Здание, в котором расположится новая кальянная, находится ближе к «Немиге», чем к «Купаловской», и со стороны реки – расположение само по себе неплохое. На этой же улице работают несколько других заведений и – вроде бы – не жалуются на отсутствие клиентов. С другой стороны, у Зыбицкой не такая уж светлая история: то санстанция нагрянет в Don Coffe'on и обнаружит там ад с просроченными продуктами, то в «Туманах» происходят разборки похлеще «питерских». А в комментариях под статьями, где речь идет про тусовки на Зыбицкой, и вовсе можно встретить такие описания: «Ни разу не видел там милицейского патруля – либо боятся, либо уважают и не хотят мешать отдыхать обеспеченным и культурным людям. Впрочем думаю что просто за все заплачено и у всех там свой маленький бизнес». (орфография автора сохранена – прим. KYKY) Идем погостить в недоделанный зал кальянной, чтобы посмотреть: кто же рискнул открыть свое заведение в заговоренном месте?
«Он мечтал, а я делал»
Кальянная расположится на подвальном этаже здания. Чтобы в нее попасть, нужно заходить в дверь на первом этаже, затем спускаться по лестнице. Пока запуск отложен, навигация не особо нужна: здесь решают рабочие вопросы и приглашают посмотреть на результат работы близких друзей. Но в будущем проблемы могут появиться, если налегать не на кальян, а на коктейли: лестница-то еще и с поворотом.
Помещение небольшое, но, как заметил Юрий Рыбников, один из учредителей нового места, для кальянной – очень даже просторное. Внутри странно, но вкусно пахнет банькой. Все оттого, что практически вся мебель сделана из дерева. У сидений и столов основа из натуральной доски. Чтобы все смотрелось и ощущалось эстетично и приятно, сделали стеклянные столешницы и прямо сейчас шьют подушечки для сидений. Юрий особенно гордится своей дубовой барной стойкой. Говорит, что сейчас в заведениях используют или камень, который доставляет рукам дискомфорт своим холодом, или ненатуральные материалы.
Началась вся история даже немного наивно: Алексей Жуков целых пять лет мечтал открыть свою кальянную. За это время в Минске успели открыться другие кальянные, но куда ж теперь отступать? Алексей купил все оборудование и предложил заняться кальянной Юрию, который раньше работал в сфере IT. Последний шутит на эту тему: «Я, наверное, единственный, кто ушел из IT в другую сферу, обычно все наоборот». Обязанности разделили на двоих: Алексей стал ответственным за ремонт, а Юрий занимался бумажными делами.
Как делать кальянный бизнес на Зыбицкой
Самое главное в маркетинге – позиционирование. С этим уже отлично справился Иван Муравьев со своей «Кальянной №1»: бывший тележурналист прочно ассоциируется с единственным в Минске кальянных дел мастером. При этом никакой дележки рынка, по словам ребят, не было: «К нам никто не приходил, никаких угроз не было… и предложений тоже. Место свободное: кто успел – тот и занял. Да, приходили другие люди, но они не успели, все. Мы с ними познакомились, нормально общаемся. Конкуренции нет, только взаимопомощь».
Между тем, Зыбицкую уже успели окрестить минской Думской. Здесь тусуются и заграничные бизнесмены, и минские программисты, и турецкие подданные, ищущие себе девушку.
На какую публику ребята рассчитывают? Не боятся ли потерять лицо в таком оживленном месте с самыми разными историями? Алексей удивленно на меня смотрит: «Помещение на Зыбицкой – самое простое было из всего. Я просто на первый же сайт зашел, начал место искать. Вбил «центр», смотрю – Зыбицкая, сдается. Позвонил – все нормально». Насчет инцидента в «Туманах» ребята предположили, что все дело в названии: как корабль назовешь, так и поплывет. Мутная, мол, тема. «Ну, – говорю, – может, и правда тут в целом непростые люди бизнес открывают». Юрий снова шутит: «Так мы и непростые люди!» Алексей скромно добавляет: «Мы – удачливые».
