22 февраля 24-летняя Анисия Козлюк опубликовала в своем фейсбук пост: «Сувенирчики из Жодино: минус 7 килограммов, минус цикл, минус иммунитет. Потому что твоя возможность стелить что-то на холодную металлическую скамейку зависит от того, как ты хихикаешь с тупых шуток товарища майора». По информации TUT.by рассказываем подробности истории Анисии.
Три года назад эта беларуска вошла в рейтинг самых перспективных людей Европы младше 30 лет по версии журнала Forbes. А этой зимой Анисию осудили по статьям 23.34 и 23.4 КоАП и отправили на 20 суток за решетку.
Анисию задержали днем 31 декабря. Когда она с мужем и подругой (швейцарской журналисткой) вышла из бара Karma, подъехал бусик: «Я пошутила: «Смотри, беларуский инстинкт – это когда бусик подъезжает, а у тебя всё внутри сжимается». В этот момент из машины вылезают ребята и нас пакуют».
Всех отвезли в РУВД. Журналистку отпустили через три часа после задержания. На Анисию и ее мужа составили по два протокола, после чего отвезли в ИВС на Окрестина: «Минут 30−40 мы простояли на улице с руками за спиной. На входе лежали три больших бело-красно-белых флага. Если ты пытаешься их переступать, на тебя начинают орать. А дальше – радушный прием. Знаю, потому что все, с кем мы приехали из РУВД, флаг перепрыгнули», – вспоминает Анисия.
Вот что она говорит об условиях содержания на Окрестина: «Утром нам принесли только чай. Матрасы, постельные принадлежности нам тоже не выдали. Первое время туалетную бумагу для нас просто отматывали и давали кусочек. Передачи разрешили только с 17 февраля – то есть за три дня до конца моего срока».
Анисия была волонтером правозащитного центра «Весна» с 2012 по 2018 год, после волонтерила в других организациях. «Из-за своей деятельности я понимала: если попаду в ситуацию, когда меня задерживают, отделаюсь не просто так. Поэтому суткам не удивилась», – говорит беларуска.
Ее судили через 74,5 часа после задержания, хотя по закону должны были это сделать в течение 72 часов (либо отпустить). Это не смутило судью, которая назначила для Анисии 20 суток ареста.
Первые пять суток беларуска пробыла на Окрестина. После ее этапировали в Жодино: «Это была моя первая встреча с настолько консервативным патриархатом. Для начальника смены было в порядке вещей подойти к камере и сказать: «Вы митингуете, потому что мужика нормального не было». И вообще, мол, сидите дома, рожайте детей. Девочки в камере так и отвечали: «Так я уже рожала, дочка сидела со мной в прошлый раз». Тогда он злился и уходил.
Если ты хихикаешь и улыбаешься ему в ответ на эти «шутки», то в течение дня тебя не будут трогать. Ну, не так сильно будут трогать. Но был один особо рьяный сотрудник: каждые 20 минут он подходил и проверял, чтобы мы не сидели, не стелили себе на скамейки одеяла и даже куртки. Если вести себя «хорошо» по их меркам, то могли не заметить, что ты себе что-то постелила. Хотя это редко», – вспоминает Анисия.
Анисия не намерена «переворачивать эту страницу». В ее планах – писать жалобы обо всем: об условиях задержания, о постановлении суда, о нашем задержании.