Кнут и праздник. Если совместить все минские ивенты, можно получить один крутой фестиваль

Места • редакция KYKY
На прошлых выходных в Минске произошло столько фестивалей и вечеринок, что житель столицы в кои-то веки смог выбирать, куда ему идти. Но отзывы о городских ивентах показали, что пока еще количество мероприятий у нас не перерастает в качество. А организация фестивалей больше напоминает составленный на скорую руку бизнес-план, чем творчество и развлечение для людей.

Редакция KYKY в июле и августе честно ходила почти по всем опен-эйрам, чтобы наконец понять, какой ивент можно назвать лучшим из всех, что мы видели. Но вот в чем проблема: идеальных фестов нет. Либо лайнап откровенно хромает, либо очереди за пивом или едой выстраиваются такие, что из-за них не видно самого фестиваля. Либо на «празднике» скучно, либо он сделан для очень узкой целевки, и если ты выпадаешь из нее, тебе там попросту нет места. Поскольку мы уже писали честные репортажи о многих летних околоминских фестивалях, теперь хотим закрыть гештальт последними тремя тусовками прошедших выходных: Jameson Block Party, Vulica Brazil и Тбилисоба. Если вы тоже там были, скорее всего, вы с нами согласитесь.

Jameson Block Party. Ожидания, которые полностью извратила реальность

Афиша ивента обещала нам отдельную улицу с барами и кафе, музеем, танцплощадкой, тату-салоном, аптекой, гостиницей и своим самоуправлением. Звучало круто. Но ожидание, как всегда, перевесило реальность, и мы получили обычный массовый алкогольный загул, где даже аптека была просто точкой, где можно было забрать заветные 50 грамм виски – только не в стаканчике, а в шприце.

HTML

Вместо привычной беларусам одной длинной очереди за едой и коктейлями, пришлось стоять сразу в двух: сначала в кассу, а уже потом – к бару. Помните, подобная система действовала в магазинах СССР? С другой стороны, может, это была завуалированная форма интерактива... По сути, все, что можно было делать на Jameson – пить, разговаривать, сидеть на диванах, делать фото, немного танцевать, стричься и бить тату. Кстати, их и правда били.

Были на Jameson и уличные танцоры: два парня и девушка неплохо раскачивали гостей, жаль только, что первые два часа вечеринки танцевали только они. Еще можно было пообщаться с милыми художниками, которые предлагали изобразить твое лицо на импровизированной городской Ратуше. Но на этом из развлечений, кажется, все.

Силовые структуры сюда не доехали, потому что это не опен-эйр, но своя полиция и свои законы все же были: миловидные барышни, которые разгуливали в коротких шортах и кроссовках по Falcon club Arena и пытались рассказать, где тебе будет интересно. Чаще их просто хватали в пылкие объятия и просили улыбнуться на камеру. Наверное, поэтому они не смогли уследить, как уже в десять вечера в женском туалете просто вынесли дверь – вот вам и хрупкие леди.

HTML

Где-то часов в десять вечера тусовка стала плавно перетекать на курилку, которую сделали на открытом воздухе. Вот там были и веселые разговоры и даже караоке с танцами. Стоит сказать про музыку: Brunettes Shoot Blonds и On-The-Go – хорошие группы. Под первую можно потанцевать, под вторую – медленно уснуть. Парни снимают очень крутые клипы, но сказать, что толпа воодушевленно встретила хедлайнера, нельзя. Чаще всего в районе полуночи с субботы на воскресенье люди с этой вечеринки приезжали на Vulica Brazil – там все еще было в самом разгаре.

Организаторы заявляли, что здесь случится бруклинская street party, будет настоящая тусовочная улица и такой вечеринки город еще не видел. Но от того, что ты тратишь бюджет на пару машин, которые просто стоят в углу, твоя вечеринка не становится лучше. Если из развлечений у тебя – татуировщик и аниматоры – ты не можешь назвать ивент новаторским. И если люди уезжают с ивента на другое мероприятие – скорее всего, ты неправильно выстроил сюжет своего.

Vulica Brazil. Бесплатные объятия милиции

Vulica Brazil всеми силами хочет показать, что люди могут вмешиваться в городскую среду. Тут надо делать оговорку, что 24-часовой рейв на Октябрьской – это только закрытие фестиваля. До этого организаторы по традиции завезли сюда художников, урбанистов и фотографов, выбили им площадки для самореализации и сделали Минск еще на один процент менее серым. Да, основной площадкой фестиваль выбрал Октябрьскую, которую минчане любили еще задолго до граффити с Фридой. А теперь любят еще больше.

