1. Много людей в военной форме
Как и многие туристы из Беларуси, мы приехали в Киев поездом. Самолёт из Минска, кстати, ненамного дороже. Слетать туда-обратно эконом-классом стоит $200 против $145 за купейные билеты. Блестящий пример того, как цены на авиаперевозки падают после того, как на рынок выходит вторая компания. Но мы выбрали поезд и плацкартный вагон, отдав за билеты в обе стороны около $90.
Так вот, на ж/д вокзале и вокруг него людей в одежде цвета хаки очень много. Это сразу напоминает о войне, которая идёт на востоке Украины. Кто-то приехал из зоны АТО, кто-то туда только собирается. В городе мы заметили рекламные щиты с информацией об обществе ветеранов АТО. Но на улицах военные растворяются среди обычных прохожих, их почти незаметно.
2. Бизнес на каждом шагу
По ощущениям, в Киеве на улицах гораздо больше людей. То тут, то там попадаешь в толкучку или лавируешь между прохожими. На остановках стоят киоски, в которых можно купить газеты, напитки, сигареты, симки. В каждом подземном переходе кипит торговля. Тут можно найти всё, что угодно: от цветов до секс-игрушек. На тротуарах в центре полно «кофе-машин» — легковушек, в багажнике или даже прямо в салоне которых стоят аппараты для производства кофе. В районе станции метро «Университет» мы насчитали три таких авто — плюс стационарная точка с кофе в подземном переходе.
В общем, создаётся такое впечатление, что киевляне пьют кофе вместо воды. Идёшь по улице, захотелось попить — взял за 8 гривен стаканчик американо.
3. Нет досмотра на входе в метро
Вот так — вообще нет. В стране война, а на входе в метро — ни милиционеров с металлоискателями, ни рамок, ни дорогостоящих аппаратов для просвечивания багажа. Заходишь в метро, покупаешь жетончик (подорожали, кстати, — 4 гривны), спускаешься на станцию и едешь, куда тебе нужно. И никакого дискомфорта от того, что кто-то может тебя остановить, посмотреть в твою сумку или просветить её на сканере.
4. Самоирония
То, что напрочь отсутствует в белорусах, облечённых хоть какой-нибудь властью. Чиновники, директора, главы организаций — преисполнены нереального пафоса. А здесь идёшь по улице и видишь щит с рекламой Украинского объединения патриотов, которое называется «Укроп». И на эмблеме — укроп.
А ведь называть так украинцев придумали сепаратисты — и отнюдь не с благородными целями. А теперь представьте в Беларуси патриотический клуб с названием «Змагар»…
5. Цены в кафе и ресторанах
Это просто фантастика. Поесть на двоих за $15? Легко! Два борща, стейк из ошейка, гарнир, драники с грибами, фреш, лимонад и компот стоили нам 318 гривен ($14,4). Это счёт из кафе «Борщ», которое находится между метро «Театральна» и «Хрещатик». Всё по-украински вкусно. К борщу, например, подали пампушки и топлёное сало. А драников и стейка было ещё и много.
Чтобы поесть, мы не выбирали какие-то особые места и не выспрашивали советов у друзей-киевлян. А если бы спросили, то никто из них не порекомендовал бы ресторан «Шинок». Место откровенно туристическое, да ещё и в мажорном Печерском районе. Но хорошо гуглится по запросу «украинская кухня». Тут почти нет людей, три по-разному украшенных зала, официантки в вышиванках и подача блюд на сосновых спилах. Дороже, чем в «Борще», но порции такие, что половину пришлось попросить упаковать с собой. Стоит ли говорить, что мы не увидели в счёте контейнеров?
То, насколько недорого стало поесть в Киеве, понимаешь, когда в Минске отдаёшь $12 за два кофе, маффин и чизкейк.
