«Опиум». OK16
Режиссер – Александр Марченко
Это спектакль 2016 года, который надо смотреть всем. Особенно тем, кто уверен, что в мире важна только его личная история. На самом деле, у нас нет возможности «отречься» от того, что происходит вокруг. «Опиум» – это рассказ о жизни семьи матери и двоих сыновей из города Рогачева. У старшего сына есть работа и дом, все «как у людей», младший готовится к поступлению в университет. Все идет своим ходом, но старшего сына увольняют, и перед семьей становится вопрос: как и на что дальше жить. В соседней Украине война, а значит там нужны добровольцы. Угадаете, что делает старший брат? Больше не будем спойлерить. Скажем вот что: ни одного зрителя спектакль не оставил равнодушным. Подчеркиваем – ни одного.
«Пансион Бельведер». Театр кукол
Режиссер – Маттео Спьяцци
Можно ли еще что-то сказать о вечных вопросах: жизнь, старость, смерть, вечность? Можно, и даже без слов. В этом спектакле актеры не говорят ни одного слова, а молодые играют стариков. Шаблон рвется и тем, что тут нет даже захватывающего сюжета. Старики, живущие в пансионе, каждый день занимаются одним и тем же, попадают в неловкие ситуации, которые веселят зрителя, но при это от них становится невыразимо грустно. Жанр «Пансиона» – это такая горькая комедия, и реализован он мастерски. Много вы знаете примеров постановок, которые смешат без слов и одновременно заставляют вжаться в кресло от осознания, что жизнь пенсионеров настолько далека от идеала и, возможно, близка для самих нас? И при этом спектаклю удается подарить зрителю ощущение, что он жив. Да и не так часто у нас появляются спектакли иностранных режиссеров.
«Из жизни насекомых». Республиканский театр беларуской драматургии
Режиссеры – Светлана Бень, Дмитрий Богославский
Это спектакль для тех, кто хотя бы немного понимает в театре, поскольку это понимание приходит со зрительским опытом. Стилистика исполнения, вокал Светланы Бень, стихи Николая Олейникова, использование анимации как комментарии к происходящему на сцене – это уже повод внести дату спектакля в свой график. И если вдруг вы подумаете: «Какая там жизнь у насекомых и почему это должно быть интересно?» – то идите на этот спектакль и удивляйтесь. Согласитесь, приятно ведь осознавать, что есть вещи, которые еще могут нас удивить.
«Толерантность». Театр им. Янки Купалы
Режиссер – Николай Пинигин
Если вы смотрели фильм Романа Полански «Резня», то вы понимаете о чем идет речь. Спектакль, как и фильм, создан по мотивам пьесы Ясмины Реза «Бог резни», где идеальные родители идеальных детей со своей идеальной жизнью попадают в неидеальную ситуацию – и ведут себя далеко не образцово. Фильм вышел в 2011 (его мы тоже рекомендуем к просмотру), спектакль – в 2018. Это режиссерская работа крестного отца «Купаловского» Николая Пинигина. Смотреть рекомендуется всем, кому кажется, что вас еще не раскусили и у вас неплохая репутация и алиби. Если не боитесь, то сходите. Если боитесь – сходите тем более.
«Бетон». Республиканский театр беларуской драматургии
Режиссер – Евгений Корняг
Да, даже у нас в списке есть пьеса о любви и ее отсутствии в жизни человека. Просто посмотрите вокруг: переизбыток общения, вечные коммуникации по работе и даже доступность каких угодно любовных приключений сумели загнать современного человека в ощущение одиночества. Вот такой парадокс. Сюжет спектакля строится на мифе об Орфее и Эвридике. Орфей после потери своей Эвридики перестал замечать других женщин. Качественная современная сценография, классический сюжет на основе древнегреческого мифа – вот гарант долгой жизни спектакля, это мы вам точно говорим. Особенно хорош спектакль тем, что после него есть что обсудить.
«Шабаны». Театр Янки Купалы
Режиссер – Алена Ганум
Во-первых, интригует название. Этот район у большинства вызывает лишь снисходительный смех из-за своей репутации. Во-вторых, спектакль создан по книге Альгерда Бахаревича, а романы, как мы знаем, действительно сложно визуализировать на сцене. В-третьих, постановку намеренно показывают только на камерной сцене – поэтому вы фактически находитесь среди актеров. По большому счету «Шабаны» вовсе не о том, что в Минске есть район, где живут простые и, возможно, пьющие, работяги с заводов, и не о том, какова судьба «маленького человека». Это же Бахаревич – всё не может быть так линейно. Вы увидите «историю одного исчезновения» и поймёте, что невозможно уйти, а потом вернуться – и оставить всё, как было. Почти как у Фицджеральда в «Великом Гэтсби» – нельзя вернуть прошлое, старина.
