По диплому Денис – инженер по информационным технологиям, учился в БГУИРе. Факультет, по словам Дениса, дал ему обширные знания, с которыми выпускники могут заниматься любой деятельностью, «от руководства системой доильных аппаратов до администрирования серверов в банке». На четвертом курсе молодой человек начал подрабатывать маркетологом, занимался продвижением сайтов в интернете и руководил IT-проектами. Параллельно с этим Денис вместе с товарищем заинтересовался идеей благотворительных аукционов встреч, которые действовали в Америке и в соседней Украине. «Мы не вынашивали долго бизнес-идею, не сидели вечерами, думая, чем бы нам заняться. Однажды увидели «ВКонтакте» мероприятие, которое провели украинцы: люди выкладывали фото, другие в комментариях делали ставки для встречи с ними. Мы подумали: «Прикольная идея!» и решили сделать то же самое у себя», – рассказывает Денис.
Создавая сайт, думали сэкономить время. Но не вышло
Все начиналось в 2009 году с группы все в том же «ВКонтакте». Провели аукцион один раз, потом второй, третий. И начали организовывать встречи, деньги от которых шли на благотворительность, каждый месяц, превратили интересную идею в традицию. Работало сарафанное радио: друзья публиковали фото, друзья друзей делали ставки...
Затем ребята решили упростить себе жизнь, потому что на обработку заявок вручную уходило много времени и сил. Так появился сайт Maesens.by. «Мы решили создать компанию, оформить ее юридически и думали, что после автоматизации процесса обработки ставок у нас на проект будет уходить меньше времени», – делится Денис. Но вышло наоборот.
К тому времени ребята закончили университет и работали по распределению на полную ставку. Денис попал сначала в брокерскую компанию, а затем – в сферу недвижимости. «После университета, ты же понимаешь, хочется погулять...» – говорит герой.
Упростить жизнь и уделять проекту меньше времени не получилось. После запуска первой версии сайта проект начал занимать практически все свободное время ребят, требовал правок и роста, постоянного развития. Все закрутилось. «В итоге мы сначала ушли на полставки на работе, а потом и вовсе уволились и занялись только этим проектом».
«Если ты ищешь деньги ради денег, не стоит даже начинать»
Благотворительный проект начинался с двух человек в команде: Дениса, который брал на себя развитие и продвижение, поиски финансирования и партнера Михаила, на котором была вся техническая часть. Сейчас в команде «МаеCэнс» восемь человек. Для IT-проектов это вполне нормально, говорит Кондратович.
Когда оформляли компанию, много финансовых затрат ушло на юридические консультации. «Мы долго консультировались с юристами, потому что у нашего проекта много нюансов. Например, нельзя регистрироваться иностранцам, потому что знакомства с ними – лицензируемый вид деятельности». Сейчас все устаканилось, к консультациям Денис прибегает реже, но связь с юристами не теряет.
Когда стартап начал разрастаться и набирать обороты, появился вопрос поиска финансирования. «Деньги нужно начинать искать тогда, когда ты понимаешь, для чего они тебе нужны. Если ты ищешь деньги ради денег, не стоит даже начинать. Есть большая вероятность того, что на тебя обидится инвестор и твоя репутация будет подмочена», – говорит Денис.
С поиском финансирования все получилось достаточно просто. Молодой человек понимал, что деньги ему нужны не столько для развития проекта в Беларуси (здесь он самоокупаемый), сколько для выхода на иностранный рынок.
Все стартаперы грезят Силиконовой долиной
Денис нашел инвестора и отправился попытать счастья в США. «В Сан-Франциско мы обкатывали аналогичную идею: создали такой же проект-аукцион благотворительных встреч. Практически год проработали, закрыли проект и благополучно вернулись в Беларусь».
«Все стартаперы грезят Силиконовой долиной», – говорит Кондратович. Когда в Беларуси «МаеCэнс» вышел на хорошие позиции и стал самоокупаемым и востребованным проектом, у Дениса было несколько предложений от инвесторов создать аналогичный ресурс в Азии и России. Когда появился «самый романтичный» вариант в Америке, ребята не думали долго и махнули покорять далекую страну, несмотря на то, что условия сотрудничества были не самыми выгодными из предлагаемых.
В Америке (важное уточнение – именно в Сан-Франциско) Денис чувствовал себя комфортно: «Там наш несовершенный английский выглядит очень даже выигрышно на фоне разных китайцев и индусов.
Зря многие наши ребята комплексуют по поводу языка. Хватит даже школьных знаний». Все двигалось неплохо, но из-за недостаточности финансирования проект в Сан-Франциско было решено закрыть. «Почему мы не искали нового инвестора и не продолжали работать в Америке? Хороший вопрос! Когда мы закрыли проект, были совершенно истощены. И финансово, и физически. Мы вернулись в Беларусь и практически полтора года ничего не делали с «МаеCэнс», занимались своими делами, он существовал за счет наработанного социального капитала».
