Последние несколько недель, не говоря уже о паре-тройке лет, с интересом наблюдаю всплывающую в интернете тему реформ как школы в целом, так и отдельных предметов в частности. Наконец, на KYKY появилась милая заметка А.Перовой под дразнящим воображение названием «Королевство скучных тёток. Кто заставляет школьников любить БелЛит». Смысл статьи довольно предсказуем: школьная программа – полное «гуано», преподают его старые занудные тётки на уровне (цитата) «радзіўся, жаніўся, памёр», и даже возвращение в обязательную программу «Тутэйшых» и добавление произведений Алексиевич никакого интереса к белоруской литературе у современного поколения Z не вызовут.
Что автор предлагает в качестве решения проблемы? Автор предлагает: 1) рассказывать байки про писателей (в качестве примера – выходки Лермонтова, дневники Мележа, письма Калюги своей девушке Нине), 2) поменять несколько русских романов на белорусские, 3) дать им почитать Мартиновича как образец прекрасной современной прозы, 4) заинтересовать их сценой минета в романе Шолохова «Тихий Дон» (далее цитата): «пока старшеклассники будут ждать порцию орального секса, они проглотят и красивые описания казачьего быта».
Почему школа и цирк – совершенно разные вещи
Я, безусловно, понимаю, что KYKY не тот ресурс, который может блистать качественными и побуждающими к размышлениям статьями. Единственное, в чём им, сидящим в редакции и ваяющим шедевры, невозможно отказать, так это в злободневности тем (иногда) и некотором остроумии благодаря главному редактору. Но с моей точки зрения, с точки зрения педагога с двадцатилетним стажем (не в государственных учреждениях) и человека, который имеет некоторое отношение к литературе, подобные статьи – просто позор и глупый вброс (который я называю «неконтролируемым ляпом»). Сотни людей, прочитав статью, поржав от души и в чём-то даже согласившись, понесут эти перлы в массы, засоряя мозги и эфир чепухой.
Нынче стало очень модно хаять школу. Всё там – тоска зелёная. И давайте будем искать подходы к многострадальному скучающему поколению Z, которые знают всё на свете, благо Google всегда под рукой. Да, давайте. Ещё предлагаю нарядить учителей в шутовские колпаки с бубенцами, заставить их бить чечётку, крутить сальто и временами приводить медведей на цепи (вкупе с цыганским хором), чтобы чада наши, измученные бесконечным потоком знаний, не засыпали на уроках.
Давайте рассказывать про любовь Чайковского к Апухтину, про Цветаеву и её отношения с Софьей Парнок, про шведскую семью Бунина, про крестьянок Льва Толстого и ещё про то, что Мартынов застрелил Лермонтова только потому, что последний насмехался над его большим членом.
Да, про сифилис Блока не забыть бы – это так подстегнёт тягу к чтению, что книжные магазины столицы упарятся стирать пыль с опустевших полок. И уж конечно, наши стоеросовые дубинки перестанут тупо пялиться в экраны айфонов, и мигом начнут видеть красоту и возвышенность в «красивых описаниях казачьего быта». Ещё предлагаю нафиг изгнать из школ «скучных тёток» и набрать задорных девочек из близлежащих стриптиз клубов: стройных, загорелых, пышногрудых и с питонами на шеях. Какой тут начнётся всплеск образования! И никому скучать не придётся.
Процесс приобретения знаний и ума – это тяжёлая, нудная, томительная работа
Удивительно, что на фоне царящей вакханалии, большая часть наших граждан, включая автора статьи, как-то позабыли, что школа и цирк – совершенно разные вещи. И проблема не в поколении Z и не в «скучных тётках». Проблема в том, что никто и нигде (включая KYKY) не объясняет основные принципы образования и преподавания. И детям скучно не от тёток и отсутствия секса в школьной программе. Им скучно уже только от того, что это – школьная программа. И никакой Мартинович, никакой Шолохов с минетами ситуацию не спасут. Охотно допускаю, что в первый год, возможно, классы будут ржать над Пушкинской «Натали – сто тринадцатая любовь моя» или лаконичной записью Толстого после брачной ночи: «Не та…». Но что дальше? Что будет, когда все эти анекдоты и басни станут известны всем, кто не удосужился спросить Wikipedia и осилить «многобукаф» биографий? Им снова станет… Скучно.