«Крестовыйпоходдетей». OK16
Режиссер – Юрий Диваков
Почему это интересно? Пьеса автора Андрея Иванова основана на реальных событиях. Беспросветное средневековье. Забытая богом французская деревушка. Дети страдают от голода. Стечение обстоятельств дает им надежду на чудо и избавление, объявляется мальчик-пророк, который отвоюет Иерусалим руками самых чистых и безгрешных. Вымысел и реальность, вера и фанатизм, прошлое и будущее переплетены в пьесе Андрея Иванова в клубок трудноразрешимых парадоксов, которые режиссер Юрий Диваков разрубает своей крикливой экспрессивной режиссерской манерой. Необычный и достаточно эпичный сюжет в 2018 году выполнен на сцене фактически ангара с минимальным набором средств. И аскетизм всей постановки не отнимает главного у спектакля – эмоций (спектакль Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»).
«11 апреля», OK16
Режиссер – Валентина Мороз
Взрыв в метро 11 апреля 2011 года стал болью для каждого беларуса – даже для тех, чьи родные не пострадали во время взрыва. Плитку на станции «Октябрьская» давно заменили, а создатели спектакля собрали интервью родных пострадавших, свидетельства очевидцев – и сделали из этого спектакль. Вопросы о трагедии задавали прохожим людям в городе: как говорить, нужно ли возвращаться к ней. Эти же вопросы тут адресованы и зрителю. Мы советуем смотреть эту постановку не как остальные девять в списке – просто она для нас всех важная. Это самая настоящая современная история, которую нельзя забывать. Главное только предварительно уточнить расписание.
«Раскрытие», OK16
Режиссер – Наталья Леванова
Актуально, остро и о том, о чем не говорят в ленте в Facebook. О родах как-то не принято говорить и размышлять вслух, хоть мы и пытаемся. Вот и драматург Алена Алена Иванюшенко и режиссер Наталья Леванова решили доставить зрителям максимум дискомфорта и рассказать, что беременность, роды – это не только радость. Это физиологические, психологические изменения, справиться с которыми не сразу и не у всех получается (а у некоторых не получается вообще). Главные герои в игровой форме – игра про роды «Раскрытие» – рассказывают о своих проблемах и переживаниях, при этом выбирают персонажа-роженицу, то есть человека, кто максимально подходит для этой роли. В диалогах игры раскрываются темы, которые волнуют каждого человека, и речь не только о беременности, но и об отношениях мужчины и женщины. Рекомендуется зрителю, уставшему от «традиционных» театральных тем, сюжетов и вопросов.
«Быў у пана верабейка гаварушчы…», Свободный театр
Режиссер – Николай Халезин
Сам режиссер называет эту работу «самым значительным проектом в жизни». Спектакль создан по книге Змитера Бартосика «Быў у пана верабейка гаварушчы». Зритель тут становится фактически актером, но догадывается об этом далеко не сразу – хоть и сидит за одним столом с реальными актерами. Только в Свободном театре возможна непопулярная среди большинства мысль: не бывает так, что все наши хорошие, все чужие – плохие. Книга Бартосика как раз о живых людях, которые одновременно совмещают в себе и свет, и кромешную тьму. Можно продолжать перечислять аргументы в пользу спектакля, а можно просто идти и смотреть. Кстати, у театра нет своей площадки, запись на спектакли возможна только по телефону.
«Радзiва Прудок». Театр Янки Купалы
Режиссер – Роман Подоляко
Если по вечерам, стоя у зеркала в ванной, вы понимаете, что жизнь давно сделала из вас циника, которому совершенно очевидно, что когда-нибудь мы все умрем и смысла в жизни нет, – идите на этот спектакль. Даже если не читали книгу о том, как парень из Минска уезжает в деревню отстраивать дедову хату и писать посты в Facebook «о мышах и людях». Вообще, писатель Горват в этой книге выложил весь свой микрокосм, а режиссер Роман Подоляко сумел соорудить из дневника Андруся визуально крутой, стильный (что редко присуще нашим театрам) и свежий спектакль. Каждый из нас – космонавт, который сам выращивает свою планету. Вы будете хохотать, плакать, ощущать какое-то меланхоличное тепло, думать о будущем и особенно восхищаться игрой и перевоплощениями актрисы Светланы Аникей. А после спектакля вам просто до одури захочется жить.