Денис на собственном опыте понял, что запускать проекты в других странах – колоссальная нагрузка и ответственность, которая усугубляется иным менталитетом и отсутствием связей. Поэтому сейчас он разработал новую бизнес-модель: консультирует людей, которые хотят сделать такой же проект, как «МаеCэнс», в своей стране.
«Тем, кто хочет развивать благотворительные аукционы встреч в своих странах, мы продаем техническое решение проекта и консультируем по всем вопросам бизнеса». Тестовые версии проекта уже запущены в России и Великобритании. Переговоры ведутся с Францией, Казахстаном и Украиной.
Краудфандинг на «МаеCэнс» существует уже больше трех лет
А потом в бизнес-жизни Дениса появился Юрий Зиссер, основатель и совладелец крупнейшего интернет-ресурса Беларуси TUT.BY. Оставаясь директором компании «МаеCэнс», команда которой работает слажено по отстроенным механизмам, Денис полтора года назад вместе с Александром Скрабовским и Юрием Зиссером создали проект Startidea.
«Мы втроем на протяжении двух последних лет организовываем конкурс лучших социальных проектов Social Weekend и у нас возникла потребность сделать площадку, где люди могли бы свои проекты размещать. По сути, это краудфандиговая платформа», – говорит Денис и добавляет, что сейчас вектор его внимания вновь прикован к проекту «МаеCэнс».
По сути, краудфандинг на «МаеCэнс» существует уже больше трех лет. Последние полгода половина пользователей ресурса не выставляют на аукцион встречи, а напрямую переводят деньги нуждающимся организациям или людям. «Да, социальные проекты, как правило, собирают больше средств, чем спортивные или культурные. Почему так происходит? Все очень просто. В каком случае человек жертвует деньги? Если его эта проблема как-то задевает.
Многие стыдятся подавать свои проекты, связанные с той же культурой. Мол, как я могу просить деньги на книгу, когда тут дети умирают?
Мне кажется, не должно быть такого барьера, нужно поддерживать то, что тебе действительно интересно. Иногда и книгу издать очень важно. Нужно разделять проекты на категории, чтобы не оказывать давление на пользователя. Когда рядом будут стоять два культурных проекта, человеку будет значительно проще определиться».
В благотворительности важно считать цифры
И понимать, какие последствия будут у твоих действий, считает Денис. «Для меня «МаеCэнс» – не столько благотворительный, сколько бизнес-проект. Я обращаю внимание на статистику, цифры и отчеты и даже не всегда тех благотворительных историй, которые у нас происходят».
Говоря о добрых делах, которые случились в Беларуси благодаря компании (а их – сотни), Денис выделяет завершенные истории. «Как предприниматель я люблю завершенность. Когда ты перечисляешь сколько-то миллионов на лечение ребенку, которому нужны сотни тысяч евро, это одно, но когда ты собираешь деньги и покупаешь инвалидное кресло – это совсем другой результат, конкретный и понятный».
С историями помогла Олеся Бугаева, которая занимается в компании «МаеCэнс» распределением средств между теми, кто подал заявки на сайте. Она рассказала, что благодаря «МаеCэнс» белорусы собрали средства на аппарат легкого откашливания стоимостью почти в семь тысяч евро для шестилетнего Германа Соломатина, страдающего спинальной мышечной атрофией 2 типа. «Двум деткам из Бобруйска с врожденной катарактой зрения мы оплатили необходимые операции. В 2013 году Надежде Абазовик на операцию перевели 20 миллионов рублей. Ее мама сама не видит и занимается с детьми с проблемами зрения – тифлопедагог, участвовала потом в нашем конкурсе социальных проектов Social Weekend. Ее проект получил гран-при и активную поддержку предпринимателей», – рассказывает девушка.
Результат любого дела виден на длительной дистанции
В Беларуси к «МаеCэнс» отношение интернет-пользователей всегда было двояким. Денис признается, что поначалу больше половины отзывов были негативными. Со временем происходил перелом, люди видели, что ребята работают честно и прозрачно, все чеки и отчеты о своей финансовой деятельности публикуют на сайте. Потихоньку проект набирал положительный социальный капитал и завоевывал хорошую репутацию. Поводов для негатива просто не осталось.
Денис вспоминает реакцию людей, с которой сталкивался на первых порах: «Что приходило на ум, когда человек впервые видел такой проект? Что-то пошлое, мол, люди продают себя. Да и вообще, знакомства, встречи и благотворительность – все это вызывало диссонанс, никак не срасталось в головах у белорусов».
Первая реакция на то, что скрестить, казалось бы, невозможно – недоверие и негатив. «У нас как? Если все хорошо, то никто об этом не пишет в интернете, а если что-то не нравится – обязательно нужно об этом написать.
Поэтому сначала создавалось впечатление, что в интернете позитива по отношению к «МаеCэнс» не было вообще».
Справляться с такой реакцией помогало осознание того, что результат любого дела виден на длительной дистанции. «Если остро реагировать на трудности, можно не довести до конца ни одно дело. Важно понимать это и спокойно двигаться вперед», – говорит Денис.