KYKY: Павел Павлович, трудно ли было организовать выставку?
Павел Латушко: Мне кажется, она стоила сил, которые мы вложили. Мой друг, беларуский художник Виктор Альшевский, предложил организовать в Минске выставку картин мастеров стран аккредитации нашего посольства (на тот момент – Франция, Португалия, Испания), а также из Беларуси. Мне показалась эта идея интересной, но маломасштабной. Если браться, то надо делать серьезный проект и привлекать больше участников. Я вспомнил, как генерал, президент Франции Шарль де Голль в 1959 году озвучил тезис важности построения единого пространства «От Лиссабона до Урала». Тогда это было достаточно принципиальное заявление, шла холодная война, с разделительной линией между Советским Союзом, НАТО, Западной Европой, Америкой. Де Голль выступил с инициативой, что нужно разделительные линии убирать. В последующем этот подход перерос во внешнеполитический тезис «От Лиссабона до Владивостока», который используется и беларуской дипломатией, потому что Беларусь не заинтересована в разделительных линиях.
Мы хотим взаимодействовать, торговать, развивать культурные и просто связи между людьми. Культура в нынешней ситуации выступает как гуманитарный противовес политическим и социальным конфликтам, опираясь на свои многовековые традиции.
Мне показалось, что этот проект может стать реальным и важным, учитывая непростой период обострения политических и социальных конфликтов в мире. Я позвонил своим коллегам в Москву, Белград, Варшаву, Будапешт, Вену. Они сказали: «Нам эта идея нравится. Мы готовы поддержать». После мы с Виктором Альшевским обратились к министру иностранных дел Владимиру Макею, который поддержал идею уже на официальном уровне. Да, были сложности, связанные, скорее, с тем, что художники в некоторых странах очень мало знают о Беларуси. Они боялись, ставили вопросы о страховке, не понимали, куда работы поедут и где их будут экспонировать. Но мы вели беседы, убеждали. В результате нам удалось объединить 30 художников из 28 стран. Конечно, могло быть и больше, но мне кажется, и эта цифра впечатляет. Среди участников как признанные мэтры современного искусства, так и молодые, но уже известные в своих странах мастера. Важно, что будет и возвратная реакция. Те, кто боялся и переживал, увидят публикации о выставке, каталог, ознакомятся с реакцией посетителей и будут в своих странах рассказывать о нашей стране. И в Лондоне, и в Монте-Карло, и в Будапеште. Это же превосходно! Будет обратный имиджевый эффект для Беларуси.
KYKY: Как изменилась ваша жизнь, после того, как вы покинули пост министра культуры Республики Беларусь?
П. Л.: Работа посла имеет определенную универсальность и уникальность. Посол фактически занимается всеми направлениями с точки зрения интересов государства: это и экономика, и политика, и культура, и образование, и туризм, и установление контактов и многое другое. Если мы возьмем все сферы деятельности государства, посол отвечает фактически за все, что касается двусторонних отношений. Мне всегда было это интересно, и всегда я мечтал работать в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. Это моё первое место работы – я вернулся туда, откуда начинал. Что касается министра культуры, то эта сфера всегда была мне близка. Работая дипломатом, я встречался со многими деятелями культуры Беларуси, совместно мы организовали много проектов. Конечно, с точки зрения масштабов, работа министра культуры даёт больше возможностей для самореализации внутри страны, но с точки зрения интереса, который вызывает работа, мне кажется, это две довольно равнозначные должности.
КYKY: Занимая пост министра культуры, вам удалось добиться уважения многих жителей Беларуси, что у нас случается достаточно редко, когда речь идет о чиновниках. Нет сожаления от того, что вы оставили пост министра культуры?