В субботу перед входом на настоящую тусовочную улицу (а не ту, которую хотел создать Jameson) милиция обыскивала и ощупывала всех с такой преданностью своей работе, как порой и на таможне не делают – без объятий не ушел никто. А если ты пришел с рюкзаком или сумкой, то, будь добр, выкладывай все на стол, а потом собирай обратно – закономерно появлялись длинные очереди. Досматривают сумки на всех опен-эйрах во всем мире, но мы убеждены, это можно делать куда нежнее. В тех же Нидерландах ты даже не замечаешь обыска, а твое чувство собственного достоинства остается на прежнем месте.

HTML

HTML

По сравнению с прошлым годом силовиков стало значительно больше – и в штатском, и в форме. Среди них были и улыбчивые, которые тихо стояли в сторонке. Но мы уже стали привыкать к праздникам в окружении автозаков – а это похоже на созависимость. Да, это распространенная болезнь всех наших фестивалей, но, может быть, пора ее вылечить? А если невозможно уменьшить количество милиции, нужно сделать специальные автозаки для мероприятий.

Раскрашивать граффити нужно было не трамваи в конце улицы, а автозаки, которые стояли, как ворота, на фестивале. Автозак, кстати, никак не потеряет от этого свое функциональное предназначение.

Если вы недавно были на каком-то другом минском фестивале под открытым небом, на Октябрьской вас поджидали все те же знакомые фудкорты, одежда от тех же рукодельцев и те же сцены, которые кочуют от фестиваля к фестивалю. Да, фест стал больше: открылось пространство под здоровенным муралом Рамона Мартинаса, где образовалась новая сцена, рампа и точки продажи. Отдельное спасибо фудкорту за раков, но почему бы не заполнить это пространство развлечениями? Конечно, фестиваль не должен, как клоун, ежеминутно тебя смешить и развлекать. Но наши фесты начинают укатываться в сторону спокойного променада с бокалом пива, иногда – умеренных танцев под диджей-сеты. Если не встретишь на ивенте знакомых, с которыми заговоришься на пару часов, остается либо знакомиться, либо сделать пару кругов между лавками с браслетами и бургерами в ожидании хедлайнера и уехать домой.

HTML

HTML

В прошлом году от местного карнавала было реальное ощущение Бразилии: девушки в ярких платьях танцуют самбу, батукада бьет в барабаны. Но повторять одно и то же, надеясь на новый результат, – достаточно наивно. Фестиваль может и должен эволюционировать. Но если вы делаете больше, не теряйте в качестве. Если у вас будет две сцены вместо одной, нужно, чтобы на обеих был хороший звук и диджеи не сомневались, услышит ли кто-то музыку, которую они будут играть.

На фестивале, кстати, стояли холсты, на которых, казалось бы, можно было порисовать всем, кто захочет. Но нет. Холсты были только для художника. И даже когда к нему подбежал ребенок и попросил порисовать, мальчика отправили назад к папе. Это примерно то же, что поставить людей, которые будут красиво есть, а остальные будут на них смотреть.

HTML

Создайте квест, который растягивается по всему фестивалю – пусть люди бегают и выполняют задания, а в конце получат в подарок мерч от художника. Пусть этот квест будет связан с тем, что нового появилось за время фестиваля. Поставьте бетономешалку, в которой будут крутить людей, а им надо будет удержать в ней равновесие. Сделайте секретную сцену, вход на которую будет через стену ангара. Пожалуйста, покажите нам то, чего мы еще не видели.

После выпитого от нечего делать пива, конечно же, многим захочется в туалет. Вот тут была все та же проблема, что переходит от фестиваля к фестивалю (сразу вспоминаются A-fest и «Рок за бобров», которые с лихвой разобрались с этой бедой) – длинные очереди. Журналисты и блогеры натерли мозоли на пальцах, пока сотню раз написали, что никому не нравится стоять полчаса в очереди за выпивкой, а потом – еще столько же – к туалету. И, право, почему бразильцев в Минск привезти проще, чем биотуалеты?

Тбилисоба. Праздник Грузии и очередей

Тбилисоба крута уже тем, что это праздник чужой национальной культуры, который третий год собирает все больше людей. В этом году организаторы поняли, что одной дневной программы с народными песнями и танцами будет мало, поэтому программу разделили на до и после заката. Теперь прошлогодние претензии о том, что на празднике весело может быть только вашей маме, которую вы решили выгулять в выходной день, уже неактуальны. До вечера в Верхнем городе были детские мастер-классы, взрослый твистер, обучение грузинскому языку, валяние шерсти – вот тут интерактива как раз было много, главной задачей было его найти в закоулках между домами. Но и людей пришло в разы больше, чем улицы Верхнего города вообще могли выдержать. В итоге соцсети пестрили не фотографиями еды, а гневными постами людей, которые очень долго стояли в очередях за едой. Обвинить минчан в чревоугодии нельзя – Грузия прочно ассоциируется у людей с гастрономией. Ну какой фестиваль грузинской культуры, если ты так и не получил еды и вина? Те, кто в очередях все же достоял, грустно признавались, что хачапури оказались просто булками с сыром, шашлык ничем не отличался от угощений возле Дворца спорта, а хинкали были буквально в паре лавочек – поди найди в толпе нужную точку.

