Сергей Харевский говорит, что в старых городах (а Минску 949 лет) кладбища занимают большую площадь, особенно в центре. В Минске кладбищ было больше, чем нам кажется – взять хотя бы факт, что в городе было тридцать монастырей, и у каждого был свой погост. В отличие от других стран Восточной Европы (например, в самом центре Праги находится старое еврейское кладбище), в Беларуси к старым захоронениям относятся с пренебрежением.
Захоронения на Замчище – самое старое кладбище Минска
Сергей Харевский начинает с самых древних захоронений Минска, в районе Дворца Спорта на проспекте Победителей, около фундамента маленькой церкви. Вероятно, её строили датчане в 11 веке, когда наша землячка, княгиня София Володаровна, внучка первого минского князя Глеба, стала королевой Дании. Откуда такие предположения – церковь строили по технологии, которая не была характерна для восточных славян. Правда, церковь так и не достроили, но её стены стали усыпальницей для местной аристократии. В пятидесятых годах было выкопано два десятка дубовых саркофагов из могил при этой церкви, при которых нашли крестики, браслеты, секеры, ножи. Саркофаги отдали в музеи (что-то есть в музее на улице Карла Маркса, что-то – в институте истории), а останки так и лежат в земле.
Если идти по тропинке в сторону Дворца Спорта, можно увидеть, что там сымитоирован фундамент церквушки. «І там растуць таполі – нечакана рамантычнае месца атрымалася». Под ним и находятся захоронения. А на месте, где на самом деле была недостроенная церковь, поставили камень.
Дворец Профсоюзов
Там, где сейчас стоит Дом Профсоюзов, был городской вал. Горка, что есть сейчас, когда-то была специально насыпана. Посреди Октябрьской площади шла улица Святоюрьевская – во дворах Дворца Профсоюзов остались два дома. По документам 16 века на том месте стояла церковь Святого Юрия, а при ней был большой погост, как раз на краю, где был музей ВОВ и Дворец Профсоюзов.
Про него упоминал этнограф Павел Шпилевский: «А в подтверждение того, что гора или часть ее близ Юрьевской была кладбищем, можно привести то обстоятельство, что и теперь еще у подошвы возвышений, когда отпадают глыбы земли, находят человеческие кости и черепа, также железные гвозди, которыми сколочены были гробы». На древнем погосте, вероятно, покоились и представители магнатского рода Сапег, чей минский дворец находился рядом, на улице Юрьевской.
Захоронения бернандинцев на месте пивного ресторана
Под костелом святого Иосифа, где сейчас находится архив, густо лежали могилы отцов-бернандинцев и ксендзов. Когда отстраивали униацкую церковь Святого духа в Верхнем городе, нашли кости и перехоронили их на военном кладбище на Козлова в братской могиле. «Вельмі спрэчнае рашэнне, – комментирует Сергей Харевский. – Я б пакінуў парэшткі там, дзе знайшлі (а іх немала засталося) і проста ўшанаваў бы нейкай плітой.
Но выглядае, што гэта мяшае весяціцца». Ещё больше историка возмущает, что торговые ряды 18 века отдали под пивной ресторан «У Ратуши 0,5» и фактически разрушили: «Штобы было дзе мачачыцца аматарам піва, збоку касцёла вырылі два каўшы костак бернардынаў і вывезлі у невядомым накірунку, як смецце».
Лютеранское кладбище на улице Карла Либкнехта
История лютеранского кладбища, которое оказалось в центре общественного скандала, тоже заслуживает внимания. Сергей Харевский рассказывает, что в Минске всегда была немаленькая лютеранская община – к ним относились не только немцы, но и чехи, эстонцы и скандинавы. Среди чиновников и шляхты была значительная прослойка лютеранского вероисповедания: в городской думе, по словам историка, было 18% лютеран.
На Лютеранском кладбище были похоронены известные общественные деятели. Например, Вильгельм (он же Василий) Гиндербург, основатель Минского общества врачей. Про него писал Фёдор Достоевский как про «общего человека», который безвозмездно лечил не только своих соплеменников, но и евреев. Посреди этого кладбища стояла церковь Святого Николая 1846 года.
