Моя мать была горячим поклонником индуизма, буддизма, языческих заговоров и Геннадия Малахова. Поэтому каждый раз, когда я заболевала, меня обкладывали компрессами с мочой и садили на целительное голодание, и только потом, в крайнем случае, вели к врачу. О прививках и речи не шло: я сделала их уже ближе к совершеннолетию, когда смогла выбирать между традиционной и альтернативной медициной.
Несмотря на то, что сама я больше склоняюсь к пилюлям, чем к целительной смоле из Индии, с малых лет меня интересует, как причудливо переплетаются в сознании белорусов христианство и архаика, фрагменты Аюрведы и традиционных заклинаний бабок-шептух. Я говорю сейчас не о язычниках или буддистах (такие люди как раз последовательны в своих действиях), а об основной массе людей, не видящих противоречия между молитвой Иисусу и поклонению святым источникам. Тех, кто ради излечения отходит от догм христианства и обращается к сельским или городским целителям.
Шептать на здоровье: бабки-знахарки и целительницы на Онлайнере
Наверное, в каждой семье есть история, как сельская бабка-шептуха избавила ребенка от хвори. Когда корни болезни лежат в психосоматической сфере, заговоры действительно могут помочь. К примеру, сельская целительница избавила радиоведущую и поэтессу Любовь Миронову от «испуга»: «Когда мне было около пяти лет, в деревне у бабушки меня напугала собака. И по сельской традиции родные обратились не к доктору, а к шептухе. Сначала с собаки-виновницы состригли клок шерсти, затем подожгли и овеяли меня дымом. Потом повели к бабке-знахарке, она что-то пошептала мне на ухо, погладила по голове и отпустила. И мне это помогло. Может, потому, что дети – очень внушаемые существа. Но больше к такому виду лечения моя семья не прибегала».
Некоторые из целительниц приобретают славу на всю страну или даже за её пределами. Так, старушка Федора Конюхова из деревни Пильшичи Белыничского района стала настолько популярна, что заработала отдельную ветку обсуждения на форуме Онлайнера. Сотни людей из Беларуси и России стремятся попасть к ней на «прием» и получить свою долю целебной воды и глины с подворья – излечить рак, воспаление легких, аллергию, рассеянный склероз...
Правда, среди восторженных откликов на форуме можно встретить сообщения, как больные раком из-за слепой веры в Федору затягивали с оперативным лечением до последнего. Либо предостережения о греховности целительства для христиан, которое неминуемо аукнется ужасными последствиями. Но доведенные до отчаяния готовы рискнуть своей бессмертной душой ради спасения тела.
Как минчанка Марина Таранова вылечила маточные кровотечения с помощью универсальной энергии
Если в сельской местности сверхъестественное – удел бабушек, то городах можно встретить образованных и глубоко религиозных людей, которые внезапно ощутили в себе некую силу. Экстрасенсы, гадалки, остеопаты, астрологи, лечащие наложением рук или особыми минералами – все они действуют по определенной методике. Это уже не интуитивное блуждание во тьме, а четкое понимание: что, как и для чего. Минчанка Марина Таранова много раз сталкивалась в своей жизни с примерами того, как духовное излечивало материальное:
«Расскажу о методе лечения с помощью универсальной энергии. Моя подруга закончила Школу универсальной энергии (Мастера Данга MEL из Беларуси – прим. KYKY). Имеет диплом и последнюю ступень посвящения. Когда официальная медицина не смогла мне помочь – без видимой патологии открывались спонтанные маточные кровотечения – я решила обратиться к ней за помощью, и после трех сеансов кровотечение прекратилось. Я забыла о проблеме на долгие годы, но затем она вернулась. И я вновь обратилась к той же знакомой. На этот раз потребовалось пять сеансов, естественно, все бесплатно. В благодарность еле уговорила её принять от меня мёд и ананас... Моему мужу тоже помогла нетрадиционная медицина. У него по всему телу на ровном месте появлялась экзема.
Все существующие в Минске кожвендиспансеры были посещены безрезультатно, препараты не помогали. Пришлось прибегнуть к росе купальской.
Ранним утром с 3 до 4 утра уже 7 июля в Купальскую ночь надо собрать росу на чистый небеленый льняной рушник или скатерть. Повесить для просушивания. Затем использовать как обертывание, обтирать пораженные кожные покровы. В идеале нужно, чтобы человек искупался в такой росе, умылся ею, покачался в росных травах. Но кожа была настолько воспалена, что этот вариант мы не рассматривали. После ежедневных обертываний в течение недели экземы будто не бывало. Об этом методе можно прочесть в «Золотых правилах народной культуры» Оксаны Котович и Янки Крук», – рассказывает Марина Таранова.
Да, подобная практика считается грехом в глазах религии. Однако если целитель обращается к христианскому богу и не упоминает древних духов, священнослужители готовы смотреть на его работу сквозь пальцы.