HTML

В отличие от Вулицы Бразил, в Верхний город будто отправили самых вежливых милиционеров. Сумки не трясли, просили показать содержимое только откровенно больших рюкзаков. Безопасности, возможно, это не прибавило: даже в небольшой сумке можно было пронести условный нож на все ивенты, вне зависимости от дотошности проверки. Многие замечали, что в Верхнем городе не было видно автозаков. Они были, просто стояли на других местах, ну и, как мы уже писали, у нас уже начинается автозаковая слепота.

HTML

Зато на Тбилисобе все хорошо было, на удивление, с музыкой – когда играл грузинский диджей, никто во всех смыслах не двигался с места. Люди не уходили, снимали на видео то, что происходило на сцене, но при этом и не танцевали. Видимо, из-за очередей за вином. Достаточно внезапно начался показ одежды грузинских дизайнеров, но на вопрос «зачем он нужен?» есть вполне резонный ответ – «во-первых, это красиво». Но на этом фесте мы увидели немало иностранцев и уличных музыкантов, которые играли не надоевшего Цоя, а какую-то восточную танцевальную музыку. Людей, которые хотят ходить на бесплатные ивенты, много. Город большой. Национальных культур – бесконечное множество, и нам теперь хочется, чтобы все страны от Швеции до ЮАР делали свои праздники в разных точках Минска. Представьте только День Исландии в Зеленом луге, День Испании с Корридой в Каменной горке, Гавайская вечеринка на Минском море. Звучит безумно, но почему не попробовать?

Вместо вывода

Почему огромное количество новых фестивалей все равно не приближает нас к уровню зарубежных опен-эйров? Ответ простой, как три копейки: у нас до сих пор не научились внимательно следить за мелочами, хотя именно они создают атмосферу. Очереди в туалет, досмотр на входе, уровень басов из колонок у главной сцены, расположение фудкортов и способ оплаты алкоголя.

Да, Минск однажды шагнул вперед, тут появились вечеринки и фестивали, но после этого все вдруг остановились и стали работать по отработанной удобной схеме.

Дай людям еды, пару сцен и поддоны, на которых можно сидеть. Поставь машины или мотоциклы – но не чтобы они качались, как в клипах американских рэперов 80-х, а просто стояли ради снимков в Инстаграм. Если на музыкантов ограниченный бюджет – зови британского исполнителя хедлайнером, а остальную программу забивай своими друзьями, которые согласятся выступить за половину гонорара и выпивку. Спасибо организаторам, что уже нет мимов на ходулях и людей, которые рисуют бодиарт на детях, но в 2017 году это не достижение. Мы стали забывать, что фестиваль – это творчество и вдохновение. Нам так хочется уходить домой не с парой фото на фоне автозаков, а с впечатлением, что мы такого еще не видели. Чтобы красивые панки не напивались и не делали из бутылок розочки о бордюры улицы Октябрьской, чтобы ты не уезжал с фестиваля еды поесть дома. Минск пока еще несамостоятельный город, его нужно придумывать, а не ждать, когда он сам породит красивые улицы, дома, рестораны, музеи, парки и фестивали. Их нужно лепить своими руками. А к хорошему быстро привыкаешь, и мы хотим больше.

И если бы нам пришлось выводить формулу фестиваля, максимально приближенного к идеальному, то мы бы взяли локации от Vulica Brazil и Тбилисобы, организацию от A-fest, стиль от FSP, атмосферу от Мирума, еду от Гастрофеста, умение подбирать лайнап – от Рок за боброва, и уровень поддержки – от Дня независимости. При этом нужно сюда привезти безумных организаторов фестивалей Burning Man или Sziget, чтобы они стали музами местных трудяг. Тогда есть шанс, что в Минске появится не только пляж на Октябрьской, но и водопад на Доме Чижа, двухдневный рейв в метро, Купалье в Дроздах, огромный лабиринт на Октябрьской площади и даже опен-эйр на крыше Нацбиблиотеки. Осталось только все это согласовать с городом. Возможно, мы до этого даже доживем.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Аналогов нашему методу нет в мире». Кто занимается искусственным интеллектом в Беларуси

Места • Анна Маглыш

Искуственный интеллект и атака роботов в последнее время волнуют даже Илона Маска, который не боится везти людей на Марс. Сильнейшие мировые технари всерьез опасаются разработок в сфере ИИ. А Вот в Беларуской Академии Наук есть люди, которые занимаются изучением искусственного интеллекта и вполне верят в свои силы: «Мы работаем над природным методом восстановления нервных клеток, аналогов которому нет в мире». KYKY решил спросить у ученых, чем они занимаются и кто финансирует беларускую науку.