Американец, который не забыл свои белорусские корни

Места • Алиса Петрова
Кэрол Садковски – американец с польско-белорусскими корнями. Этим летом он проводит исследование на тему белорусской самоидентификации в восточной Польше и Беларуси. KYKY расспросил Кэрола о его работе, истории семьи и отношении к белорусской и польской культуре.

Кэрол в Минске уже во второй раз. Я решила поговорить с ним в баре «Ў». Чтобы долго и нудно не объяснить иностранцу дорогу, я назначила встречу на площади Победы около кафе «Бярозка». Как только мы повернули с проспекта в арку, Кэрол поинтересовался: «Мы идём в «Галерею 'Ў'»? Я знаю это место: я был там, когда приезжал в Минск прошлый раз». Что ж, первая тема для разговора о белорусах родилась сама собой.

История Кэрола и его семьи

Кэрол родился и живёт в США, но его родители родом из Польши, а мама – белоруска по происхождению. «Она православная, училась разговаривать на белорусском языке и ходила в белорусскую школу в Гайновке – маленьком городке в Подляском воеводстве в восточной Польше». Бабушка Кэрола по материнской линии, Марыся Борута, жила на территории Беларуси до изменения белорусско-польской границы в 1946 году, когда её дом официально оказался на территории Польши.

Кэрол

Первые двадцать лет жизни она разговаривала только по-белорусски, но после присоединения польские власти стали «ополячивать» белорусское население, насаждать польский язык. Когда бабушка Кэрола стала работать в больнице, ей пришлось буквально за несколько недель выучить новый язык. Это и подтолкнуло меня к исследованию, ради которого я сейчас приехал в Беларусь». Бабушка Кэрола до сих пор живёт в Гайновке. «Это очень белорусский район, – делится впечатлениями Кэрол. – Все жители, и моя бабушка в том числе, говорят на польско-белорусском диалекте». Первым языком, на котором Кэрол учился говорить, был польский. Когда он был маленьким, его родители ещё учились в аспирантуре, поэтому следить за маленьким Кэролом и его старшим братом приехала та самая белорусская бабушка Марыся. Только когда Кэрол начал общаться с другими детьми, он стал разговаривать по-английски. Несколько раз вся семья ездила в Польшу, чтобы Кэрол и его брат смогли узнать культуру, язык, свою семью. Во многом благодаря маме и бабушке для Кэрола действительно очень много значат и польская, и белорусская культура.

Как появился интерес к белорусской и польской культуре

«Ещё два года назад я практически ничего не знал ни о Польше, ни о Беларуси тем более. Только прошлым летом, когда я был на стажировке в Варшаве и поехал на фестиваль «Басовішча», я серьёзно стал интересоваться польско-белорусским вопросом». На летнюю стажировку в польский фонд Common Europe Foundation Кэрол попал благодаря случаю, потому что сорвалась стажировка в Копенгагене. Кэрол был журналистом: писал о музыке Европы для сайта eastbook.eu. Это был его первый, но не последний журналистский опыт. «Я интересовался политической музыкой и узнал о существовании «чёрного списка» белорусских музыкантов. Тогда же на стажировке я услышал о фестивале «Басовішча», который проходит в Польше, где белорусские группы выступают без ограничений: нет цензуры, полиции, люди могут кричать «Жыве Беларусь!»

Басовішча-2015, фото: euroradio

Я увидел другие национальные символы: бело-красно-белый национальный флаг, который более привлекателен визуально, и представляет независимую Беларусь 1918 года, услышал язык, который оказался очень похожим на польский – я даже понимал его». На «Басовішчы» у Кэрола появились беларускамоўныя друзья. И в этом, и в прошлом году Кэрол был волонтёром на фестивале, а не просто зрителем. Стать волонтёром Кэролу помогли связи: дети университетской подруги его мамы, которая сейчас работает на радио «Рацыя», были организаторами. «В прошлом году, например, я помогал людям с парковкой: показывал, куда нужно ехать. Также я был журналистом и брал интервью у нескольких групп: :B:N:, R.U.T.A, у украинской группы Гайдамакі». В этот раз Кэрол помогал с палаточным лагерем: проверял, чтобы люди заплатили за места в кэмпинге. По словам Кэрола, в этом не было ничего сложного, и на фестивале он развлекался и отдыхал.

Что Кэрол исследует в Польше и Беларуси

Кэрол учится в штате Айова в Grinnell College, изучает историю и международное сотрудничество (history and international development). Также он интересуется образованием вне университета. У него появилась идея научного исследования: он подал заявку и администрация колледжа её одобрила. Кэрол получил стипендию, чтобы поехать в Польшу и Беларусь (исследование состоит из двух частей) этим летом и изучать белорусскую самоидентификацию. Кэрол посещал две польские школы: в Гайновке и Бельск-Подляске – где есть уроки белорусского языка. У администрации и учителей он спрашивал, почему в их школах всё ещё преподают белорусский язык, а школьникам он задавал другие вопросы. Какую работу, на их взгляд, они смогут найти после школы, разговаривая по-белорусски? Ценят ли они белорусский язык? Разговаривают ли их семьи по-белорусски? Будут ли дети этих школьников разговаривать по-белорусски? Был и одинаковый для всех вопрос: «Вы считаете себя поляком или белорусом?»

Школьники отвечали похоже: «У меня есть белорусские истоки, но я считаю себя поляком».