Минеты у Шолохова? Слышали! Даже ту страницу замусолили до дыр. Что? «Красивые описания казачьего быта»? Где? До минета? Да ну, чё париться!
Цель уроков литературы – не ознакомление с задорным или тупым текстом. Цель уроков литературы (впрочем, как и любых других) – привитие вкуса, развитие мышления, навыков анализа, сопоставления, понимания человеческих чувств и жизненных ситуаций, воображения, наконец. Умение видеть главное, понимать красоту слова, развитие собственных чувств, способности за словами видеть людей. У человека нет возможности на личном опыте прожить сотни жизней и попасть в сотни ситуаций. Хорошие книги дадут ему эту возможность – возможность стать причастным к тысячам человеческих вселенных и миров, и через это научиться лучше понимать себя и (что самое главное) людей вокруг. Вот это и надо объяснять. И в первую очередь, таким сайтам, как KYKY и им подобным, потому, что да, современные дети живут в интернете (простите за игру слов). Нужно объяснять, что процесс приобретения знаний и ума – это тяжёлая, нудная, томительная работа, но что в конечном итоге, она принесёт колоссальную выгоду и потрясающее ощущение себя полновесным человеком, а не представителем поколения Z, проскакавшим по школьной программе.
А что до интереса... Знаете, вспоминая себя школьником, хочу сказать – нам нравились те учителя (и их уроки), которые воспринимали нас и общались с нами на равных, как с взрослыми, но без панибратства. Вот и всё. Про секс мы читали сами, а цирка в повседневной жизни и так хватает.
Далее. В статье «Королевство скучных тёток…» А. Перова утверждает следующее: «Тупых детей не бывает». Довольно глубокомысленное заявление. Песталоцци, Ушинский и Монтессори плачут слезами умиления. Я расширю количество прилагательных и добавлю ложку дёгтя в бочку мёда. Да, тупых детей не бывает. Дети бывают ленивы, наглы, дерзки до грубости и хамства, бесцеремонны, с завышенной самооценкой (которая в наши дни превалирует над заниженной), циничны, жестоки, с букетом психологических и психических расстройств, эгоистичны, с отсутствием концентрации, с неразвитой памятью и с полным отсутствием желания учить что бы там ни было.
Да, дети могут быть откровенными сволочами
Дети – это те же взрослые. Только если взрослый приучен контролировать свои эмоции и страсти, то дети (особенно в подростковом возрасте) могут быть (простите, что бью по вашим эстетическим чувствам этим сравнением) просто откровенными сволочами. Если не верите – почитайте, хотя бы «Чучело» В.Железникова, а лучше посмотрите фильм Р.Быкова с маленькой Кристиной Орбакайте, чтобы не утруждать себя страницами без картинок.
Я бы, конечно, мог ещё для разнообразия предложить «Педагогическую поэму» Макаренко или «Республику ШКИД» Белых-Пантелеева, но боюсь, это будет выше физических сил А.Перовой, которой легче приводить в пример личный педагогический опыт, выраженный в статье репетиторством с двумя учениками. Войти в класс с тридцатью учениками не пробовали? В класс, где воняет подростковым потом, табаком наспех выкуренных за углом школы дешёвых сигарет, и, зачастую (особенно после массовых гуляний), банальным перегаром? И принести к ним свои гениальные наработки, над которыми трудилась всю ночь накануне, чтобы посеять в их головах хоть каплю разумного, доброго, вечного?
