С экскурсоводом Евгением я вижусь после того, как он заселил новую группу туристов в гостиницу. Встретившись с ним и его женой Анжеликой, мы все вместе идем в кафе с национальной кухней около Октябрьской площади. Женя говорит, что в пятницу вел там свадьбу в национальном стиле. Но предупреждает: драники в беларуских кафе готовить не умеют – разве что в «Дудутках» ел такие, как у бабушки. Вовсю идет сезон – значит, много работы. Жена Евгения, Анжелика, рассказывает, что Женя даже во сне водит экскурсии: «Однажды я проснулась ночью, чтобы сходить в туалет, подрывается муж и спрашивает: «Ты куда?». Говорю: в туалет сходить. А он отвечает: «Подожди. Сейчас у водителя спрошу, когда будет остановка».
«Если ты говоришь делегации из Литвы «Наш Миндовг» – начинает идти пена изо рта»
Я никак не могу смириться, что жемайты (литовцы) присваивают себе нашу историю. Говорят, у россиян промыты мозги, но у литовцев «промыто» больше всех. Они обвиняют всех вокруг в бедах литовского народа. В Вильнюсе есть музей геноцида. Ну, какой музей геноцида? Все сейчас уже знают, что литовцы принимали участие в геноциде еврейского народа еще до прихода самих немцев. Это я не выдумываю – мне евреи рассказывали. Как-то возил экскурсию для главы одного из главных музеев Израиля, целого центра изучения Холокоста. Литовские туристы все оспаривают, все исторические факты – и никогда не идут на компромисс. А иногда споры с ними доходят до абсурда: литовцы считают, что беларусы переписали их летописи под себя, когда я ссылаюсь на них в рассказах. У них совсем не развито критическое мышление. Для них история – святое. Если ты говоришь какой-нибудь делегации из Литвы «Наш Миндовг» – у них начинает идти пена изо рта. Нет, у них только Миндоугас, Альгердас и так далее. Мне надо добрее быть, но я не могу молчать.
Русские не знают своей истории, а украинцы едут к нам за «спокойствием»
Русские могут ругать свою систему управления страной, но не могут критиковать своего лидера, которого воспринимают как небесное создание. Они вообще не знают своей истории и думают тегами и стереотипами: православие, самодержавие, русский мир. Когда говоришь, что в беларуской истории самые кровопролитные войны были с Москвой, они обижаются и сразу пытаются найти какой-то подтекст, искажение фактов и уличить меня в провокации. Кстати, у экскурсоводов тоже бытует стереотип, что самые невоспитанные – это русские. Но когда они приезжают в Беларусь, видят кардинально другую сторону, не ту, в которую они ехали. И вполне хорошо себя ведут. Плохо они себя ведут, только когда напиваются. Хотя тут уже неважна национальность.
А в последнее время я через раз слышу от русских, мол, мы приехали сюда посмотреть интересные места, пока нас с вами не поссорили американцы, как с украинцами. Во всем виноваты американцы! То есть эмоционально они уже настроились, что нас могут поссорить американцы. Но сейчас для нашей туристической отрасли россияне – это большая часть настоящих туристов. Так что их мы очень любим.
Вообще большинство беларуских экскурсоводов – очень патриотичные люди, которые, например, не любят российскую политику. Экскурсоводы каждый день рассказывают о своей стране – как можно этим заниматься и не любить то, о чем говоришь? Но мы не всегда можем рассказать правду – и получается внутренний конфликт: ведь наша цель сделать так, чтобы турист остался довольным и вернулся в Беларусь еще раз – он ведь приносит деньги стране. Поэтому, например, приходится говорить не «захват Речи Посполитой», а «присоединение земель». И рассказывать более мягко, сглаживая углы. Можно критиковать советскую власть, но обязательно добавлять, что в Беларуси, как и в России, советская власть много чего уничтожила. А вот литовцы всегда на все говорят: «Это русские повзрывали».
Приезжала недавно в Беларусь группа менеджеров из Газпром-Нефть, заказали экскурсию. Оказались очень приятными людьми. Вывод один: как правило, чем обеспеченнее турист, тем он приятнее, потому что много видел и на многих экскурсиях бывал. А чем беднее турист, тем больше у него капризов и запросов.
Очень приятные туристы – украинцы: они соскучились по порядку, спокойствию. А израильтяне щедрые и дают на чай, что бывает редко. А еще они очень много знают, глубоко обдумывают историю. Как правило, если туристы жалуются, что им плохо от того, что они что-то не то съели, – значит пили накануне.
А вообще, те, кто приезжает в Беларусь, чтобы выпить и погулять, не заказывают экскурсии. Максимум, что им интересно, – посмотреть где Лукашенко живет. То есть Дрозды.
Там нет шлагбаума, как на Рублевке, где нужен пропуск на проезд. И у нас можно показать, где министры живут, – туристам из России это нравится. Говорят, Европа, демократия.
Пьющие беларусы и противоречия в истории
Беларусам туры по Беларуси часто заказывают профсоюзы – надо же им на что-то деньги тратить. Не покупать же транспаранты, чтобы выходить 25 марта на площадь и что-то требовать!
Кстати, о противоречиях в беларуской истории надо рассказывать: например, Мясников и Берсон не поддержали идею создания БССР, а теперь в их честь названы центральные улицы Минска. А вот назвать улицу в честь Эдварда Вайниловича – не дали, ибо дворянин. Зато есть Пушкин.