Кэрол нашёл нескольких людей, считающих себя белорусами, но они в основном более старшего возраста, точно не школьники. «Я разговаривал с единственным учителем родом из Беларуси. Он предложил мне давать уроки белорусского языка по скайпу, когда я вернусь в США. Я не говорю ни на белорусском, ни на русском языке, но я изучаю белорусский язык, и какую ценность он сейчас имеет среди старших школьников. Пока я могу сделать промежуточный вывод, что эти ребята не знают своих корней, хотя их семьи в недалёком прошлом имели тесную связь с Беларусью».

Фотопроект Stunning Portraits of Mixed-Race Families для slate.com

Вторая часть проекта Кэрола проходит в Минске, в Национальном гуманитарном лицее имени Якуба Коласа, где все предметы преподаются только на белорусском языке. Кэрол будет сравнивать, как преподносят белорусскую идентификацию в лицее и в польских школах. На момент нашей встречи ему только предстояло провести исследование в Беларуси. Хоть Кэрол ещё не закончил свою работу, он уже видит, что ситуация во многом схожая: и в Беларуси, и в восточной Польше очень мало белорусских школ. После Беларуси Кэрол снова поехал в Польшу, на неделю, и потом возвращается в Америку – там он будет заканчивать своё исследование и подводить итоги. Результаты Кэрол хочет опубликовать в академическом журнале. «Может быть, представлю свои идеи на конференциях в США, в других странах. Я никогда не делал исследования такого плана. Посмотрим, как оно пойдёт!». Его работу из Америки координирует преподаватель колледжа – она когда-то училась в Чехии и делала там исследование в течение девяти лет.

Беларусь глазами американца

Получить визу для Кэрола не составило никакого труда: кроме американского у него есть польское гражданство, а получить белорусскую визу в Белостоке было очень легко. До приезда Кэрол думал, что Беларусь похожа на восточную Польшу. Основные отличия он заметил в провинции: белорусские деревни и маленькие города менее развиты, чем польские. Причину Кэрол видит в геополитическом влиянии. «Польша теперь государство ЕС, а Беларусь всё ещё завязана на России, в том числе экономически». По наблюдениям Кэрола, в Минске, очень мало рекламы. В США и даже Польше гораздо больше наружной рекламы: на стенах зданий, на станциях метро и в других местах. И, конечно, как и многие другие иностранцы, Кэрол отметил много советского символизма в Минске. Что Кэролу действительно нравится в Беларуси, так это культурная атмосфера. «Я не могу объяснить это точно, но мне нравится в Подляшье (регион в восточной Польше, этнически белорусская территория – прим. KYKY) и Беларуси больше, чем в Варшаве или Кракове, например».

Впечатления Кэрола о белорусах соответствуют известным стереотипам о нашем характере. Например, он отметил, что белорусы очень теплые и дружелюбные люди. Все: и молодые, и люди среднего возраста, и пожилые – действительно очень заботятся о своих гостях. «Если приезжает иностранец (даже я, например), белорусы будут делать всё, чтобы гости чувствовали себя удовлетворёнными». Кэрол находит, что по сравнению с белорусами, поляки более открытые и эмоциональные, не боятся высказывать своё мнение. А наши соотечественники более сдержанные. В тупик его ставит вопрос о сходстве белорусов с американцами. «Как и все люди в мире, и белорусы, и американцы хотят улучшить свой уровень жизни: ищут лучшую работу и лучшие места, чтобы поднять свои семьи. Зато большинство американцев не хотят уехать из своей страны и найти работу за рубежом», – говорит Кэрол. С национальной идентичностью, по его словам, у американцев тоже есть проблемы. Но причина иная: они очень эгоистичны. То есть американцы считают свою нацию лучше всех. «Соединенные Штаты, в отличие от европейских стран, граничат только с Канадой и Мексикой, поэтому американцы, как правило, забывают, что кроме них есть и другие народы».

Фото: Reuters

Кэрол говорит, что у американцев белорусы могут поучиться участвовать в гражданской и политической жизни. «Возьмите американские выборы. Это время, когда американцы начинают действительно беспокоиться о будущем Соединенных Штатов. Они спорят на политические вопросы друг с другом, беспокоятся о внутренних проблемах, верят в кандидатов в президенты. О таких вещах в Беларуси я не слышу». Белорусы, по мнению Кэрола, не должны бояться спорить о лучшей системе. Но мы-то понимаем, что это звучит наивно и утопично, хоть доля правды, безусловно, есть. В белорусах Кэролу не нравится стремление говорить на русском языке. «Я знаю, что так получилось под влиянием исторических событий. Я также знаю, что многие считают, по-белорусски труднее разговаривать, когда все вокруг говорят на русском. Но для меня это значит, что белорусы не ценят свой язык. Если люди этнически и по национальности белорусы, почему же они позволяют себе продолжать говорить по-русски?»

Чем ещё интересуется Кэрол

В следующем году Кэрол заканчивает колледж, но пока не знает, что будет делать после выпуска. «Возможно, буду заниматься проектами развития за границей. Я очень интересуюсь вопросами Африки, был в южной и в западной частях этого континента». В прошлом году Кэрол работал журналистом на радиостанции в маленьком городке в Сенегале: делал интервью, вёл программу о вопросах местного образования, которая транслировалась на территорию в 100 километров. Как вариант работы после колледжа, Кэрол рассматривает Таиланд, где он уже был и отметил дружелюбие тайцев и их открытость к общению с иностранцами.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Секретный Минск. Хакерспейс

Места • Влад Сиваков

В подвале жилого дома по улице Леонида Беды, 45, расположилась целая научно-техническая лаборатория робототехники. KYKY посетил минский хакерспейс и остался доволен.