Постановление, из-за которого запуск кальянной тормозится пару месяцев
Алексей и Юрий до этого не занимались ни общепитом, ни барами, ни уж кальянами тем более. Однако не видят в этом никаких препятствий. Хочешь открыть свое дело – действуй. «Зависит от характера человека, – объясняет Юрий. – Если это программист, который всю жизнь пишет свой код на Python'е и больше ничем не занимается, то это одно дело. А если это человек широких взглядов, то ему не составит труда почитать, какие документы нужны, какой для этого нужно подобрать персонал, место. И вперед – пошли к юристу, чтобы проконсультироваться минимально, что открывать – ООО или еще что». В итоге стало даже немного обидно за программиста с Python'ом: неужели бедняга бумажки не соберет да к юристу не дойдет?
С помещением вышла незадача: место арендовали как «многофункциональное» и раньше в нем можно было открывать заведение общественного питания. А потом вышло постановление, что на общепит необходимо получать отдельное разрешение. В основном из-за него запуск кальянной тормозится уже несколько месяцев.
Юрий акцентирует, что этот этап самый важный: «Насчет юридических проволочек лучше всегда консультироваться с людьми, которые в теме». А еще ребята очень советуют найти толкового бухгалтера – оказалось, это нелегко. По ходу разговора Юрий несколько раз повторяет, что кальянная еще не открылась «по-настоящему», а только преодолевает последний этап.
Помимо этих трудностей с бюрократией, общий посыл истории ребят получился –загляденье. Послушать их, так создается впечатление, что в стране живут одни лентяи, способные на нытье и страдания. Может, ребята слишком воодушевлены своим почти готовым проектом, но факт: историю из их уст можно давать слушать в качестве мотивационных аудиороликов перед сном. «Все можно осилить, – заявляет Юрий после случая с тягомотным решением по перепрофилированию. – Я вот не понимаю ИПшников, которые сидят и стенают. Это просто белорусское нытье: «Я прывык да халявы, а ў мяне халяву забралі». Учредитель задает риторический вопрос: «Вот, например, почему на алкоголь все должны акцизы клеить, а на одежду сертификат уже не нужен? Чем этот товар принципиально отличается?» У Юрия в этом плане позиция стойкая: если хочешь, чтобы все было без проблем, особенно твой бизнес, считайся с государственными законами.
Два «П» бизнеса: персонал и пафос
В кальянной у ребят никто «с улицы» не работает. Весь персонал – знакомые или друзья. Обычно в любом бизнесе наемник таки найдется: чаще всего, это бухгалтер, например. Но ребятам все удалось закрутить на собственном круге общения. А бухгалтером взяли девушку брата Юрия. Старшим барменом в DIY будет работать Андрей, который до этого заведовал стойкой в одном минском популярном заведении. Несмотря на то, что речь идет прежде всего о кальянной, коктейльную карту тут разрабатывают с добавлением авторских напитков.
Интересуюсь у ребят, не дадут ли мне от ворот поворот в спортивной обуви, если буду пробегать мимо Зыбицкой и захочу кальян? В те же «Туманах» марку держат до сих пор: в кроссовках в бар вход воспрещен. Юрий серьезно отвечает: «Конечно, можно в кроссовках. Судить о покупательской способности людей по внешнему виду сейчас как-то не принято».
По словам ребят, одно дело – спортивный костюм на человеке, а другое – когда заходит уже подгашенный любитель чарки и шкварки.
Юрий иронизирует, что сам сегодня выглядит не лучшим образом: «По мне и не скажешь, что я учредитель этого места. В лидских кедах каких-то, порванных штанах и грязной байке». И правда, такой наряд совершенно не портит атмосферу. По крайней мере, пока мы сидим и пробуем кальян в пустом пока помещении. Элис Купер на майке Юрия проглядывается сквозь дым и как бы говорит мне без слов: «Посмотрим, что будет здесь после открытия». Насчет заполненности кальянной ребята не волнуются и верят в то, что с какой бы силой кризис не ударил, в двухмиллионном городе всегда найдется 300 тысяч человек, готовых расстаться с некоторой суммой на развлечения.