П. Л.: Спасибо, за ваши слова. Конечно, я слышал о себе разные мнения, в том числе и критические – как справедливые, так и нет. Это нормальный процесс. Государственные служащие должны подвергаться критике. Это их стимулирует к большей отдаче в работе. Что касается сожаления, то я стараюсь жить, исходя из принципа: человек счастлив мгновениями, но несчастлив часами. Но эти мгновения счастья дают нам возможность пережить часы невзгод. Стараюсь делать свою работу настолько качественно, насколько могу. Я благодарен господу богу, друзьям, коллегам по работе и партнерам за то, что мы можем создавать эти мгновения. Чем больше мы будем созидать, тем больше вероятность того, что мгновения перетекут в часы счастья. Так давайте не сожалеть о прошлом, а создавать проекты, заниматься новыми инициативами, помогать людям, которые их предлагают. Мне всегда импонировали креативные люди. Если кто-то приходит с интересным проектом, а я могу помочь, это же потрясающее чувство! Один человек часто не в состоянии сделать масштабный проект. Но мы можем обратиться к бизнесу, к нашим учреждениям культуры, министрам или местным органам власти. Если они поддержат, проект состоится.
КYKY: Год культуры в Беларуси подходит к концу. Как вы считаете, на каком уровне находится наша культура?
П. Л.: Нам важно перестать самих себя все время критиковать с точки зрения оценки нашей культуры. Можно критиковать какие-то направления, говорить, что нам не хватает какого-то проекта, что мы должны идти вперед, но в целом оценивая беларускую культуру, мы должны исходить из глубины ее истории и на этом фундаменте строить ее современность. Мне пришлось в своей жизни побывать во многих странах, видеть различные постановки балета и оперы, посещать много музеев, выставок, концертных выступлений. ЮНЕСКО декларирует важный принцип: богатство культуры мира – в ее разнообразии, и уважение к этому разнообразию является залогом мира и стабильности. Мы не имеем права утверждать, что наша культура или культуры других народов хуже или лучше в сравнении. Хочу привести вам пример. В этом году мы впервые открыли национальный павильон беларуских художников в рамках выставки «Осенний салон» на Елисейских полях. Практически все руководство «Осеннего салона» (а он существует в Париже с 1903 года, 113 лет) отметило: «Великолепные художники!». Впервые в прошлом году мы выставились на «Art Capital» в Grand Palais. 60 лет выставке! Огромный Grand Palais. Патронат президента Франции. И Ассоциация барона Тэйлора вручила награды нашим скульптору и художнику. Видел, как выступает беларуский балет во Дворце Конгрессов во Франции. В принципе, во Франции, вообще на западе, люди в театрах аплодируют стоя очень редко. Я это видел, может быть, два раза за все время пребывания во Франции. И половина зала аплодировала стоя на «Лебедином озере» Чайковского в исполнении Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь. Это ли не оценка?
Мы организовали выступления балетной школы Марины Вежновец в городах Лион и Клермон-Ферран. Выступления оказались просто потрясающими! Наши дети произвели фурор. Наши студенты, хор Беларуской государственной академии музыки, сейчас выступали в Испании. Три концерта! Каждый концерт заканчивался стоя, овациями и на бис. Представляете? Они выступали в известных на весь мир музеях. Директор музея Эль Греко был восхищен. Разве это не показывает уровень нашей культуры? То, что проблемы есть, – бесспорно. Мы постоянно поднимаем проблемы киносферы, например. Они существуют. Но тут, мне кажется, надо выстраивать подходы и руководствоваться принципами, которые придумали еще до нас. Если мы будем это реализовывать, а не просто оставлять их на бумаге, то и эту ситуацию мы сможем поправить. Нам нужно определиться: для чего и для кого мы снимаем кино? На продажу? Значит, тогда оно будет не про нас. Если для себя, тогда это будет не для продажи.
Беларуский кинопрокат не в состоянии окупить затраты ни на один беларуский фильм, это просто вытекает из кассовых сборов. Необходимо принять идеологическое решение: какую цель мы ставим перед собой. Снять кино про Янку Купалу? Оно не будет интересно за рубежом.
Ну, может, теоретически в странах-соседях, но в других – точно нет… Но такое кино нам необходимо.
КYKY: Получается, мы не можем рассказывать миру о своих великих писателях и поэтах?
П. Л.: Назовите мне, например, представителей португальской или словацкой культур? Давайте будем реалистами. Наши великие деятели культуры – великие прежде всего для нас, а потом уже потенциально для всего мира. Наша цель – развивать свою культуру и историю, показать ее историю и современность, которая переходит в будущее также и за рубежом. Решением Генеральной конференции ЮНЕСКО 2016 год был объявлен годом Бакста. Мы организовали в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже выставку, где было представлено 20 юных художников из Гродненской области. Можно было, конечно, привести кого-то из больших мастеров, но наша цель была – дать потенциальный шанс юным дарованиям, что в будущем может послужить появлению нового «Бакста», а вернее, нового талантливого всемирно признанного художника.