В Осмоловку, например, мало кто водит экскурсии. Мне квартал нравится, но он выглядит, как мой Заводской район. Все дело в посадке деревьев в 50-х годах – они выросли, и стало красиво, как в парке. Никакой большой культурной ценности в домах я не вижу. Просто это лучше, чем если власти снесут район и построят девятиэтажки. Еще Осмоловка хорошо гармонирует и вписывается в городскую среду: рядом есть сталинский ампир, часть дореволюционной застройки – район завода «Оливарии». Собственно, вот этот «ансамбль» надо сохранить. А чтобы показать послевоенную застройку, у нас водят в «Трактор-город». Там действительно красота, Роман Абрамчук водил туда недавно авторские экскурсии. Но этот район мало раскручен.
Вообще беларусы – самые требовательные туристы, но зачастую они не ценят то, что имеют. Редко куда-то ходят и, тем более, заказывают экскурсии. Зато они очень добрые. Но если они тебе заплатили, ты должен беспрекословно выполнять все – останавливаться, где скажут, и по каждому требованию. Бывает, я специально не останавливаю экскурсионный автобус на заправке, где есть магазин, – чтобы не покупали алкоголь. Как-то раз я возил группу из агрогородка. Можно не буду называть, откуда именно? Там были очень добрые люди. Но вот когда выпьют... Был маршрут Слоним-Жировичи-Сынковичи. Директор колхоза держала группу до последнего, но когда мы мы проехали основной маршрут, начался пикник. Из багажника автобуса ящиками стали доставать водку. Бутылки шли одна за другой. Короче, они там навалились, но закуска осталась. Тогда ко мне подошел механизатор и говорит: «Жека, закусь е, надо еще пару бутылок докупить». Я говорю водителю автобуса: «Что хочешь делай, но не останавливайся около магазинов». Как-то доехали. Но больше всех (по наблюдениям гидов) пьют учителя и медработники, хотя общепит также не отстает.
Глупые вопросы и политкорректность
Часто мне задают глупые вопросы. Из популярного: «Женя, мы к вам тут приехали, а у вас дождь идет: почему такая плохая погода?». А еще как-то меня спрашивают: «Женя, а почему в Гродно все дома желтые?». Я говорю: «Не все. Есть и красные». «Да это один только, а остальные – желтые». И если ты отвечаешь, что их просто так красят, они говорят: «А, значит вы не знаете». А если ты им скажешь: «Это Стефан Баторий в 16 веке приказал красить стены в такой цвет», то все «съедят» эту информацию и пойдут довольные дальше. Туристы не любят, когда им говоришь «не знаю».
Стараюсь, чтобы всегда все было политкорректно, чтобы никого не обидеть, но иногда завожусь. Едем мимо Куропат, говорю: обратите внимание на те кресты. Видите их? Это причина того, почему Беларусь захватили за месяц и причина того, почем у нас спалили Хатынь. И тут, чтобы избежать агрессии при приведении каких-то не самых приятных исторических фактов, надо всегда ссылаться на кого-то – так доверия больше. Часто слышу в ответ, что «так надо было – такое было время, а то, может, мы не выиграли бы войну без Сталина».
Случаются споры с туристами. Недавно по дороге в Хатынь рассказывал, что в карательной операции участвовали солдаты 118-карательного батальона, сформированного под Киевом из пленных красноармейцев, правда, делали они это под дулами пистолетов. Некоторые туристы не могут поверить – идет отрицание. Как правило, чем выше уровень жизни человека, тем легче воспринимается новая информация, история переосмысливается. Возможно, люди начинают понимать, что в нашей истории очень много противоречивых ситуаций, но это я уже глубоко копнул.
Предлагаю русским туристам посмотреть Гродно, а они отвечают: «Ай, он какой-то не российский»
В 2014-2015 году самый часто задаваемый вопрос был «Чей Крым?». Его задавали как русские, так и украинцы. А вот недавно я показывал русским туристам виды Гродно на брошюре и предлагал туда съездить, они ответили: «Ай, он какой-то не российский». Я вздыхаю и не спрашиваю «почему», потому что расстроюсь, и будет конфликт.
Они у меня еще спрашивают: «Почему вы не любите русских?». Тогда я отвечаю: «Не любим великодержавный шовинизм, а русских очень любим».
Они успокаиваются. Самое главное – не идти на конфликт. Конечно, все приезжие удивляются нашему порядку на улицах и хвалят Александра Григорьевича. Даже полякам он нравится и прибалтам. Некоторые, правда, придерживаются иного мнения.
Однажды водил экскурсию для одного силовика в отставке. Он попытался наехать на меня, что, мол, у меня слишком БНФовская экскурсия. Я в таких ситуациях всегда привожу какую-нибудь яркую цитату нашего президента типа: «если мы потеряем мову – мы потеряем все» или «независмость не продается ни за какие деньги». И они молча соглашаются и уже не спорят. Но надо признать, они вполне неплохо знают историю. Бывает, однобоко, но адекватно.
Кстати, если турист из группы идет на открытый конфликт, то можно его наказать: сказать, например, что мы тратим на эти споры время и не успеваем посмотреть еще кое-что очень интересное – тогда этому провокатору вваливает вся группа. Такой вот армейский прием.