«Место – полное г…но, но чевапчичи и плескавица от сербского повара – ок, и совсем недорого» – так Никола Карпенко представил нам заведение на улице Якуба Коласа, 52. Место действительно не самое модное: практически не украшенные желтые стены, самые обычные столики, однако в кафе вполне уютно, оно годится для того, чтобы вкусно и недорого пообедать.
В 12.00 людей здесь практически нет, официанты мило беседует между собой за барной стойкой, но, увидев очередного посетителя, черноволосая девушка в переднике глубоко и грустно вздыхает, выпрямляет спину, натягивает улыбку и спешит к нему.
Большинство гостей приходили по одному, чтобы просто пообедать. В обеденные часы действует специальное меню, в котором цены едва выше цен в столовой. В принципе, и меню такое же: котлеты, драники, куриное филе.
Но мы пришли именно за сербской кухней. Заказав чевапчичи, попросили позвать к нам шеф-повара. Официант странно заулыбался и побежал на кухню.
Серб Александр Сикулич
Буквально через 5-7 минут дверь кухни распахнул мужчина лет 35. Не будь он сербом, он бы с легкостью попал в наш список белорусских дэдбодов. Несмотря на приветливость и улыбку на лице, серб Александр Сикулич долго пытался удостовериться в «настоящести» журналистов. Он требовал удостоверение и просил показать сайт с моей фамилией, но после все-таки сдался и тут же перешел на «ты».
Александр: Почему ты не любишь есть?
KYKY: Я очень люблю есть.
Александр: Нет, не любишь… Вот я люблю, по мне это видно. Я как маленький поросенок, ем все подряд.
KYKY: Вот сейчас как раз и наверстаю, когда чевапчичи принесут.
Александр: Нет, не принесут, пока я здесь. У меня сейчас на кухне просил белорусский повар приготовить тебе чевапчичи, но я сказал: «Ты что? Белорусский повар будет готовить сербскую кухню?» Я все сам сделаю.
KYKY: У вас в меню и белорусская кухня есть, и европейская. Вы ее не готовите?
Александр: Готовлю, приходится. Экономия и все такое. Конечно, белорусскую кухню может готовить только белорус, но я выкручиваюсь, что ж поделать.
KYKY: Ну и как вам белорусская кухня?
Александр: Картошка как картошка.
KYKY: А сербская?
Александр: Для меня круче всех. Сербия в моем сердце. Мы, сербы, любим все натуральное. У меня дома есть сад. И когда меня сын спрашивает, можно ли ему не мыть фрукт, который он сорвал прямо с ветки, я разрешаю. Там же ничем не полито, ничем не отравлено. Все натуральное! И кафе в Сербии другие.
Представь: вынес мангал, поставил на крыльце и жаришь на гриле мясо. Запах разносится по всей улице, ты готовишь, ешь, тебе нравится. А в Беларуси нельзя так. Закон такой. Чудная страна.
Я в Беларуси живу с 2007 года. Познакомился с девушкой в Калининграде, она мне понравилась. Говорит «поехали в Беларусь жить», а я взял да и поехал. А что тут думать – надо решительнее быть. А в Сербию раз в год езжу, в отпуск. Там мое сердце живет.
KYKY: Белорусы тоже чудные?
Александр: Белорусский менталитет очень похож на сербский. Только вы нерасторопные. Все медленно, все спокойно. Любите вокруг да около ходить, говорить много не по делу. У сербов все проще. [Александр без стеснения хлопает корреспондента по руке – прим. ред]. Встретились два бизнесмена в кафе: «Есть тысяча долларов?» – «Нет.» – «Ну все, рад был пообщаться». И разошлись. А зачем вокруг да около ходить?
KYKY: А что бизнесмены едят на деловом обеде?
Александр: У нас есть свой фастфуд – плескавица. Похожа на гамбургер, но мы добавляем много лука. Вот бизнесмены наедятся плескавицы и дышат друг на друга лучком. Это сближает. Но я тебе лучше чевапчичи сделаю. Хочешь поострее? Острое – хорошо для бизнеса, оно разогревает аппетит. Ты кусочек съел, тебе еще захотелось, ты еще заказал.
KYKY: У вас интересные методы.
Александр: Главное, чтобы повар был хорошим человеком. Если ты не поёшь на кухне, если ты в плохом настроении, то и блюдо не получится вкусным. Я, например, всегда пою. Пойду теперь и тебе приготовлю. Будет пикантно и немного остро.
Что такое чевапчичи
Готовил Александр недолго, минут 15-20, хотя в зале его пения мы так и не расслышали. Блюдо, естественно, принес лично. «Чтобы блюдо получилось вкусным, фарш нужно готовить за два дня до приготовления, он должен постоять. Это мой секрет, сербский учитель мне это рассказал».
Чевапчичи – колбаски из свиного и говяжьего фарша на гриле. Подаются с картофельными дольками, квашеной капустой и маринованным луком. Стоит сказать, что даже голодный мужчина может знатно пообедать всего одним блюдом. Стоит такой обед 105 тысяч рублей.
За время обеда Александр подошел к столику три раза, а на четвертый – принес комплимент от шеф-повара: десерт из шариков тертой моркови, апельсинов, грецких орехов, мяты и мороженого. В меню этого десерта не оказалось, так что о цене рассказать не сможем.
Обед оказался действительно вкусным, насколько может судить человек без специального образования. Чувствовалось, что фарш, из которого делались колбаски, был сделан из мяса без примесей опилок и туалетной бумаги, он не был похож на тот, что продают в магазинах. За второе блюдо и апельсиновый сок мы заплатили 117 тысяч рублей (сок стоит всего 12 тысяч). Правда, позже выяснилось, что гарнир – картофельные дольки, поданные вместе с мясом – в счёт почему-то не включили. Видимо, сработала журналистская магия. И позволила нам сэкономить 18 тысяч рублей.
Возможно, для банкета или вечеринки заведение не очень подходящее, но для делового обеда кафе подходит просто идеально.
Если в Минске существуют места, о которых вы хотели бы услышать, пишите о них в комментариях, фото из уже описанных мест будут хорошо смотреться под новостями в социальных сетях.