КYKY: Вы много путешествуете, много чего видите. Например, то, как проходят рождественские ярмарки в столицах Европы. У нас же в центре Минска крутят заезженную попсу, продают то, что можно купить в любом магазине. Может быть, пора что-то менять?
П. Л.: Тут я соглашусь и не соглашусь. Сравнивая Минск с известными европейскими городами, я бы заглянул в другие города, не только в Вильнюс или Прагу. Поверьте, там тоже найдется то, что можно покритиковать. В прошлом году одна продюсерская компания обратилась к нам с предложением в организации рождественской деревни в Минске. Как обустроить Минск в праздничные дни – это, конечно, решение городских властей, но к данному предложению можно и вернуться. Я очень люблю мой город, где родился, практически всегда слышу от иностранных гостей самые лестные отзывы о нашей столице. Первая оценка – чистота, все правильно организованно. Увидел сегодня зеленую световую дорожку, бегущую перед переходом у Ратуши. Я мало где такое видел в европейских столицах. Критиковать можем, но и идеализировать других не надо. Давайте как-то начинать себя любить.
КYKY: Это все здорово. Но сколько можно говорить о том, что вот у нас чисто? Никто не спорит. Все приезжают и обращают на это внимание. Но хочется, чтобы в этом чистом и красивом городе не было пусто, что-то происходило. В Беларуси хватает частников, которые болеют своим делом, ремеслом. Мы убедились в этом, в очередной раз посетив осенью фестиваль Vulica Brazil. Почему бы на крупных государственных праздниках не дать возможность работать не только государственным точкам продажи, но и им?
П. Л.: Вы знаете, в 2010 году Министерство культуры Республики Беларусь инициировало создание музыкальной площади в Минске. Тогда нам не удалось реализовать этот проект. Прошло несколько лет – и вот возникли «Вечера у ратуши». Это потрясающий проект. Люди приходят и слушают музыку.
Вы говорите, может быть, правильные вещи, но на это надо время, определенные организационные и финансовые усилия. Действительно, инициативным людям нужно давать больше возможностей для самореализации.
Нужно развивать государственно-частное партнерство в сфере культуры. Если частник выделяет средства на культурный проект, он будет контролировать его реализацию, добиваться максимального качества. Далее. Если объединить бюджетный ресурс с финансовой поддержкой спонсоров, продюсерских компаний, это позволит сделать проект масштабным, а также увеличить количество самих проектов, поэтому государственно-частное партнерство в этой сфере, конечно, должно быть и должно расширяться.
КYKY: А мы можем что-то делать сами, чтобы ускорить этот процесс?
П. Л.: Вы знаете, что принят закон о государственно-частном партнерстве? Находясь в предыдущей должности, я настаивал перед Министерством экономики, чтобы культуру не исключали из этого процесса. На тот момент они исходили из того, что закон касается бизнес-среды, инфраструктурных и инновационных проектов. Если добиться, чтобы такой подход в отношении культуры был прописан в законодательстве, тогда тот, кто отвечает за бюджетные ресурсы, будет понимать, что это возможно. Это соответствует закону. А тот, кто будет выдвигать частную инициативу, придет к чиновнику с пониманием того, что может рассчитывать на поддержку государства.
КYKY: Вы говорите, что нужно знакомить людей с нашей современной культурой. Вот смотрите, у нас есть современный музыкант Лявон Вольский, который выступает в Германии, Литве, Польше, даже Америке... Его много где знают и любят, но у него нет возможности выступать на своей Родине. Не обидно? Огромное количество беларусов покупают билеты, делают визы, чтобы поехать на концерт в Вильнюс. Только представьте, какие залы могли бы заполняться у нас!
П. Л.: Убежден, что культура – эта та сфера, которая не может быть огорожена забором, поэтому, если мы уберем этот забор, произойдет раскрытие латентной культуры, которую мы, может быть, знаем, но не признаем. Поэтому я за то, чтобы расширять границы, а может быть, вообще их убирать, как и в этом проекте «От Лиссабона через Минск до Владивостока».