С Евровидением в Беларуси не заладилось. И не потому что на конкурсе поют диковинные Uzari с IVAN'ами, а потому что вокруг шоу сложилась масса стереотипов. Смотришь Евровидение? Значит, или домохозяйка, или гей. Ну или просто тупой – давайте прямо. Тратить несколько часов своей жизни на шоу фриков, поющих так себе песенки – удел тунеядцев. В то же время мы тратим на сериалы целые дни своей жизни, упуская из виду, что они тоже по сути бесполезны. Если по правде, то никакой видеоконтент не сделает нас умнее, богаче или благороднее. Кроме фильмов Федерико Феллини или Микеланджело Антониони. Но вряд ли человек, который пишет про Евровидение в соцсети «Забейте на эту херь и не засирайте интернет», высказавшись, пойдет смотреть «Даму без камелий» с Лючией Бозе. Так стоит ли гнобить конкурс из-за того, что один раз там выступила «женщина с пенисом и бородой»? В конце концов, хорошая была песня, а то, что все набросились на образ, в очередной раз доказало: людям нужно шоу.
Мой анамнез
Я смотрю Евровидение сколько себя помню: в основном потому, что смотрела мама (кстати, не домохозяйка). За годы слежения за конкурсом у меня появилась привычка: за пару недель до Евровидения знакомиться с песнями участников и составлять свой прогноз или, как принято говорить, «топ». Этим занимаются многие: достаточно вбить на Youtube фразу «my top Eurovision 2016», как сайт предложит вам варианты от разных пользователей, причем, большая часть будет из Европы, а не из СНГ. В комментариях под такими видео ведутся активные обсуждения, поддерживаются (или не поддерживаются) свой или любимый участник. Это своего рода ставки на лошадей, как у Дика Френсиса – только на исполнителей. Евровидение становится игрой в лото. Красивые люди с экрана называют цифры, а ты сидишь и зачеркиваешь у себя в голове ментальное поле с результатами. И если твой прогноз совпал с реальным, чувствуешь себя мега-букмекером. Причем, интерес в том, чтобы поставить на наиболее вероятный вариант, а не на своего любимчика.
К Евровидению нужно относиться проще – как к детям. Да, поют не идеально. Да, иногда исполняемые номера откровенно провальны, да, выглядит смешно и гротескно. Как бы мы ни пытались причислить себя к безукоризненной интеллектуальной элите, нет-нет, да и посмотрим какую-нибудь ерунду. Только у кого-то это будет мыльная опера про зомби Walking Dead, а у кого-то – Евровидение.
Почему с Евровидением не все так плохо
Во-первых, это не рок-фестиваль и не джазовый концерт, а поп-тусовка. Срез европейской поп-музыки за последний год. Посмотрев конкурс, можно без сомнения сказать: в Беларуси есть проблемы с шоу-бизнесом (то есть он отсутствует как таковой), в Швеции работают настоящие хит-машины, экс-Югославия нет-нет, да и отправит на конкурс очередных фриков – за пару часов зрителю предлагают познакомиться с поп-культурой нескольких десятков европейских стран. Цель Евровидения – выбрать лучшую композицию, которая, возможно, станет хитом грядущего лета. Речь не идет о запоминающихся лицах или известных певцах. Наоборот, в этом есть свой шарм: посмотреть на что-то совершенно свежее. Это в Беларуси Ланскую уже рассмотрели со всех сторон, а в какой-нибудь Албании сидят перед теликом и думаю: «Елки-палки, девочка вместо платья майку надела».
Да, из более, чем 40 стран-участниц далеко не все выдают на-гора хорошее выступление. Но чудеса случаются. В прошлом году на Евровидении родилось пару хитов для турецких барчиков по береговой линии – например, песни Израиля или Бельгии. Были и красивые баллады, вроде той, что представила Норвегия или Кипр. И «традиционные» для Евровидения номера с сильным визуалом и энергетикой, типа победившей Швеции или почти победившей России. В этом году Евровидение было на порядок слабее в плане хитов. Хотя парочка запоминающихся песен тоже были: Болгария, например. Песня имеет право на существование – нужно же что-то слушать на отдыхе или в примерочных! И не стоит отрицать факт, что благодаря Евровидению все-таки стреляют хиты действительно мирового уровня. Из последнего – это очевидно Euphoria из 2012 года, из старенького – Руслана с ее Wild dances, из еще более старенького – Дана Интернэшнл с Diva (отсюда растут ноги Филиппа Киркорова), из супер-старенького надо вспомнить про ABBA. Эти песни настолько срослись с реальностью, что даже не верится, откуда они взялись, правда?