Большой комментарий специалиста Центра религиоведческих исследований ФФСН БГУ
Я попросила прокомментировать подобную духовную солянку старшего преподавателя кафедры философии культуры и специалиста Центра религиоведческих исследований ФФСН БГУ Анастасию Доманскую, которая также прибегает к нетрадиционным практикам: посещает православного остеопата и советуется с городской шаманкой. Однако её поступки продиктованы четким осознанием механизма работы древних практик в жизни современного общества.
Анастасия Доманская: Религии возникли как ответ на потребность человека приспособиться к миру. Вначале были совсем древние первобытные культуры. Затем появились культуры архаические, для которых была характерна уже бОльшая оторванность от природы, зачатки городской жизни и перемещение божеств в иную – социальную – реальность. И лишь много позже возникают исторические религии, куда относятся буддизм и христианство. Они сформировались в эпоху Платона и Аристотеля, Конфуция и Будды Шакьямуни, когда человек уже обладал развитым абстрактным мышлением и мог перешагнуть через наглядные образы и постулировать какой-то Абсолют. Нечто совершенное, запредельное, самодостаточное. Ведь Бог – это именно Абсолют. Помыслить его невозможно, так как мы конечные существа, а Абсолют – бесконечен. Вообще-то, даже сегодня мало людей способно мыслить такими глобальными концепциями. Большинство же «экономно» представляет себе Бога в виде, например, старца.
Скажу такое страшное слово как синкретизм. Оно означает сочетание несочетаемого, «лоскутное» мышление. Наверное, процентов 90% людей живет в такой жуткой путанице о мироустройстве, варится в своеобразном «бульоне» из древних и новых, западных и восточных верований. Возможно, людям не хватает ни времени, ни сил, ни желания разобраться в том, откуда взялось то или иное представление о мире, те или иные практики. Они полагаются на так называемый здравый смысл и веру в эффективность определенных метафизических методов. «Сосед сходил к бабке-шептухе, она ему помогла, схожу и я, может, и мне поможет». Конечно, для людей с религоведческим образованием это все выглядит по-другому.
Я и сама обращалась к знахарям, но тешу себя мыслью, что более осознанно. Дело в том, что последовательное христианство заключается в полном уповании на Бога. Христианство ведь не о том, как лучше жить в этом мире, а о том, как вытерпеть страдания и уйти в жизнь лучшую, при этом помогая другим, порой в ущерб самому себе. И потому, если ты христианин, и у тебя что-то болит, ты должен говорить: «Спасибо тебе, Господи, за это испытание или наказание, дай мне его достойно вынести, и пускай всё будет по воле Твоей».
Медицина – это светская, а не христианская сфера. Она возникла как раз тогда, когда из этой области ушла религия. А сейчас происходит обратный процесс: допустим, мусульманка, эмигрировавшая в Европу, отказывается от помощи гинеколога, потому что врач – мужчина. Радикальная религиозная позиция (как мусульманская, так и христианская) говорит, что на все воля Божья, и исцеление не придет ни от кого, кроме Бога. Конечно, более умеренная позиция в том, что человеку можно посетить доктора и при этом молиться, чтобы Бог посредством доктора, таблеток и прочих процедур тебя исцелил. Но если ты пьешь таблетки и при этом не молишься, не уповаешь на Бога, значит, ты сам, силами своего человеческого разума, разбираешься с проблемой. А это уже с религиозной точки зрения совсем нехорошо.
Да, в идеале христианин может уповать лишь на Бога, но на практике он обращается еще и к Богородице, и к святому Пантелеймону, Матронушке Московской, бьет себя освященной вербочкой, купается в источниках или «причащается» освященных яиц на Пасху, пьет «святую» водичку. Это все воспринимается православной и католической церковью как послабление людям в силу несовершенства и грешности нашей натуры. Протестанты же тверды в своей позиции и клеймят подобное язычеством. Бабки-знахарки, которые зовут себя православными, как раз попадают в эту категорию послабления. Возможно, у кого-либо из них получается лечить людей. Может, она увидела во сне Богородицу или святого Николая, взяла в церкви «святой» воды или «святой» вербочки, или сретенскую свечку, и теперь проводит какие-то манипуляции «по воле Божьей». Все эти «святые» предметы и действия – это словно капилляры, по которым разливается Святой Дух, как ответвление от основного ствола «дерева» Церкви.
Бывает, что среди православных молитв у таких бабушек внезапно всплывет языческая мольба с обращением к природным явлениям, например, деревьям, воде, земле. Это тоже считается послаблением. До тех пор, пока в молитве не фигурируют чужие боги и сущности, все нормально. Вот это и есть синкретизм, «бульон» из архаических и исторических религий. Люди, оставаясь в рамках традиций, попустительствующих таким вещам по малодушию и неграмотности своих адептов, мечутся между разными практиками.