6. Цены вообще
И это в стране, которая прямо сейчас воюет вдоль своей восточной границы. Казалось бы, от этого всё должно быть только дороже. Но трёхкратная девальвация (перед началом Майдана доллар стоил восемь гривен, сейчас — 23,8) не превратилась в трёхкратный рост цен. Если бы это случилось, киевляне просто перестали бы ходить в кафе и за новыми вещами. Сектор услуг остался бы без клиентов, а из магазинов не закрылись бы только продуктовые. Понимая это, предприниматели подняли цены умеренно. Киевлянам, конечно, и это не нравится — ведь рост доходов за последние полтора года далеко не трёхкратный. Но нам-то — туристам, приезжающим в страну с долларами, — от этой их девальвации сплошная выгода!
А посуточная аренда квартир в Киеве — дешевле, чем в Витебске. Ну как такое может быть?
7. Сервис
Нет, в кафе и в магазинах нам улыбались не все. Опять же, на контрасте запомнилось обслуживание в сетевом Time Coffee — быстро, но как-то вообще без энтузиазма. Там ещё и wi-fi не было — «Сегодня не работает». В остальных местах — улыбаются, спрашивают, понравилась ли еда, рассказывают, как её готовили. В «Шинке» официантка легко переключилась на английский с посетителем из Японии. А доступ в интернет был запаролен далеко не во всех кафе, которые мы посетили. Но и там пароль говорят по первому требованию. А во всех остальных — заходи не хочу, и никто не ведёт разговоров про паспорт.
Нигде нам и слова не сказали за то, что мы делали заказ по-русски. Зато нашему «дзякуй» всегда были рады.
Очень понравился подход киевлян к террасам уличных кафе. Они невысокие и естественные, что ли — часто чуть ли не из паллет, поставленных на рёбра. Для красоты добавляют деревья в кадках и герани. Выглядит очень свежо и приветливо. Жаль, что у нас принято отгораживаться от прохожих стеклом в человеческий рост, как это сплошь и рядом на проспекте Независимости.
8. Зелёный город
Мы сняли квартиру на бульваре Леси Украинки. Это широченная транспортная магистраль, которая ведёт из центра Киева на юго-восток. С балкона четвертого этажа дорога была не видна из-за деревьев. Да, было слышно, что где-то там ездят машины. Но перед глазами стояла стена из листьев каштана и серебристого клёна.
Деревьев в Киеве много — и это не вчерашние саженцы, которые не могут вырасти, задыхаясь в автомобильном выхлопе, а серьёзные городские жители.
9. Абрикосы на улицах
«А у вас что, не растут абрикосы на улицах?» — с искренним удивлением спросил у меня знакомый киевлянин, когда я с не менее искренним восторгом рассказал ему, что наткнулся рядом с домом на абрикосовое дерево. Я тогда обрадовался, как ребёнок. Сорвал абрикос, принёс домой, помыл и съел. А он оказался немного недозрелым. Но мой мозг всё равно порвался. Потому что для меня, жителя в общем-то северной страны, рай — это то место, где фрукты растут на улицах. Я вырос тогда, когда фрукты ещё были дефицитом, и мама покупала нам с братом один банан на двоих. В той Вселенной, в которой я живу, абрикосы растут где-то нереально далеко. А здесь просто пришёл, увидел и съел. На юге многие вещи — проще.
10. Досмотр на выезде
Немного подпортил впечатление отъезд из Киева. Белорусские пограничники и таможенники, как и раньше, проверяют пассажиров среди ночи на границе с Украиной. А вот украинцы теперь работают на вокзале в Киеве. По прибытию поезда это удобно: ты сидишь в вагоне, потом тебе ставят штамп в паспорт — и иди на все четыре стороны. А когда уезжаешь из Киева в Минск, приходится долго стоять на перроне и ждать своей очереди зайти в вагон. А потом ещё в узком коридорчике рядом с купе проводницы стоишь со всеми вещами. Доходишь до боковушки, на которой сидит пограничник, получаешь свой штамп — и только тогда можешь располагаться на своей полке. А ночь всё равно разбита из-за белорусских пограничников.