Какие права украли у каждого беларуса: наглядный разбор, почему в стране юридический дефолт – и как его прекратить

Боль • Марина Волкова

«Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире». Крылатая фраза из советского фильма «Кавказская пленница» стала вполне применима и к беларуским реалиям. Сарказм – единственное нерушимое право, которое пока еще осталось у беларусов. Все остальные права – как гражданские, так и политические – остались только на бумаге. KYKY проанализировал события последних недель и составил увлекательный правовой ликбез. Почитайте, каких базовых прав вы лишились.

Гражданские права человека: жизнь, свобода, достоинство

Личные или гражданские права человека считаются прирожденными и неотъемлемыми, независимо от гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. И вот некоторые из них:

Право на жизнь – никто не может быть умышленно лишен жизни. Право налагает на государство обязательство сделать все, чтобы человеческая жизнь не подвергалась опасности, а также проводить эффективные расследования убийств.

Почему это право отобрано: Все мы помним убийство Александра Тарайковского. На видео четко видно как в безоружного человека стреляют в упор. Также в ООН были поданы списки людей, которых пытали и насиловали в ИВС. Это 450 документально зафиксированных случаев. Более 1100 человек получили огнестрельные и осколочные ранения во время мирных акций протеста. До сих пор не было проведено расследования ни по одному факту насилия над мирным населением. Количество возбужденных дел по данным фактам – 0.

Наказуемость только по суду предполагает запрет внесудебной расправы. 

Почему это право отобрано: Весь мир вздрогнул, когда увидел последствия «воспитательных бесед» в РУВД и изоляторах временного содержания после задержаний на мирных акциях протеста в первые дни после выборов. Потом гарант Конституции сказал, что все это – фейки: люди специально мазали себя синей краской. Интересно, что это за краска, после которой многие оказывали в реанимации, а некоторых – не нашли вовсе.

Неприкосновенность личности – принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишён свободы: подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Почему это право отобрано: Расскажем интересный каламбур: недавно выяснилось, что заранее заключенные договоры с адвокатом являются доказательством вины. Мол, хотел сделать преступление, поэтому заранее нанял адвоката, хитрец. Вот официальная выдержка из постановления по делу айтишника Павла Манько: «Сообщенные в судебном заседании защитником Шинкаревич сведения о наличии у нее договора с Манько с 3 августа 2020 года о предоставлении интересов на случай его задержания свидетельствуют о том, что Манько намеревался участвовать в несанкционированных акциях, что и сделал 27 августа 2020 года». То есть конституционное право на защиту в Беларуси приравнивают к намерению нарушить закон.

К слову, Людмилу Казак (это адвокат Марии Колесниковой, которой тоже требуется адвокат) брутально схватили трое мужчин на улице Коммунистической, когда та подходила к своей машине. Один, как она поняла, омоновец, а двое — неизвестные в масках. Адвоката привезли в Центральный РУВД, работал с ней сотрудник РУВД Усик. Там составили протоколы. Якобы 30 августа Людмила присутствовала на массовом мероприятии на проспекте Победителей. На самом деле, в этот день она ходила в ТЦ «Галилео» с дочерью, они покупали вещи к школе. Свидетелями в протоколах указаны «Ивановы Иваны Ивановичи» — то есть лица, чьи персональные данные изменены. Копии протоколов ей не вручили. С материалами дела не ознакомили.

Но что адвокаты! Светлана Тихановкая – законно избранный президент Беларуси – выдворена из страны, как и ее доверенное лицо Ольга Ковалькова. Валерий Цепкало с супругой и детьми уехали из-за угрозы уголовного преследования. Председатель КС Павел Латушко покинул страну по тем же причинам. Практически весь президиум КС сегодня находится за решеткой. Мария Колесникова была похищена неизвестными. Ее бы так же выдворили из страны, но Маша оказалась крепким орешком и разорвала паспорт. Поэтому сейчас так же находится за решеткой – возбуждено уголовное дело. Про массовые не менее жесткие задержания во время мирных акций протестов даже говорить не будем – вы и так сами все знаете и видели.

Достоинство личности – уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению.