Вам в школе приходило в голову при учителе, буквально в лицо, обсуждать его затрапезный вид или чумовую причёску? А им приходит сплошь и рядом, и никаких угрызений совести. Про бесконечные споры на пустом месте я вообще помолчу. Говоришь, например: «С Present Continuous следующие английские глаголы не употребляются». А тебе в ответ: «Да ну? Вы уверены?» Под сомнение ставится мой двадцатилетний опыт преподавания языка и то, что эти глаголы я могу перечислить даже в глубоком обморочном состоянии. Ах, простите! Это проявление их личностных качеств и поиск истины в споре. Понимаю. Тогда – смело вперёд с рассказами о сценах минета у Шолохова.
Однажды мне пришлось побывать на приёме у директора школы, где учится мой сын. Суть проблемы здесь не важна, нужно было поговорить о поведении одной «личности» по отношению к моему сыну. Пригласили «личность» в кабинет. Талантливый подросток в несколько мгновений заткнул госпожу директора и минут десять учил нас с ней жизни. До тех пор, пока я не открыл свой рот и не поставил его на место. Директор была не на моей стороне, но по её измученным глазам я видел, что она благодарна. Если вы полагаете, что это единичные случаи, то вы заблуждаетесь. Даже элитарность школы и социальное происхождение учеников не спасает, а зачастую только обостряет проблему. Так что, возможно, стоит в ноги поклониться этим «занудным тёткам» за то, что они ежедневно приходят к вашим «личностям» и пытаются хоть немного подкорректировать то, до чего ваши руки не дотягиваются? Напомню, что у этих «занудных баб» дома есть свои дети, кстати, предоставленные сами себе. Люди, отдавшие школе много лет, порой смеются, что если бы пришли к себе с проверкой (которой учителя должны заниматься, обходя квартиры учеников и инспектируя условия проживания), то их в первую очередь надо было бы ставить на учёт, поскольку 90% времени дети проводят в одиночестве. Зато о ваших они обязаны заботиться. И после всего этого вы будете рассказывать, как бедняжкам скучно на уроках? А учиться они не пытались? Да-да, просто учиться?
Прекратите бесконечно и бездумно наезжать на учителей!
Почему бы KYKY не написать статью для подростков, где доступно, наглядно и весело (с картинками, стихами и отсылками к пикантным сценам) было бы объяснено, что кроме прав, у них есть и обязанности, и последних намного больше, чем первых? Почему бы журналистке не наведаться в Министерство образования и не уточнить, когда закончится свинство по отношению к учителям? Почему бы не проявить гражданскую позицию и не поднять на своих страницах такую волну общественного негодования, чтобы, наконец, у нас начались настоящие реформы, а не «так называемые»? Да, глупые вопросы. Проще написать, что во всём виноваты «занудные тётки» и предложить раскрасить учебный процесс рассказами о минетах в романах классиков.
Чтобы кого-то чем-то увлечь, нужно два простых условия. Нужно представлять собой личность. Быть интересным человеком. Для этого нужны силы, время и возможности. И материальные в том числе. И второе, что, на мой взгляд, главнее первого: человек, приходящий в класс, должен уметь брать ответственность за учебный процесс на себя, а не уповать бесконечно на учителя и ждать танцев с бубнами. Я могу сколь угодно сыпать бисер, выворачиваясь наизнанку, но если человек не хочет, то ничего у меня не выйдет. И именно это нужно объяснять и втолковывать повсеместно не только детям, которые далеко не тупые (совершенно без иронии), но и их родителям.
