Как провести экскурсию с ребёнком по минским граффити

Места • Алиса Петрова
Благодаря стрит-арту Минск стал немного ярче – пора показывать искусство детям. KYKY составил маршрут по стрит-арту, а преподаватель "детских творческих мастерских Галереи Ў" София Садовская и художник Базыль рассказали, что нужно говорить ребенку.

Начинаем экскурсию. Мальчик на улице Брилевской, 24

Фото: soroka.by

Этот стрит-арт похож на книжную иллюстрацию: здесь есть классная история и много деталей. Такие вещи дети считывают с удовольствием. Можно спросить: почему мальчик такой большой? Он хочет подружиться с маленьким человечком, который живет в квартире? Это супер-материал, чтобы сочинить свою сказку – скорее всего, ребенок придумает свою историю. Можно даже попросить его написать дома рассказ: что с мальчиком и человечком случилось потом? Есть ещё такое хорошее задание: сфотографировать левую половину дома, и предложить ребенку представить дом в четыре раза шире – что он дорисует?

В прогулке важно не перебрать, чтобы ребенок не заскучал и возненавидел этот ваш стрит-арт. София Садовская советует для начала сходить посмотреть одну работу, а потом порисовать на эту тему.

А дальше можно разбить эту прогулку на несколько частей. Лучше вообще не говорить ребенку, что вы собираетесь показывать ему минский стрит-арт, а просто гулять по городу и говорить: «Поверни голову направо!» Базыль соглашается: «Стрит-арт познается как приключение. Когда специально идешь смотреть, теряется эффект неожиданности».

«Человек без лица» на улице Воронянского 13/1

Базыль уверен, что ребенок не увидит негатива в рисунке, в отличие от взрослого, для которого свеча – это ритуал, похороны, скорбь. Может, он увидит в этот совершенно другой смысл. Ребенок может сказать: «Это же Дарт Вейдер из Звездных войн!» Нужно первым делом спросить: «Тебе нравится? Что ты чувствуешь? Как ты думаешь, о чем это?» Можно играть: вы говорите свое видение, а ребенок – свое. София считает, что стоит рассказать ребенку о конфликте, который возник вокруг этой работы: «Можно поговорить, каким рисунок должен быть, должны ли стрит-артисты учитывать мнение других. Или всё-таки не должны?»

Девушка в вышиванке на улице Рабкоровской, 15

Фото: budgawl.livejournal.com

Можно поговорить о национальных символах, как они используются, поделиться своими мыслями – допустим, что это образ Беларуси. «Для малыша до пяти лет такое реалистичное изображение будет «ни о чем». Им всегда интереснее абстрактное современное искусство, – рассказывает София. – Там используются яркие цвета, объемные фигуры – более понятные для ребенка вещи». Разве что у подростка могут возникнуть вопросы: почему девушка, почему в вышиванке, что это может значить (хотя Базыль это мнение не разделяет). Если вы видите скрытые смыслы в работе, реакция ребенка может оздоровить мозг. Двухлетняя дочка Софии, Ева, про стрит-арт говорит просто: «Это тётя».

Девочка и кукла на улице Фабричной, 22

Фото: budgawl.livejournal.com

С детьми нужно разговаривать и про грустные истории – не обязательно показывать только яркие и радостные картинки. Тему смерти тоже нужно объяснять ребенку. Дети как раз этого не боятся – боятся только взрослые. Можно спросить, почему девочка такая грустная, что случилось с птичкой? Может, она потом оживает – пусть ребенок придумает историю или нарисует, как это произошло, и девочка стала веселой, вокруг неё летает птичка. С рисунком слева та же история. Наталкивайте ребенка вопросами на ассоциации и слушайте, что он сам спросит. Может, художник нарисовал свою любимую куклу из детства? С детьми постарше можно поговорить, что искусство – это копирование реальности или рефлексия. Зачем мы рисуем: чтобы справиться со своими переживаниями, что-то рассказать? Узнайте у ребенка, что эта работа рассказывает ему лично.

Человек и хлам на улице Фабричной, 22

Фото: budgawl.livejournal.com

Историю может рассказать сам ребенок. Вопроса «что здесь происходит?» достаточно, чтобы он начал фантазировать. Также это отличный повод поговорить об экологии и начать разделять мусор. Чтобы закрепить материал, попробуйте отнести ненужные вещи и игрушки в благотворительный магазин «Калі ласка».

Граф Чапский на улице Октябрьской

Фото: Анастасия Рогатко

Если вы не знаете, кто такой граф Чапский и что он сделал для Минска, предложите ребенку дома вместе погуглить. Нужно показывать своим примером, что вы ищете ответы на вопросы – это важно как образовательный процесс. Базыль предлагает превратить поиск информации в игру, поспрашивать у прохожих, что они знают. «Так можно пройти целый квест, провести интерактив и найти много информации». Можете обратить внимание ребенка, что в здании много окон – и как вставить туда граффити? Хорошая идея посмотреть видео, как стрит-артист расписывал стену.

Белорусский и бразильский стрит-арт на Октябрьской

Фото: vadim-i-z.livejournal.com

Спросите у ребенка, какой рисунок ему больше нравится и почему. Если скажет, что бразильское – может, потому что оно красочнее и интереснее? На что это похоже? Может, художнику приснился такой сон? Ребенок постарше может сказать, что ему больше нравится белорусское, потому что он узнает символы своей страны. Можно спросить, кто этот дед, что это за музыкальный инструмент? Может, ребенка заинтересуют окна в деревьях – предсказать ход мыслей ребенка очень трудно. Почему у деревьев окна внутри? Кто там живет? С другой стороны, ребенку может быть интересен масштаб рисунка, как это рисуется. Посмотрите видео, как художник рисовал эту работу или как создавался другой стрит-арт.