«Я помню гэтыя могілкі: у меня там цётка жыла – а на пачатку сямідзясятых іх зарылі. Цяжка ўявіць, што хто-небудзь мог бы іх бараніць, таму што па інэрцыі лічылася, што ўсе немцы – фашысты. Мне бачыўся б там які-небудзь крыж. Ці варта было б пазначыць месца, дзе стаяла кірха (лютэранская царква), і зладзіць кенатаф (сімвалічную магілу) Гіндэрбургу. Але, нажаль, мы зараз сутыкаемся з падкрэсленным, дэманстратыўным знішчэннем», – делится рассуждениями Харевский.
Татарское кладбище на улице Грибоедова
На месте Татарского сквера было татарское кладбище – его остатки находятся около соборной мечети на бульваре Грибоедова. Кладбище уничтожили в 1970-х годах, но ещё в 1974 году оно фактически действовало, вспоминает историк. Харевский рассказывает, как его знакомый только похоронил там брата, и нужно было переносить могилу. «Мой бацька сказаў, што гэта за кошт камунальных службаў. Але па масульманскіх ці габрэйскіх рэлігійных рэгулах любыя маніпуляцыі з косткамі, нябожчыкамі – вялікі грэх». Сейчас в сквере осталась только могила минского подпольщика, Героя Советского Союза, Хасена Александровича.
Харевского возмущает, что кладбище снесли без причины: «Можна было хаця б да нейкай ступені зразумець, калі пабудавалі б завод, дзе працавалі пяць тысяч чалавек».
Еврейское кладбище на месте стадиона Динамо
Безусловно, в Минске было много еврейских кладбищ. Самое большое и старое находилось на месте нынешнего стадиона Динамо. Их зарыли ещё в царское время, потому что негде было хоронить. Харевский рассказывает, что это был целый некрополис. Живописное и колоритное место с древними еврейскими могилами, заросшими деревьями, сюда даже художники приходили писать.
В частности, Фердинанд Рущиц рассказывал об этом в своих дневниках, как ходил на кладбище писать этюды с минским хужожником-иконописцем Егоровым, преподавателем минской гимназии.
Еврейское кладбище на улице Коллекторной
Известное еврейское кладбище было на улице Коллекторная, которая раньше называлась Моисеевской, а в советское время – Еврейской. Место стало известным, потому что во время немецкой оккупации там было еврейское гетто – были уничтожены почти все евреи Минска и десятки, если не сотни тысяч евреев с разных концов Европы. Кладбище существовало с 1868 по 1946 годы, в начале 1970-х годов было закрыто, а в 1990 году его полностью ликвидировали, сравняв с землей. Сейчас на месте кладбища – сквер и футбольное поле, про которые KYKY рассказывал писатель Сергей Календа, живший в тех окрестностях в детстве. «Могильные плиты тогда лежали среди деревьев или просто на земле – мы на них сидели, когда в футбик играли».
И добавлял: «Мне кажется, эта ситуация хорошо характеризует Беларусь, когда подростки даже не понимают, на каких камнях они сидят, – недостаток культуры, знаний». Позже найденные надгробия перенесли к мемориальному комплексу Камни памяти, что находится выше по улице Сухой.
Сторожевское кладбище на месте Молодежного театра и дороги
С 18 века существовало огромное Сторожевское кладбище в одноименном районе, который заканчивался Переспой. Там были похоронены священники, общественные деятели – в частности, беларуский культурный и политический деятель Алесь Бурбис. На Сторожевском кладбище сначала был похоронен Пулихов, но когда его стали ликвидировать в 1954 году, могилу перенесли на Военное кладбище.
После войны было принято решение о ликвидации кладбища. Власти объявили, что останки из могил можно выкапывать для перезахоронения. Нашлись и родственники усопших, желающие это сделать, но не все успели. По оставшимся могилам, надгробным изваяниям прошлись бульдозеры, сровняли все с землей. Такой была и участь могилы Алеся Бурбиса. На пригорке, где было кладбище, построили кинотеатр – теперь это Молодежный театр. Дороги от церкви Марии Магдалины к гостинице Беларусь, вниз, тоже не было: её прорезали. Оголились могилы, и все кости утрамбовали в почву, положив наверх асфальт.