Итак, у вас могла сложиться довольно мрачная картина. Так что же делать, спросите вы? Во-первых, надо прекратить бесконечно и бездумно наезжать на учителей. Учителя, к сожалению, поставлены в наши дни в такие условия, что от них мало что зависит. Нет, конечно, они могут выходить на площадь и требовать, но мы с вами, будучи людьми взрослыми и разумными, понимаем абсурдность этих требований в наших условиях. Однако менять отношения к учителю необходимо, и это в силах СМИ. Нужно перестать писать, что всё «гуано», что школы забиты «скучными тётками» и делать учителя крайним во всей сложившейся ситуации. Хотя бы потому, что учитель ограничен такой вещью, как школьная программа и почасовой план. На учителе, помимо преподавания, висит масса других, никому не нужных обязательств, которые не только отвлекают его от процесса преподавания, но (не побоюсь этого слова) мешают ему делать уроки интересными. При такой нагрузке учитель просто не в состоянии всегда соответствовать.
По роду своей деятельности мне часто приходится бывать в Англии, а уж их систему образования я изучил вдоль и поперёк. Так вот, там учитель даёт не семь уроков в день (я сейчас говорю о частных школах), а семь уроков в неделю. Улавливаете разницу? И в классе у него не тридцать учеников, а в худшем случае десять-пятнадцать. И материальная база школы позволяет организовывать такие лаборатории и приобретать такие пособия, что многим нашим институтам даже и не снились. Я помню свой первый открытый день в Rugby School. Мы общались с учителями и дирекцией, нам показали учебные классы и лаборатории, покормили стандартным школьным обедом, показали бассейны, спортивные и тренажёрные залы, библиотеку, дали возможность присутствовать на уроках. Когда спустя шесть часов экскурсии я в состоянии шока вышел, то от отчаяния за наши школы напился в ближайшем баре. Хотелось плакать.
Так с чего надо начинать изменения? Правильно, с реформы Министерства образования и законов, поскольку рыба гниёт с головы
Вот здесь и может пригодиться «рупор», который доступен KYKY, другим подобным сайтам, нашим активным блогерам. Бесспорно, протестовать против несанкционированных парковок тоже хорошо и похвально, как и рассказывать о качестве бургеров в ресторанах города. Но уж если вам дана возможность оказывать влияние на умы, то почему вы не хотите привлечь внимание к действительно важным темам? Только потому, что парковки и бургеры лежат на поверхности, и потому, что погавкать в сторону бесправного учителя намного безопаснее? По крайней мере, битой по голове не получишь.
Во-вторых, нужно принять и согласиться с тем, что ноги растут из семьи. Что за хамство своих детей и их нежелание учиться должны отвечать родители и дети. И перестать навешивать всё на школу. В конце концов, если сами не справляетесь – идите к специалистам. Есть психологи и психотерапевты, коучи и иные гуру, способные растолковать вам, что при длительности занятия в сорок пять минут и тридцати человеках в классе учитель физически не может уделить вашему гениальному чаду более одной минуты лично. И это при условии, что все остальные будут заняты делом, а не воспользуются минуткой, чтобы потупить в телефон, или ещё хуже – постоять на голове. Школа не должна отвечать за пробелы воспитания и домашней подготовки.
В-третьих, пора, наконец, признать и принять на законодательном уровне, что образование может быть бесплатным максимум до девятого класса. После этого – извольте платить, либо идите работать. Исключение – для действительно одарённых детей. Перестаньте пачками скупать квартиры и машины, и вкладывайте деньги в ваше будущее – в детей. Поверьте, они оценят это намного больше. Два последних класса должны полностью быть ориентированы на поступление в ВУЗ, и количество изучаемых каждым учеником предметов должно ограничиваться количеством предполагаемых тестов ЦТ (например, если ученик сдаёт три теста – он изучает три соответствующих предмета). Высшее образование должно быть исключительно платным.
В-четвёртых, после реформы Министерства образования, откуда метлой необходимо изгнать всех некомпетентных работников, нужно привлечь лучших методистов для переработки программ с целью их освобождения от всего лишнего. Школа – первый этап в обучении «добывать» знания самостоятельно и выработки навыка брать ответственность за этот процесс на себя. Миссия учителя – быть проводником и помощником, а не контролирующей и карающей силой. В той же Англии никто с вами не будет возиться. Вам дали, а дальше: хотите – берите, хотите – нет, дело ваше. И, между прочим, за это родители с радостью платят школам ежегодно стоимость однушки в Минске.
