Давайте представим, что рок-группа – это не просто хобби для молодых и энергичных, но и, к примеру, фирма, требующая развития. Под развитием в данном случае мы понимаем непрерывную «войну» за своего слушателя. В XXI веке её можно выиграть, наполняя аудиозаписями социальные сети. А можно отправиться за своим слушателем с концертами в самые недра Беларуси. Искать его там, где не ступала нога гитаристов-виртуозов и где живой и агрессивный рок-н-ролл – это нечто диковинное. В Браславе есть кафе «Plage» на берегу озера. Здесь у минской группы Blind Spot состоится первое живое выступление.
«Не продают хлеб, пока глаза не подкрашу»
Из Минска мы выезжаем сразу после рабочего дня в компании трех парней – Альберта Литвина, Алексея Оболенского и Станислава Долинского. Каждый из них – мультиинструменталист, с детства погруженный в музыку, сменивший с десяток музыкальных проектов. Парни даже по минским меркам выглядят экстраординарно. Виной тому – крашеные ногти и губы, прически, пирсинг и различные аксессуары, которые делают их похожими на глэм-рокеров 70-х. «Я в магазин хожу за хлебом, так продавщица однажды отказалась мне его продавать, если я не подправлю свой макияж. Говорила, глаза надо подкрасить!» – шутит Алексей Оболенский, похожий на Дэвида Боуи в те времена, когда он создал из себя персонажа Зигги Стардаста.
А вдруг ребятам набьют лица браславские гопники?
Внешний вид – одна из частых причин для придирок со стороны прохожих. Не исключено, что подобные выпады могут случиться и в Браславе. Ибо стереотип, что в маленьких городах люди более консервативные, никто не отменял. «Было дело, даже на заправке агрессивные ребята что-то пытались нам пояснить за внешний вид и называли обидными словами…, – вспоминает Альберт Литвин. – Впрочем, такое и в Минске случается, поэтому нельзя тут винить конкретно маленькие города», – подытоживает музыкант.
Боязнь внепланового рукопашного боя не останавливает накрашенных парней. К слову, они едут представить свой леденящий душу колдвейв не просто так, а по приглашению музыкального организатора кафе «Plage». В расписании заведения – часовой концерт и трехчасовой диджей сет. К возможным конфликтам музыканты относятся философски: «Даже если в меня ботинком кинут, это уже реакция публики. И она намного более приятная, чем безразличие и снобизм», – заключает Альберт.
Впереди – 250 километров дороги.
В третий раз целиком прослушав диск с лучшими песнями Cure и Joy Division, мы смотрим из окна машины на Бегомль, Глубокое и другие опрятные населенные пункты. Взгляд частенько цепляется за местные дома культуры и кафе. А ведь в каждом из них могла бы сейчас играть беларуская музыкальная команда! Но пока что это выглядит как фантастика.
Колдвейв среди озерной глади
Вряд ли кто-то может поспорить с утверждением, что беларуская природа прекрасна. Но весь спектр ее красоты можно познать, приехав в Браслав. С одной стороны – стройный ряд жилых домов. С другой – подобное манящей бесконечности озеро, близ которого ощущаешь умиротворение. Вскоре мы видим огни. У входа в кафе Plage – охрана в деловых костюмах. Помимо ступенек есть пандусы для посетителей в инвалидных креслах. Посетить концерт стоит пять рублей. Нам на руки крепят фирменные ленточки и – вуаля – мы внутри. Пока обсуждаем грамотно продуманную инфраструктуру, к нам уже идет организатор мероприятия Сергей Садовский. Обсуждаем музыкальную культуру Браслава. «Вечеринки с живой музыкой мы делаем с 2013 года. Стараемся приглашать как местные группы, так и из других городов. Сегодня выступают Blind Spot, завтра будет Akute. Как отреагирует публика – предсказать сложно. Многое и от погоды зависит, потому что терраса и сцена расположены под открытым небом. Хотя, бывали случаи, когда сто человек и под проливным дождем танцевали. Как местные, так и туристы», – делится опытом организатор.
Тем временем подтягивается публика. Занимают места за столиком. Поскольку в кафе не продают алкоголь, угощаются кофе и чаем. На танцполе несколько смельчаков уже пускаются в пляс под фоновую музыку.
Особенность браславчан: не танцуют, но хлопают после каждой песни
Наступает момент Икс: Сергей Садовский объявляет группу. Танцпол тут же лишается и без того немногочисленных участников действа. Те, что постарше, смотрят на выступление с удивлением. Молодые же кивают в такт синтезаторному биту. После каждой песни следуют аплодисменты. Колдвейв с англоязычными текстами – продукт для публики совершенно новый. Но если бы он не был приятен, то посетители бы встали и ушли. Таковых не оказалось. Последняя песня из заявленной программы закончилась аплодисментами. Один из молодых посетителей, соседствующих с нашим столиком, сказал своей девушке, что «послушал бы еще группу, а не ди-джеев». Но остальные явно ждали танцев.
Пока Альберт Литвин готовил пульт и «вертушки» к грядущему сету, его коллеги Станислав и Алексей спустились к людям. К ним подошел познакомиться один из посетителей. «А вы так выглядите потому, что Depeche Mode вдохновлялись?» – спросил он. В вопросе не было ни грамма агрессии. Сугубо интерес. Обсудив музыкальные предпочтения, они пожали друг другу руки – и тут же по ушам ударила убойная смесь из песен Fatboy Slim и The Chemical Brothers. Организаторы ждали, что сет расшевелит людей, но на танцпол вернулась всего одна пара. Вот и первый провал: если живую музыку люди готовы слушать, то панк-дискотека уже явно оказалась лишней.
«Да мы бы хоть на «Дожинках» выступили, если бы пригласили!»
Даже после часового эфира танцевального панка, посетители проявляли смиренное равнодушие. Но как только организаторы заменили приезжих музыкантов на местного DJ Malaria, случилось чудо! Услышав привычный «клубнячок», люди взбодрились и в считанные секунды заполонили танцпол. А мы тем временем прогуливаемся по побережью и любуемся местными пейзажами. Музыканты обсуждают мелкие огрехи и ляпы на выступлении. А заодно – лояльность публики, которая им это «простила».
Складывается впечатление, что в любом городе Беларуси готовы слушать что-то новое, но мешает какая-то даже не всеобщая дезорганизация, а отсутствие самой идеи, что это возможно. «Да мы бы хоть на «Дожинках» выступили, если бы пригласили!» заключает напоследок Альберт Литвин. Его коллеги по группе в ответ посмеиваются, но никаких аргументов против не выдвигают.