В «Интеллектуальный клуб» Светланы Алексиевич пришел IT-бизнесмен, владелец VP Capital Виктор Прокопеня, пишет TUT.by. Он рассказал о проблеме беларуского образования, о том, как это исправить, и почему нашей стране не нужна идеология. KYKY цитирует главное.
О неработающей системе образования
«Учиться приятно, это доставляет удовольствие. Но почему большинству детей во всем мире в школах и университетах скучно? Потому что нам интересно, когда мы учимся на границе наших знаний. <…> Система образования, которая сейчас существует в мире, создавалась для другой экономики – индустриальной. Для экономики знаний требуется гораздо большее разнообразие творческих людей. <…> За счет персонализации, которая будет учитывать особенности каждого ребенка, учеба в будущем будет гораздо интереснее, чем сейчас. Наука и система образования будет иметь гораздо больше творческих людей, которые смогут жить более полноценной и качественной жизнью».
О том, как улучшить качество образования в Беларуси
«Министр образования управляет махиной размером в три миллиарда долларов [бюджет на образование], в системе работают сотни тысяч людей, понимаете, какого масштаба сложности у него работа? Дальше, у него ограничено количество денег, которые он может отдавать на зарплаты. Есть куча треша, который придумало не Министерство образования, а органы на местах. Например, учителя ходят по домам и проверяют установку пожарной сигнализации. Это унижает учителя. Но это инициатива местных органов. Вот почему важна роль медиа, общества. <…> Есть вещи, в которых нас слушают, – мы хотели, чтобы увеличили прием айтишников в пять раз, пока увеличили в полтора раза [набор в университеты]. <…> Диалог в формате «министр – дурак» не работает. Работает, когда ты приносишь предложения, которые могут помочь».
О неинтересных родителях
«Родители становятся менее интересны детям. <…> Рекомендации YouTube и Instagram забирают внимание детей. То есть физически ребенка не забрали, но мысленно забрали. Это проблема, но у нее есть решение. Мы, родители, должны быть интереснее, чем YouTube и Instagram».
О том, почему идеология в прошлом
«Я считаю, что идеология – это продукт прошлого. Сегодня могут быть идеи, задачи и ценности в каком-то формате. Обсуждать какую-то идеологию, в которую будет верить каждый в Беларуси сегодня, в XXI веке, когда каждый смотрит свой контент – этого не будет. [Нас объединяют] общие ценности, культура. Идеология – это то, что придумали разные государства, чтобы люди верили в какой-то проект. <...> У нас состоявшееся государство, народ, общество. Это достижение нашего государства, что идеологии у нас нет».
О работах будущего
«В будущем будет много работы, чтобы решать этические конфликты. Если беспилотный автомобиль ездит по дороге, вы должны его каким-то образом запрограммировать, чтобы он принимал решение. Сейчас такое время, все больше этики пересекается с реальностью. <...> В будущем будут востребованы профессии, связанные с созданием контента, бренд-менеджеры, менеджеры по коммуникациям. Меняется медицина, мы будем заранее точно знать, какая болезнь у нас может развиться. Но то, что я назвал, не будет постоянным. Мы живем в мире, где все очень быстро меняется».
Фото обложки: предоставлено VP Capital.