Сначала мы нашли этот паблик – кстати, по совету комментаторов KYKY. Открыли и обалдели: представить, что в Советском Союзе в Армении кто-то мог спроектировать привокзальное кафе, которое выглядит, как космическая станция, решительно невозможно. А остановки общественного транспорта в Алматы? А павильон СССР на выставке ЭКСПО в Монреале 50 лет назад? Кажется, эта архитектура – серая, модерновая, концептуальная, заржавевшая – недавно стала модной. Один из основателей проекта «Совмод» Мария Серова рассказывает о том, как они нашли красоту в том, что мы обычно пренебрежительно зовем «совком»:
HTML
«Совмод – это исследовательский медиа-проект, посвящённый позднесоветской архитектуре, долгое время находившейся в культурном забвении. В поле наших интересов – разнообразная как по форме, так и по содержанию архитектура, мы лишь формально ограничиваемся временными рамками, захватывая период с 1955-го (год подписания постановления об устранении излишеств в архитектуре) по 1991 год.
Этот период практически не освящался вне профессионального сообщества, поэтому нашей главной задачей стало привлечение внимания к данной тематике. Сейчас мы занимаемся сканированием территории всего постсоветского пространства, собирая базу объектов, что позволит облегчить дальнейшую работу с этим уникальным архитектурным наследием».
HTML
«Мы, современные жители постсоветских городов, во многом сформировались под влиянием той среды, в которой мы выросли. Здесь можно говорить о разных сторонах этого явления, как о положительных, так и отрицательных, но отрицать масштабность явления под названием «советский модернизм» точно нельзя. Советский опыт проектирования в рамках модернистской парадигмы во многом уникален для мировой архитектурной практики, так как он формировался в совершенно особых геополитических и социальных условиях.
Несмотря на то, что модернизм предполагал тотальную интернациональность, сейчас, спустя время, мы можем говорить о том, что на территории различных советских республик сформировались свои школы, которые органично восприняли особенности того или иного места, народа, традиции.
Окидывая взглядом советский модернизм, начинаешь понимать, какое большое и многозначное явление перед тобой, сколько неизученных мастеров – архитекторов, художников, скульпторов, сколько никому не известных построек.
Сейчас всё это уже часть истории, и мы имеем возможность со стороны посмотреть на явление советского модернизма, изучить его и защитить от уничтожения многие объекты, которые являются настоящими сокровищами нашей архитектуры и монументального искусства».
HTML
Большая часть архитектуры советского модерна находится в Минске. Основатели «Совмода» в курсе. Вот что говорит москвич Михаил Князев о беларуском достоянии:
«В рамках послевоенного восстановления Минска был создан, по сути, новый город. Архитекторы подхватили идеи, заложенные в первом десятилетии восстановления, и, с учетом кардинальной смены курса советской архитектуры в середине 50-х, продолжили планомерное развитие города. Строились жилые микрорайоны, возводились общественные здания, проводилось комплексное благоустройство города в целом – жизнь возвращалась в Минск.
HTML
Среди основных градостроительных преобразований беларуской столицы я бы особо отметил Водно-зеленый диаметр Минска. Это уникальный в своем роде ландшафтный комплекс, являющийся главным градообразующим элементом Минска, а также выполняющий функцию «зеленых легких» столицы. Создание ВЗДМ стало частью масштабных мероприятий по благоустройству реки Свислочь в рамках реализации Генерального плана послевоенного восстановления.
HTML
Сегодня водно-зеленый диаметр, проходящий через весь Минск «зеленой артерией», представляет собой комплекс парков, скверов, бульваров и рекреационных зон, а также систему водоемов по обеим сторонам реки Свислочь. ВЗДМ задал ритм застройки принципиальных территорий в 1960-1970 годы. Насколько мне известно, сейчас в Минске ведутся разговоры о его судьбе. Многие неравнодушные жители выражают беспокойство по поводу бездумного строительства на свободных зеленых участках в непосредственной близости от воды и требуют остановить уничтожение целостности исторического облика. Я разделяю их позицию и считаю, что этот уникальный комплекс заслуживает особого охранного статуса.
Теперь о зданиях. Проект экспериментального микрорайона Восток-1 – идеальный, на мой взгляд, пример комплексной застройки с отличным масштабом. Также можно говорить о том, что Восток-1 является удачным примером грамотного сотрудничества архитекторов и художников-монументалистов.
HTML
Мозаичные панно Александра Кищенко, оформляющие торцы 16-этажек на красной линии проспекта Независимости, стали настоящим украшением этого ансамбля. Среди общественных зданий я бы выделил Архитектурный факультет Политехнического института, Дворец спорта (прототип ряда дворцов спорта, построенных в СССР), гостинцу «Беларусь», Белорусский государственный академический музыкальный театр и кинотеатр Октябрь».