«Нас бьют за Цоя, Ляписов и NRM». Чем живут уличные музыканты Минска

Герои • Александр Лашкевич
Они не занимаются попрошайничеством. Уличные музыканты делают город живее: по крайней мере, те серые подземные переходы, откуда минская милиция выгоняет их не сразу. Самый молодой журналист KYKY Саня Лашкевич был отправлен под землю знакомиться с ребятами.

Алексей Шавель

Инструмент: Гитара

Репертуар: Русский рок-н-ролл (песни «Машины Времени»)

Музыкальное образование: «Долгое время играл на скрипке. Со временем стало надоедать. Мама стала уговаривать перейти на гитару. Типа: «Учись, будешь девочкам у костра петь» – ну ты знаешь, как это бывает. Я сначала упирался, не хотел. Но потом меня привели к преподавателю, и он показал мне аккорды из пары песен AC/DC. Это была любовь… С тех пор играю уже шесть лет. Собрал группу, сейчас записываем альбом».

Опыт игры на улице: «В переходах играю два года. Недавно открыл для себя электрички. Удобно. Поехал в Молодечно, к примеру, – сто тысяч туда, сто тысяч обратно, при хороших раскладах. Еще и билеты дешевые»

Средний заработок: «По-разному выходит. Если дадут нормально постоять хотя бы пару часов, то и заработаешь неплохо. Мой личный рекорд – сто долларов. Но и играл я довольно долго в тот день, надо сказать. А иногда, бывает, выгоняют минут через десять. Даже разложиться не успеваешь – не то, чтобы заработать»

Проблемы с милицией: «А у кого их нет? В лучшем случае, подходит мент, смотрит на меня пронзительным взглядом, и я без лишних слов начинаю собираться. Иногда так и говорят: «Ну ты же все понимаешь, парень...». Конечно, понимаю. Поэтому и не спорю. А то они и пинка неплохого прописать могут, если им что не понравится».

Самый интересный случай: «Как раз с милицией связан. Играл я как-то на Новый год в переходе на Октябрьской. В костюме Деда Мороза. Играю полчаса, час – никаких проблем, все круто. Вдруг ко мне подходят два «омоновца», и, без объявления войны, один из них бьет меня под «дых». Я и понять толком ничего не успел. Задержали меня, позвонили куда-то. Потом приехал третий омоновец, сказал, что в переходах у нас играть нельзя, и меня отпустили. Почему нельзя было все сделать в обратном порядке – для меня до сих пор загадка. Наверное, всему виной новогоднее настроение».

Павел Вербицкий



Инструмент:
Гитара

Репертуар: Русский/белорусский рок («Алиса», «Сектор Газа», «КиШ», «Ляпис Трубецкой»).

Музыкальное образование: «Сам научился. Пел в нескольких уличных группах. Что-то даже сочинял. Сейчас гитара – это все, что у меня осталось. Дома у меня нет, работы тоже. Если бы не гитара – не знаю, что со мной стало бы».

Опыт игры на улице: «Да, сколько себя помню. И в одиночку, и с друзьями, и с группой – как только не выступал. Сейчас, в основном, один играю».

Средний заработок: «Как получится. Вот на прошлой неделе, например, повезло. Заработали с другом по четыреста тысяч. Пошел и гитару новую купил. Но так нечасто выходит».

Проблемы с милицией: «Конечно! Это нормальная история для уличных музыкантов. Пару раз даже серьезно по зубам прилетало. За что? За то, что «Ляписов», NRM, и Цоя играем. Милиции это очень не нравится. Причем, это личная инициатива, насколько я знаю. Никакого специально указания гонять нас за такой репертуар у них не было».

Самый интересный случай: «А у меня каждый день – интересный случай. Вот сегодня с тобой познакомились, поиграли. Завтра еще с кем-нибудь познакомлюсь. В этом весь прикол жизни уличного музыканта. Вот сейчас в «Центральный» забегу и поеду на тусу к металлистам. Так вот и живем».

Алексей Романов



Инструмент:
Труба

Репертуар: Эстрадная музыка

Музыкальное образование: «Семь лет отучился в музыкальной школе, и сейчас на третьем курсе муз. колледжа. Но в музыкальной я, откровенно говоря, ничего не делал, так что можно сказать, серьезно занимаюсь года три. Мне очень повезло с преподавателями. Первым был Владимир Семенюк. Один из лучших трубачей страны. Настоящий профессионал, и просто отличный мужик был. Он, например, у Финберга в оркестре долго играл. Второй – Владимир Сенкевич, бывший трубач группы «Ляпис Трубецкой». Оба дали сумасшедшую мотивацию играть, и становиться лучше, как музыканту».

Опыт игры на улице: «Пошел в переход еще на первом курсе колледжа. Просто интересно было. Да и деньги лишние не помешали бы. Понравилось. С тех пор играю. Не отношусь к этому, как к работе, хотя жить на эти деньги, безусловно, можно. Надо сказать, что это действительно труд, и не простой. Но если ты хорошо играешь, то ты и зарабатываешь неплохо. Тут все справедливо».

Средний заработок: «Если все идет хорошо, то в среднем набирается тысяч 100 за час игры. Зависит от того, где, когда, и как хорошо ты играешь. В отличие от многих коллег, не боюсь называть свой заработок. Считаю, что если ты хорошо играешь, то накидают тебе в любом случае».

Проблемы с милицией: «Есть, конечно, но, чаще всего, с ними можно договориться. Больше напрягает, когда сдают свои же, или, например бабушки-лавочницы идут жаловаться к начальнику станции.

