Политический обозреватель TUT.by Артем Шрайбман написал колонку «Нефть утекает из братской любви. О чем не договорились Путин и Лукашенко» по итогам встречи Лукашенко и Путина в Сочи. Он считает, что у президента Беларуси не получилось о чем-либо договориться с российским коллегой. Так Артем объяснил, почему, на его взгляд, наступает «конец нефтяной ренты» и почему слезание с нефтяной иглы – это хорошо для Беларуси.
Шрайбман сразу начал с результата: «Недавняя встреча президентов в Сочи не решила проблем. Беларуси надо готовиться к годам перенастройки привычной схемы отношений с восточной соседкой. Мы вступаем во время сокращения нефтяной ренты, страну ждут годы лечения от этой зависимости». Он объяснил, что у Лукашенко обычно получалось договариваться с Москвой, и это было его главным политическим активом. Но в последние годы с этим проблемы: «Российский президент уже много лет не погружается в мелочи вроде очередных недовольств Минска и делегирует работу на этом направлении подчиненным».
Проблема работы с правительством России, а не с Путиным, в том, что там сидят «жесткие технократы, которые привыкли выставлять счета и прикручивать вентили. С ними чуть хуже работают аргументы про ангелов-хранителей и славянское единство».
Дальше Шрайбман перечислил основные проблемы в отношениях стран:
- Ограничения конкуренции и торговли внутри ЕАЭС – по этому поводу Лукашенко в начале августа обвинил Россию в «варварстве»
- Россия подвесила выделение кредита ЕФСР и собирается сократить поставки беспошлинных нефтепродуктов
- Пропуск иностранцев через беларуско-российскую границу – но, по словам Шрайбмана, «верю, что Лукашенко и Путин в Сочи не обсуждали этот вопрос за ворохом всех экономических претензий друг к другу»
Но главная проблема – нефтяной маневр, который приведет к потери Беларусью 300 миллионов долларов в 2019 году, а за пятилетку – двух миллиардов. «Это де-факто конец нефтяной ренты», – пишет Шрайбман.
Он сомневается, что Беларусь сможет договориться о какой-то компенсации: «Если урезаешь субсидии Беларуси для экономии своего бюджета, в чем смысл их потом оттуда же компенсировать?» А тот факт, что Путин предложил обсуждать вопросы на уровне правительств, говорит о нежелании «по-братски» помочь Беларуси.
Беларуси надо слезть с нефтяной иглы
Артем высказался о нефтяной игле, с которой, видимо, Беларуси придется слезть: «С точки зрения развития страны это, пожалуй, будет лучшим вариантом из всех возможных. Пора слезать с нефтяной иглы. Это, наверное, непопулярное мнение – желать своей стране прекращения субсидий. Парадоксально, но сегодня радоваться успеху Минска на нефтяных переговорах – все равно, что детям радоваться, когда пьющая мать смогла-таки найти деньги на новые пол-литра. Да, она злая, когда трезвая. Да, в этот вечер ей будет лучше, чем если бы пол-литра не нашлись. Но продолжать жить от одной бутылки до другой – путь в могилу для матери и к трагедии для всей семьи. Начать лечиться без отказа от объекта зависимости невозможно».
Шрайбман считает, что «осушение нефтяного потока усилит позиции той части правительства, которая лоббирует структурные реформы. Раньше президент мог показать их ненадобность одной поездкой в Сочи. Полетел, поговорил несколько часов, вернулся с добычей – экономику можно еще год-два не лечить. Теперь он приближается к тому, чтобы остаться с болезнью один на один, без обезболивающего, на которое мы так подсели. Умение управлять страной будет выходить на первый план, отодвигая назад навыки сочинской торговли».