Желтый человек на улице Энгельса, 34а

Фото: Юлия Савич

Такая веселая и яркая работа точно понравится детям. Поболтайте с ребенком. Спросите: кто это? Это человек-дом или он встроился в это здание? Он сидит на корточках? А если он встанет, дом сразу станет не трёхэтажным, а пятиэтажным? Если ребенку будет очень интересно и понравится этот стрит-арт, посмотрите дома, кто его нарисовал, и какие работы есть у этого художника ещё.

Коты на улице Захарова (смотрим на кота в шарфе)

Фото: Анастасия Рогатко

Это милая работа, где нет никакой социальной или протестной подоплеки, она не задает вопросов. Это яркое пятно, которое украшает унылый двор. Пятилетний ребенок об этом не спросит, но можно подискутировать на такую тему с подростком. А с малышом просто поболтайте, пофантазируйте. Почему котик в шарфе? Может, у него болит горлышко? Давай пойдём в аптеку и купим ему лекарства. Поговорите о настроении, которое создает эта работа у ребенка.

Женщина на улице Калинина, 1

Фото: sputnik.by

В эту работу можно долго углубляться: у женщины, по сути, маска на лице. Двухлетняя дочка Софии говорит, что это Джоконда. София объясняет, почему: «Иконография та же. Присмотритесь, как женщина нарисована: пейзаж сзади, поясной портрет – на самом деле, это Мона Лиза». Дома можно показать настоящую Джаконду и объяснить, что стрит-артист не из воздуха придумал свою работу, а трансформировал известную картину под свой стиль. Может быть, это история про современную Джаконду.

Сова на улице Калинина, 1

Фото: admetny.by

Здорово затронуть с ребенком тему экологии и лесов, зоологию. Иногда можно на самой работе долго не задерживаться, но углубиться в тему, которую затрагивает рисунок. Скорее всего, ребенку больше всего понравится птица. И если ему будет интересно, можно потом сходить на birdwatching, поехать в Лошицкий парк и послушать, как гукают совы. Никогда не знаешь, на что тебя выведет разговор с ребенком. Лента, вероятно, акцентирует, что все происходит в Беларуси.

Как и с какого возраста разговаривать о стрит-арте с ребенком

Для начала нужно разграничить понятия граффити и стрит-арта (хотя бы для себя). Граффити – это только шрифты и теггинг. К стрит-арту относятся рисунки, наклейки, трафареты, инсталляции. Ребенок воспринимает стрит-арт и граффити с раннего возраста – для него это яркие пятна в городе. А вот уже о смыслах, культуре или истории стрит-арта можно разговаривать с пяти-шести лет. Стоит объяснить ребенку, что стрит-арт не всегда легален. Изначально это протестная культура, хоть последние пять лет считается современным искусством и порой даже становится коммерческим. Об этой границе можно разговаривать с семи лет. Так и говорите ребенку: есть одобренный стрит-арт, а есть запрещенный, хотя он тоже красивый. «Дети ведь любят рисовать – ребенок должен понимать, может ли он выйти с друзьями и нарисовать что захочется и где угодно», – поясняет художник Базыль.

«Нужно спросить у ребенка: почему эти наклейки срывают? Почему здесь появился рисунок, но его закрасили? Что это значит?» – дополняет София Садовская.

В то же время эксперты рассуждают: можно ли одобренные Мингорисполкомом работы называть стрит-артом? Наконец, есть ещё один аспект, который надо объяснить. Надпись «здесь был Петя» – это явно не стрит-арт. Почему? У искусства, даже уличного, есть концепт, посыл. Об этом можно сказать, начиная лет с шести.

Фото: kp,by

Как нужно говорить с ребенком о стрит-арте

Мы сами часто не знаем имени художника, зачем он нарисовал свою работу, поэтому мы с ребенком наравне. Важно показать, как размышлять об искусстве. Как? Задавать открытые вопросы, на которые не может быть конкретного ответа. Например, как ты думаешь, что могло вдохновить художника? Такой вопрос заставит ребенка анализировать самому и воспитывает критическое мышление. Конечно, вы можете поделиться своим мнением, но потом, когда ребенок расскажет.

София делится лайфхаками, что можно сделать, если ребенок очень заинтересуется стрит-артом. Например, у вас в квартире старые обои и их не жалко – дайте ребенку расписать стенку. Или предложите сделать эскиз и летом на даче и разрисовать сарай. Можете распечатать фотографии обычных невзрачных жилых домов и предложить ребенку разрисовать их. А можно сделать эти дома из картона.

'Детские творческие мастерские галереи Ў' проходят каждое воскресенье с 14:00 до 15:30. Стоимость одного занятия - 150.000.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Инфографика: сравниваем Беларусь со странами, получившими независимость 20 лет назад

Места • Николай Янкойть

Мы привыкли сравнивать успехи нашей страны с успехами соседей – и это не случайно, ведь новый путь в 90-х мы начинали в схожих условиях. Но в мире есть и другие страны, которые можно считать ровесниками новой Беларуси. KYKY решил поинтересоваться, к какой жизни пришли они за 20 с лишним лет.