автомобилистам, нам мешают пешеходы». Потом посмотрел на велосипед и понял, что он сделает сразу после выборов.
К тому времени Вена если не задыхалась от пробок и выбросов углекислого газа, то марлевую повязку держала наготове. Полтора миллиона человек своих, не считая туристов! За ответом на вопрос, как разгрузить движение и пересадить людей с четырёх колес на два, австрийцы снарядили делегацию в Копенгаген. В датском королевстве уже имели подобный опыт и охотно рассказали секрет. Главное – ничего не запрещать, а создавать условия.
50 евро в месяц работнику, который откажется от автомобиля
Очень скоро в австрийском Правительстве приняли очередную Программу по защите окружающей среды, где социал-демократы прописали популяризацию транспорта с педалями. Между улицами и тротуарами появились велодорожки. Их выкрасили в такой ярко-зелёный цвет, что зазевавшемуся путнику стоило лишь посмотреть под ноги, как он понимал – чужая территория. Призыв бургомистра пересаживаться в сёдла компании восприняли буквально – работникам, которые выбирали велосипеды, доплачивали 50 евро в месяц. Казалось бы мелочь. Но 600 евро в год – уже сумма! Процесс получил одобрение. Количество велосипедистов увеличилось в пять раз, а продажи велосипедов – в десять! Но старик Хойпль с командой не унимались. И в 2003-м году в Вене внедрили систему велопроката CityBike. Платишь два евро, отстёгиваешь велик как тележку супермаркета – и крути педали целый час. Правда, по законам жанра, всё не могло развиваться безоблачно. От обеспеченных потомков Штрауса и Моцарта в мэрии ожидали чего угодно, но не воровства.
Уже через три недели стоянки были пустыми – пропали полторы тысячи велосипедов! Граждане по-своему поняли желание властей.
«Они хотят, чтобы мы их поддержали? Гуд, нет проблем! Вот велосипеды. Мы будем на них кататься! Какая аренда? Нет, не слышали». Из полутора тысяч пропаж власти через месяц нашли только триста. Остальные 1 200 с наступлением зимы благополучно всплыли на интернет-аукционах. Социал-демократам серьёзно досталось в муниципалитете по поводу «велосипедных» дотаций в 600 тысяч евро, которые выделил город. Можно только предположить, что бы сделали в большинстве других городов. Вариант первый – проект наверняка бы закрыли. Вариант второй – основательно свернули, выделяя еврокрохи в угоду «зелёным». Но австрийцы оказались дальнозоркими и приняли, на первый взгляд, абсолютно нелогичное решение.
Первый час езды – бесплатно
В 2003-м году проект по аренде перезагрузили и запустили вновь. Но уже на других условиях. Если раньше велоотношения были сформированы по принципу «заплатил – катайся», то теперь «хочешь – катайся». И тут ценители кофе и шницелей поняли, чего от них хотели! Всё, пазл сложился. Как это работает на деле: первый час можно крутить педали абсолютно бесплатно. Дальше – за деньги. 2 часа – евро, 3 часа – 2, 4 часа – 4 евро. На специальной площадке нужно через терминал активировать банковскую карточку. Если через пять суток не вернул – штраф в 600 евро. Самое удобное: транспорт можно взять на одной площадке, а вернуть на другой. Всего их в Вене – 120 и, как правило, они располагаются возле метро. В интернете можно отслеживать, где ближайшая к вам станция и сколько на ней велосипедов. Перезагруженный проект оказался столь успешным, что вскоре в Вене появилась ещё одна компания по аренде велосипедов, а в последнее время можно взять напрокат сегвей и умчать навстречу штруделям. Схема отработана. Каждый четвёртый житель Вены – зарегистрированный пользователь в системе аренды байков.
К слову, старик Хойпль руководит Веной 22 года
Сегодня в Вене уже 1 200 километров велосипедных дорожек. Задумка сработала – город действительно становится максимально удобным для езды на двух колесах. Признаться, пешеходам становится тесно, но правило неизменно – не ходи по зелёным полосам! Машин, кстати, на дорогах тоже меньше не становится. Но цель-то у команды Михаэля Хойпля была другая – увеличить количество велосипедистов. И это получилось. В столице классической музыки даже начали проводить ежегодный концерт звуков велосипедных звонков.
Венский бургомистр руководит Веной уже 22 года, и за это время город вырос на 300 тысяч жителей. Кстати, перед выборами 2005-го года Хойпль шёл с новой идеей – «ещё больше экологии». Добился своего! Сегодня больше половины города занимают зелёные насаждения. А шесть лет назад Вене присвоили звание «Город мира, наиболее близкий к устойчивому управлению отходами». Михаэль Хойпль по-прежнему собирается участвовать в выборах. «У меня очень большие планы», – сказал он совсем недавно, в мае, когда исполнял обязанности канцлера Австрии.