Военный пенсионер Андрей, 53 года: «Сразу понятно, можешь ли ты рисовать. Главное – не забрасывать»
Андрей Сенькевич больше 15 лет прослужил в армии, ушел на пенсию, занялся массажем и пошел на рисование. В детстве художественных школ и кружков не заканчивал, наброски время от времени делал, но ни о каком серьезном увлечении речи не было. Став пенсионером, почувствовал в себе желание и силы рисовать, решил посмотреть, что из этого выйдет. «Моя знакомая брала частные уроки у художника, показывала мне свои работы. Я посмотрел и решил пойти на рисование. Правда, собирался пойти почти год, все не мог выбраться», – рассказывает Андрей. О своем увлечении он говорит кратко, не разливаясь акварелью по бумаге.
Андрея интересовала графика, хотелось научиться писать портреты. Школу рисования для взрослых «Все Малевичи» нашел в интернете случайно, изучил сайт и записался на базовый курс «Художник внутри вас» к молодому художнику Владимиру Гатцу. После окончания первого курса сразу же пошел на «Курс портрета». Учился рисовать карандашом, углем, сангиной – монохромными материалами. Второй курс был академическим и более сложным, чем базовый. Базовый же, по словам Андрея, развивал правополушарное рисование на уровне интуиции.
Рассказывая о том, как пришло осознание того, что рисовать нравится и, главное, получается, Андрей признался, что «понял это почти сразу, еще на базовом курсе. «Я не знаю, как это работает, но работает – сто процентов. На базовом курсе рисования становится понятно, что рисовать ты можешь, главное – не забрасывать увлечение. С каждым разом все увереннее начинаешь себя чувствовать. О том, что я могу писать портреты, я узнал только когда начал пробовать». Сначала все ученики перерисовывали уже готовые портреты, потом начали писать с натуры, обязательным заданием было написать автопортрет. Андрей рисовал себя с фотографии.
Окончив курсы, Андрей продолжил рисовать. «Я не могу так просто сесть и начать рисовать. Нужно долго готовиться, найти тему для работы. Задумки для будущих рисунков у меня уже есть», – рассказывает собеседник. Сюжеты картин Андрей ищет и находит в реальной жизни. Также его вдохновляют фотографии и рисунки разных художников. В ближайших планах – написать портреты жены и внука.
Программист Антон, 32 года: «Пошел на акварель, чтобы раздвинуть рамки компетенций»
Антон Ананич – программист с 15-летним стажем. Последние шесть лет руководит собственной компанией. Софт, разработанный в лаборатории, используется в таких компаниях, как Toshiba, Volvo, Mothercare, Berkshire Hathaway и более сотни бизнесов из США, Канады, Австралии, России и других странах. «Компании из Беларуси среди заказчиков есть, но их доля исчезающе мала», – признается Антон.
Объявление о наборе людей на курс акварели художника и известного блогера Ники Сандрос Антон увидел случайно в фейсбуке. Всю жизнь думал, что не умеет рисовать. В школе, рисуя спускающегося с горы лыжника, осознал, что это – не его. Прошло 20 лет. Антон исчерпал возможности для развития в своей профессиональной сфере и решил раздвинуть рамки своих компетенций. «Как выйти на новый уровень развития? Нужно освоить сферу, в которой ты вообще ничего не умеешь. Ну или думаешь, что не умеешь. Какой смысл бесконечно шлифовать то, что уже делаешь так, как мало кто умеет?..» Почему бы не овладеть акварелью и карандашом?
Подумал так Антон и отправился в мастерскую Ники Сандрос. С девушкой Антон не был знаком лично, но читал ее тексты в интернете: «Я понял, что она человек интересный. По тому, что она пишет, мыслительные процессы прослеживаются, поэтому поговорить нам будет о чем». На рисование Антон пришел с конкретным вопросом: что из него можно выдавить как из художника? Результат его поразил. «Мне приснилась картина, абстракция, просто гениальная! Я ее еще не начал писать, у меня пока недостаточно навыков.
Когда проснулся, понял, что сам никогда бы ее не придумал. Когда я писал программы, мне никогда не являлись коды во сне, когда развивал бизнес, мне не снились бизнес-идеи, а тут!..»
Отходив на курс акварели и начав видеть картины во сне, Антон понял, что у него открылась «художественная чакра», как говорит своим талантливым ученикам Ника, и записался на курс рисования карандашами. «Начинать лучше с карандашей, я акварели поначалу боялся. Приходит Ника на первом же занятии и говорит: сегодня мы будем рисовать яблоко. Ты сидишь и думаешь: как? Я же вообще ничего не умею! А через час с удивлением смотришь на нарисованное тобой яблоко. Сам процесс доставляет большое удовольствие, потому что понимаешь, что можешь! Это не сравнимое ни с чем чувство».
Как человек практичный Антон не видит смысла рисовать «в стол»: «Может, когда у тебя плохое настроение и ты что-то нарисовал, это действительно лучше никому не показывать, но искусство существует для того, чтобы передавать другим то, что натолкнет их на какую-то свежую мысль, которая без твоей картины не появилась бы. Искусство помогает сделать общение более разнообразным, а жизнь - интересной».
Друзья и знакомые Антона, сплошь айтишники, смотрят на его рисунки и говорят: «Ваааау! Ты это что, сам нарисовал? Я б так не смог!» Многие просят нарисовать что-то для них. «Я еще не думал про рисование на заказ, но это хорошая бизнес-идея, нужно подумать! – говорит Антон и добавляет,
– На самом деле, у меня есть хитрый план: я хочу выставить одну свою работу на аукцион, чтобы проверить, насколько слова людей расходятся с их кредитной карточкой».
Себя Антон художником пока не называет, к своим успехам относится осторожно, но общаясь с ним, рассматривая его работы, становится понятно, что настроен он решительно, и через пару-тройку лет мы будем торжественно приглашены на первую художественную выставку Антона Ананича. Идей в голове для работ столько, что они уже там не умещаются, требуя выход на бумагу. «Забываю идеи, так их много! Начал записывать!» – смеется Антон.
Чтобы сюжет картины был сильным, и она стала успешной, ее нужно пережить – уверен собеседник. Сейчас он работает над картиной, сюжет которой пришел к нему после гибели отца. На ней будут изображены песочные часы, из одной колбы в другую перетекает кровь, но одна из колб – разбита… «Ника любит подшучивать надо мной, что я перед тем, как начать рисовать часы, перспективу рассчитывал с помощью тригонометрии», - говорит Антон Ананич. Отвечая на граничащий с глупостью вопрос, что он думает по поводу мнения «акварель – не для серьезных программеров», Антон сказал, широко улыбаясь: «Я не рисую ради того, чтобы рисовать. Искусство помогает мне выразись свои чувства и мысли, делает мою жизнь разнообразнее. Никто же не станет утверждать, что жизнь – не занятие для серьезных людей».