В-пятых, образование должно быть максимально практичным. Литература, физика, химия и иже с ними должны на 90% состоять из практики. Лабораторные, сочинения, творческие задания, презентации, посещение музеев и выставок, интегрированные уроки и т.д. Теория даётся в форме лекций, доучивается самостоятельно дома и проверяется теми же тестами.
В-шестых, необходимо кардинальным образом пересмотреть весь процесс набора будущих преподавателей в вузы. Об этом можно писать и говорить бесконечно, но то, как это делается сейчас – не просто из рук вон, а отвратительно. В конечном итоге, ошибки учителей не так заметны, как, скажем, ошибки врачей, но обходятся обществу намного дороже.
В-седьмых, необходимо законодательно ввести институт частных школ и первое время поддерживать их на государственном уровне (но не финансово, а с правовой точки зрения и точки зрения налогов). Попытка Анны Трубачёвой, завершившаяся провалом – довольно показательная иллюстрация. Можете почитать на том же KYKY.
В-восьмых – законодательно ввести штрафы и иные санкции, вплоть до отчисления, за оскорбление учителя учеником. Для этого оборудовать классы системой видео и аудио наблюдения. Почему за оскорбление продавца в магазине у нас предусмотрена ответственность, а за оскорбление учителя хорошо, если погрозят пальцем? Тут уместно будет добавить, что в просвещённой Великобритании учитель имел право надавать ученику по мягкому месту ротанговой тростью (cane), если поведение не соответствовало. Думаете, это пережитки прошлого? Так вот, мои дорогие, учителей лишили этого права в Англии и Уэльсе только в 1999-м, в 2000-м – в Шотландии, и (!) в 2003-м в Северной Ирландии. И это (ещё раз!) в частных школах, за которые родители платят деньги. В государственных это произошло в 1987 году.
В-девятых, избавить учителя от всех дополнительных обязательств, не имеющих отношения к преподаванию. Учитель должен быть учителем, и точка.
В-десятых, свести вмешательство государства в образовательный процесс до минимума, то есть практически к нулю. И все возможные изменения в программах проводить не с 1 по 11 классы, а исключительно с 1-го. Все остальные доучиваются по тем программам, по которым начинали.
Кажется всё. Вы скажете – размечтался. Возможно. Но это до тех пор, пока люди, имеющие доступ к общественному мнению, будут бороться за парковки, качество гамбургеров и поливать учителя, делая его крайним во всех бедах, зарабатывая лайки и увеличивая количество своих подписчиков сомнительными скандальными текстами.
Напоследок расскажу одну историю. Как-то, в классе пятом-шестом, я взбрыкнул на занятии по белорусскому языку и наговорил дерзостей преподавателю. Честно говоря, глядя назад, я понимаю, что был прав, а он – нет, и что негодование моё было вполне справедливым. Так вот, мои родители, выслушав все мои объяснения, не разговаривали со мной две недели и заставили извиниться перед учителем. По той простой причине, что учитель в классе – непререкаемый авторитет. И это не вопрос его компетенции и профессионализма, а вопрос обыкновенного воспитания. Теперь мне стыдно вспоминать о том поступке. Справедливости ради хочу заметить, что я за право родителей и учеников выбирать или поменять учителя, если их что-то не устраивает. Кстати, это был бы хороший способ показать, что, видимо, это не его призвание.
Конечно, не все дети так плохи, и не все учителя так хороши. И этими постами я никого не защищаю и не оправдываю. Я согласен, что, как и везде, в школе всегда присутствовали и присутствуют люди, которые находятся не на своём месте. Но не кажется ли вам, что в этом вечном противостоянии нашей с вами вины больше, чем их?
Источник: Facebook Андрея Григорьева
Обсудить пост в Facebook или «ВКонтакте».