Почему это право отобрано: Люди, побывавшие в автозаках и в ИВС на Окрестина в один голос свидетельствуют об оскорблениях, унижениях и издевательствах. Их заставляли признаваться в любви к ОМОНу и петь гимн в перерывах между избиениями. Им угрожали изнасилованиями и обращались не иначе, как «животное» и «тварь». Да что уж – гарант Конституции заявляет, что его «народец» – овцы, крысы, наркоманы и проститутки.

Неприкосновенность собственности и право владеть имуществом. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, и никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Почему это право отобрано: Хо-хо, Всеобщая декларация прав человека – полегче! Мы же из Беларуси. Помните, как у Нины Багинской силовики отобрали флаг? И не у нее одной. Флаги снимают с балконов и окон, а это, между прочим, кража имущества. Да что флаги! Женщину, которая была одета в бело-красное платье, задержали. Трусы тоже нельзя сушить на балконе по цветовому принципу: белые, красные, белые. Иначе велика вероятность, что приедет МЧС или тихари-альпинисты и все – пиши пропало. В Беларуси закон не писан. Если писан, то не читан. Если читан, то непонят. Если понят – то не так.

Неприкосновенность переписки – тут даже пояснять ничего не нужно.

Почему это право отобрано: Давняя история, которая началась еще с «дело БЕЛТА». Тогда незаконно велась прослушка редакторов и журналистов TUT.BY. Незаконно добытая запись в суде была использована как доказательство. Также NEXTA в интервью Дудю признался, что спецслужбы ломают аккаунты соцсетей, чтобы использовать личные переписки в ходе следствия.

Запрет принудительного труда – выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

Почему это право отобрано: Еще свеж в памяти Декрет о тунеядстве, который постановил, что труд в Беларуси – не право, а святая обязанность. Если ты не желаешь работать – заплати государству – и не работай дальше. Только вот с каких хранилищ, прости господи, доставать золотые слитки, чтобы заплатить этот побор, беларусам не сказали. Пособие по безработице сегодня составляет всего 8 долларов в эквиваленте.

Политические права: свобода собраний, слова и союзов

Политические права являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К таким правам относят:

Равенство перед законом — отсутствие сословий.

Почему это право отобрано: Конечно, столбовых дворян в Беларуси нет, но есть IT-боярство. Правда, им довольствие достается трудом, а не по наследству. И служить государю – уже не большая привилегия. Есть и президент, но как президент? Нелегитимный. На посту уже 26 лет, а на парады и встречи с первыми лицами государств является со своим младшим сыном. Было дело, молодой Николай предстал перед народом в военной форме вместе с отцом на одном из парадов в честь ВОВ. Картина маслом: молодой цесаревич вместе с государем делают смотр войск. Но дальше – больше. 

Сегодня в Беларуси указ президента выше закона, а законодательная, исполнительная и судебная власти четко не разделены. Соответственно не может нормально функционировать и четвертая власть в виде СМИ. Журналистам раздают сроки за их профессиональную деятельность, в них стреляют, проводят обыски дома и в редакциях.

Суды тоже проходят живо: со свидетелями в балаклавах и измененными именами. Даже если ты просто вышел за хлебом – нет гарантии, что по ошибке тебя не забросят в автозак и не изобьют. В виде компенсации – штраф и «сутки», а не «извините» и справедливое правосудие. Или вот еще история: девушка потеряла ребенка после удара в живот, который нанесли в РУВД. В итоге за это она должна еще заплатить государству 10 базовых величин. Ни одного уголовного или административного дела на сотрудников силовых структур за насилие в отношении мирных граждан так и не было заведено.  

Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Почему это право отобрано: Религию исповедовать можно, иметь убеждения – нельзя. Архиепископу Тадеушу Кондрусевичу аннулировали беларуский паспорт, и он не смог въехать в страну. Ранее глава католической церкви осудил насилие в Беларуси после выборов 9 августа, а также выразил протест против действий силовиков у Красного костела, когда 26 августа правоохранители заблокировали в храме Святого Симона и Святой Елены в Минске демонстрантов и прихожан. Отметим также, что священников всех конфессий не пускали к узникам на Окрестина, что в цивилизованных странах является нерушимым правом наравне с правовой защитой.