Астрология, тантры, алхимия и прочие вещи из «котла Нью-эйджа»
Впрочем, отойдем от христианства. Синтез восточных практик, большей частью древнеиндийских, а также шаманизма, европейского эзотеризма, каббалы, астрологии и прочего называется Нью-эйдж. Мы можем встретить представителей этой среды в кружках по йоге, где почти любой учитель использует методы очищения, вегетарианства и медитации, когда через определенные физические, соматические практики достигаются иные состояния сознания.
Это нормально, если, конечно, психика устойчива. Иначе при чрезмерном увлечении есть риск попасть в психоневрологический диспансер.
В котле Нью-эйджа «варятся» восточные вещи, пришедшие из индуизма: тантра, мандалы, медитации... Но надо понимать, что древняя культура Вед, санскрита (это сложнейший язык, на котором написаны Веды, в том числе Аюрведа) сегодня – лишь руины древней цивилизации. Медицинская система Аюрведы – остатки прежней системы. Она должна была работать в определенной среде, в климате, где люди, например, на протяжении тысячелетий не употребляют мяса, пьют кокосовое молоко и тоннами едят специи.
Но если ты белорус, и вдруг стал вегетарианцем, потому что заболел, вряд ли тебе от этого будет хорошо. С йогой также надо быть осторожнее, особенно с той, которая предполагает мантры.
В этом же котле – астрология, вперемешку со средневековой алхимией и каббалой. По мироощущению это все мы называем аниматизмом – верой в живой мир, где все состоит из живой силы, энергии. Сейчас мы часто слышим слова: энергетическое поле, биополе, плохая энергетика и прочее. Но если ты действительно хочешь разобраться в этой теме, тебе придется начинать с азов: что такое гороскоп и астрология, откуда они возникли и зачем. Старые энергетические практики очень похожи на современную психологию (глубинная, экзистенциальная психология, психоанализ, интегральное нейропрограммирование). Говорят же, что психоанализ – это современный шаманизм. Поэтому к энергетическим практикам нужно подступаться очень осторожно и с умом.
Когда я иду к астрологу, то должна быть уверена, что он строго астролог, а не «специалист широкого профиля». Таролог, которому я могу доверять, знает карты Таро в совершенстве, но не практикует все подряд. Конечно, я не воспринимаю их слова и советы как безусловную данность, скорее как подсказку в сложной жизненной ситуации. Да, я могла бы обратиться к психологу, но так как я религиовед и мне нравятся красивые толкования, я предпочитаю именно астролога или таролога. Их слова обычно помогают мне взглянуть на ситуацию под другим углом.
«Невролог видит только мои нервы, кардиолог – сердце. Но кто соберет меня вместе?»
Теперь что касается не психологической, а именно медицинской помощи. Когда я заболеваю и иду к врачу, и он воспринимает меня как сумму разных частей, как машину. Невролог видит только мои нервы, кардиолог – только сердце и так далее. Но кто соберет меня вместе? Кто скажет, что, например, мой варикоз компенсирует шумы в сердце? По большому счету, хороший терапевт. Но таких очень мало. Хорошие терапевты, которые мне встречались, как правило, говорят мне о диетах, о фитотерапии, упражнениях и других методах, которые классическая медицина отнесла бы скорее к «нетрадиционным». Отдельный вопрос с гомеопатией. Да, есть работы, где говорится, что это плацебо. Но я также читала несколько научных статей, где говорилось, что гомеопатические спреи для носа работают не хуже, чем медикаментозные с сосудосуживающими и антибиотиками. Почему так? Неизвестно.
Однако не будем путать медицину экстренную и плановую. В экстренной медицине у нас все очень хорошо. Я доверяю нашим хирургам, реаниматологам и другим. Собственно, выбора тут нет. Но что касается плановой медицинской помощи, то здесь благополучие человека на 80% находится в его руках. В остальных 20% нужна сторонняя помощь. И вот здесь как раз могут помочь практики, связанные с ресурсами психики человека и энергией природы. Когда ты не справляешься самостоятельно, тебе понадобится поддержка – остеопата, астролога, бабки-знахарки, чья работа, если попадет в цель, придаст смысл происходящему, дает мне стимул изменить жизнь.
Я бы очень хотела, чтобы у людей в нашей стране была более высокая религиоведческая грамотность, именно религиоведческая, не религиозная. Чтобы они понимали, что нельзя уходить в нетрадиционные практики с головой, но и что узкое видение одних религий как безусловно хороших и истинных, а других как порождения тьмы и зла – это невежество. Конечно, хотелось бы, чтобы люди сохраняли устойчивую «точку сборки» – четкую жизненную позицию, неважно, будет ли это последовательное христианство, атеизм или какая-то другая религия. И чтобы люди все-таки оставались по отношению друг к другу прежде всего людьми, а потом уже верующими разных религий.