Российско-украинский конфликт и музыкальный конкурс
Сегодня каждый кухонно-интернетный аналитик говорит о том, что Евровидение – полностью политизированный конкурс. Пару дней назад появилось «объяснение», что голосование – заговор против России, и на самом деле профессиональное жюри завалило Лазарева по политическим причинам. Это, кстати, очень смешная картинка. Посудите сами: Джамала, за которую жюри голосовало активнее, – джазово-оперная певица, владеющая действительно мощным голосом.
А Лазарев – артист, который может «делать номер» и сносно спеть поп-песню. Рядовому зрителю, может, все равно, кто какую музыкальную школу окончил. Но от профессионального жюри стоит ожидать, что мугамы, которые ЮНЕСКО в 2008 году объявило одним из шедевров нематериального культурного наследия, в песне Джамалы куда круче, чем простое исполнение поп-певца Лазарева.
Россияне пытаются успокоить сами себя, говоря, что истинный победитель – тот, кого выбрали исключительно зрители, то есть Лазарев. При этом они забывают, что все время до этого жюри тоже присутствовало в результатах, просто незримо. И то, что слово жюри может повлиять на победителя, наоборот, прибавляет Евровидению пунктов как музыкальному конкурсу. Другой вопрос – профессионализм самого жюри. Белорусская телеведущая Анна Бонд на своей страничке в Facebook задалась вопросом, кто же те люди, у которых рука поднялась поставить Джамале лишь 7 баллов.
Оказалось, «Тео, Дроздова, Ольга Плотникова, Геннадий Маркевич и Александр Капенкин – это и есть список музыкальных эстетов, давших 7 от имиджа страны». Остается верить, что в других страна состав жюри способен отличить потенциал оперной певицы от остальных участников.
Можно прилипнуть к смыслу песни: мол, Украина надавила на жалость своими серьезными темами – и от этого выиграла. Артемий Троицкий, известный обозреватель «Новой газеты» в своем видеоблоге отметил: «Я рад, что эта песня победила, в том числе и по той причине, что это была единственная песня на конкурсе Евровидение (который вообще знаменит своей полной бессмысленностью, я бы даже сказал, безмозглостью, в плане содержательном), которая вообще имела хоть какой-то смысл».
При всем уважении Троицкий ошибся: в этот раз песня победила потому, что была сильна как песня.
В 2010 году та же Украина отправляла на конкурс певицу Алешу с песней Sweet people о том, что надо беречь планету, и об экологических проблемах. Номер был очень серьезным и грустным, но почему-то занял лишь 10-е место.
Вряд ли можно назвать политикой и соседское голосование. Простой украинец не пожалел 12 из 12 баллов для Лазарева, представляющего Россию, точно как и россияне расщедрились на максимальный балл для Джамалы. Люди хотят – люди голосуют, вопреки конфликтам. Если следовать логике политизированного мира, то каждый год должна побеждать одна и та же страна – та, у которой нет ни с кем терок, зато есть миллион друзей и диаспор. Этого не происходит. Правда, это не отменяет порции стыда, когда Беларусь в очередной раз вне зависимости от фазы Луны и дня недели отсылает России свои 12 баллов.
Ежегодная порция шуток
Пара часов ныряния в мир европейской попсы окупается пониманием забавных шуткок в соцсетях. В этом году, например, сорвался телемост с Израилем, и люди сразу же стали писать, что они попросили перезвонить им самостоятельно. А еще после участников выступил Джастин Тимберлейк, которого белорусы уже ожидают на Славянском базаре этим летом.
Во всех массовых мероприятиях заложено ощущение сопричастности к толпе. Кто-то болеет за «Милан» и кричит «Milano siamo noi. Solo noi!», а кто-то болеет за определенное выступление на Евровидении и тоже искренне переживает происходящее. Так зачем же ставить одно шоу выше другого? Предупреждая гнев комментаторов-мужчин, отвечаю: футбол я, кстати, тоже смотрю.