Мы им, видите ли, покупателей распугиваем. В итоге прогоняют и нас, и их, потому что торгуют они, естественно, незаконно. Ни себе, ни людям, получается!»

Самый интересный случай: «Как-то раз, когда мы играли с кларнетистом в переходе, к нам подошел в доску пьяный мужик, послушал нас немного и начал прямо там нижний брейк мочить. Да так клево, что мы уже даже не знали, кому люди кидали деньги, нам или ему… Мы тогда просто офигели».

Александра Кажарская



Инструмент:
Скрипка

Репертуар: Классика, эстрадная музыка

Музыкальное образование: «Музыкальная школа. Сейчас в оркестре играю, даю концерты. Недавно окончила лицей в Польше, и собираюсь поступить там же в какой-нибудь музыкальный ВУЗ. В общем, с музыкой я жизнь свяжу точно. Кстати, в лицее я училась вместе с дочкой Левона Вольского. Классно, правда? Он у нас даже выступал пару раз»

Опыт игры на улице: «Играю с весны прошлого года. Как раз на Чемпионат мира попала. Классно было. Русские туристы бросались деньгами во все стороны, поэтому заработать получилось немало. В общем, мне понравилось, я втянулась и играю до сих пор.

Средний заработок: «Думаю, как и у всех. Со времени Чемпионата мира, заработок немного упал, конечно. Но все равно хватает. Главное играть хорошо»
Проблемы с милицией: «У меня ничего серьезного, в этом плане, пока не было. Даже наоборот забавно иногда выходит. Играла как-то в переходе. Мимо проходил милиционер. Остановился, прислушался и сказал, что в конце я где-то что-то там недотянула. Улыбнулся и дальше пошел. Говорят еще, мол на Пушкинской, Кунцевщине и Автозаводской играть нельзя. Типа гопников там многовато. Не знаю даже… Мне они довольно милыми показались. Парни с Автозаводской вообще сказали, что теперь меня «крышуют», и если кто обидит, то надо к ним обращаться. Приятно, знаете ли!»

Самый интересный случай: «Ой, да много таких было… Например, один раз подошла мама с ребенком, и попросила сыграть «Песенку про Мамонтенка». Ну как тут отказать! Я её быстренько подобрала на слух и сыграла. Ребенок был доволен. Вышло очень трогательно».

Андрей Авадюнь



Инструмент:
Гитара

Репертуар: Инструментальная музыка собственного сочинения, блюз, кантри, фламенко.

Музыкальное образование: «Я самоучка. Играю три года. Но я с самого начала был настроен очень серьезно. Был готов посвятить инструменту жизнь. Первый год занимался буквально сутками. Сейчас, думаю, уже достиг неплохого уровня».

Опыт игры на улице: «Тоже почти три года. Помню, когда первый раз вышел в переход, я просто хотел перебороть себя, свой страх. Играл я тогда еще не очень, но мне было необходимо почувствовать, что я могу. Лажал много, конечно, и многие просто не понимали, что я тут делаю. Было смешно, когда один мужик подошел ко мне и просто руку пожал. Я стою в шоке, а он такой: «Молодец! Это какое мужество надо иметь, чтобы так играть, и не побояться в переход пойти!» Теперь уже по другому поводу руку пожимают, подходят».

Средний заработок: «У меня нет такой четкой цифры. Можно постоять час, и заработать тысяч четыреста, особо не напрягаясь, а можно стоять целый день и насчитать в чехле от силы пятьдесят. Вообще, конечно, на этом можно нормально зарабатывать, но также нужно понимать, что это огромный труд. И поэтому, кстати, очень обидно, когда уличных музыкантов равняют с попрошайками.

Мы не выпрашиваем ничьих денег. Мы стараемся играть хорошую музыку. Кидать в чехол что-то, или нет – дело каждого. По-моему – это очень честно»

Проблемы с милицией: «Бывают иногда. Чаще всего, ничего серьезного. Все от каждого конкретного милиционера зависит. Иногда не трогают, иногда прогоняют, иногда задерживают и долго читают нотации. Был у меня такой случай. Один милиционер пытался на меня заявление о попрошайничестве составить. Я, естественно, не подписал. Я же просто на гитаре играл! Спорили долго, в чём отличие. Но закончилось все, на удивление, хорошо. Я ему всё объяснил, мы душевно поговорили, он порвал заявление и сказал, что я могу в любое время приходить играть. Это было даже неожиданно, честно говоря…»

Самый интересный случай: Придя домой, я увидел новое сообщение от Андрея. Он писал, что, как только я ушел, один очень нетрезвый гражданин, угрожая битой, попытался «отжать» у него комбик. Однако недооценил музыканта: Андрей сам забралал у него биту. Мужику хватило наглости вызвать милицию и заявить о краже. Мол «бита была новая, и он купил её в подарок ребенку». В итоге обоих прокатили на «козлике» до ближайшего отдела. Там Андрея отпустили, а вот мужик остался сидеть в КПЗ.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

От косы не зарекайся. История Депардьё в десяти коубах

Герои • редакция KYKY

«Белорусская трын-трава» — так прокремлёвский LifeNews назвал сюжет о минском вояже Жерара Депардьё. KYKY сделал десять коубов чтобы объяснить, насколько длинный жизненный путь пришлось пройти актёру, чтобы 22 июля косить траву вместе с белорусским президентом, а после сесть с ним в трактор и уехать в сторону леса.