Свобода слова и печати — запрет цензуры.

Почему это право отобрано: В Беларуси цензуры нет. Если бы она была – ее можно было обходить. Ситуация намного страшнее: в Беларуси нет независимых СМИ. По крайней мере, по закону. Независимые СМИ не зарегистрированы, а значит их журналисты – блогеры и не имеют правового статуса журналиста. Соответственно, есть ряд ограничений на работу, в том числе по освещению уличных акций протестов. Сотрудникам таких изданий щедро раздают сроки, устраивают обыски, ломают технику, а иногда даже – стреляют. Настоящими журналистами в Беларуси считаются только сотрудники государственных СМИ, которые поддерживают нелегитимного президента. И то – даже они не смогли терпеть такой лютой пропаганды. После их демарша в Беларусь завезли российских помощников. И картинка вещания изменилась – если раньше больше замалчивали, то сегодня – перегибают. Эти люди работают, как и силовики на уличных акциях протеста: часто без опознавательных знаков и с масками на лицах. Наверное, боятся благодарных зрителей, которые могут подойти за автографами. Новость о том, что Мининформ через суд пытается отобрать у TUT.by статус СМИ, вообще не поддаётся оценке.

Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом.

Почему это право отобрано: Этого права беларусы официально лишились с 2013 года. Именно тогда были внесены дополнения к закону «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». С того момента собираться в общественных местах группами больше трех человек без разрешения властей нельзя. И хлопать тоже запрещено – это касается и одноруких – их тоже тогда задерживали. Так что – цыц! Вон, три женщины собрались в общественном месте и устроили революцию. Возможно, декрет просто опередил время – отдел экстрасенсов при КГБ сработал четко. И придет время – мы еще поаплодируем всем политзаключенным, когда будем встречать их с шампанским и цветами. И пусть только попробуют не аплодировать однорукие!

Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения.

Почему это право отобрано: Без разрешения в Беларуси можно только вступить в профсоюз и БРСМ – на все остальное нужно получить бумажку у главного бюрократа. Что говорить про создание новых союзов и партий? Напомним, все члены президиума Координационного совета, который был создан для налаживания диалога с властью, находятся за решеткой или выдворены из страны.

Свобода стачек – право трудящихся объявить забастовку. 

Почему это право отобрано: Стачки на предприятиях в Беларуси подавляют особенно жестко, хотя рабочие – основной электорат, к которому раньше апеллировал Лукашенко. После того, как на одном из предприятий бывшего президента послали матом, волна забастовок прокатилась по крупнейшим предприятиям страны. После – рабочих стали запугать увольнениями, а КГБ – искать зачинщиков. На особо активных заводили уголовные дела по факту организации массовых беспорядков. Срок – до 15 лет лишения свободы. Вот здесь можно почитать одну из таких историй.

Право принимать участие в управлении своей страной.

Почему это право отобрано: Сегодня мы видим рождение новой нации – сильной, красивой, уникальной, европейской. Волна насилия в стране только сплотила гражданское общество – аполитичных беларусов не осталось. Люди хотят свободно высказываться и быть услышанными, чтобы решения даже на самом высоком уровне принимались с учетом мнения большинства. Ведь именно народ выступает заказчиком политики, а не временный менеджер, кому делегировали полномочия на пять лет.

***

Здесь должен быть красивый вывод, но его нет – как и работающего закона о правах человека в Беларуси. И никто, кроме нас эти права не защитит. Единственное, что сегодня остается беларусам – давить общественным мнением на нелегитимную власть, чтобы она, наконец, услышала мнение большинства. Иначе беззаконие и безнаказанность станут нормой в новой Беларуси, а военная диктатура – нашей реальностью.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пятьдесят первый день попыток прогнать Лукашенко. Что происходит с Беларусью после народной инаугурации Тихановской

Боль • Глеб Семёнов

27 сентября беларусы отметили юбилейный — пятидесятый, кто бы мог представить! — день протестов против Александра Лукашенко и многотысячной акцией протеста провели инаугурацию Светланы Тихановской. Что происходило тогда и что просходит после — в материале KYKY.