4 мая 2018, 11:56

TUT.by съездил в Вильнюс и поговорил с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом. Много текста про АЭС, упрощение визового режима и непонятки. Мы выбрали 13 цитат главы МИД о волнующих наших соседей вопросах. 

Про АЭС и экономику

Я не думаю, что мы требуем чего-то в ущерб Беларуси. Я уверен, что то, о чем мы говорим, — во благо Беларуси. И тут речь не только о ядерной безопасности и мировых стандартах, по которым станция должна строиться, но и об экономическом вопросе. Я уверен, что БелАЭС — проект больше геополитический, чем экономический. Но если объект не будет самоокупаем, то те задолженности, которые уже легли на Беларусь, будут только расти. Я не слежу тщательно, но, по-моему, даже президент Беларуси спрашивал, как АЭС можно интегрировать в экономику? Так мы задаем тот же вопрос: как станцию можно интегрировать в экономику, если экспорт в сторону Запада — в нашу сторону или сторону Польши — будет затруднен? Но если есть какие-то геополитические цели, то все равно, за какой счет они достигаются: за счет безопасности или сомнительного качества строительства.

Про АЭС и ее закрытие

Де-факто еще нет загрузки ядерного топлива, и этот календарь все время откладывался, и эксперты говорят, что будет откладываться и дальше. Плюс, я бы еще добавил, что в мире есть такая практика, когда закрывались и действующие станции. Поэтому говорить, что на сто процентов это невозможно, нельзя. Конечно, стройка движется серьезными темпами с 2012 года, все эти годы возводится инфраструктура, сделано очень много. Но никогда нельзя говорить «никогда». Тем более что есть рациональные аргументы за то, чтобы все-таки станции не было. А как это будет на практике, увидим. Если, цитируя президента Беларуси, не будет логических каких-то решений и интеграции этого объекта в экономику страны, то какое может быть будущее у этого объекта?

Про визы

Пытаемся способствовать тому, чтобы визовый режим был попроще: это ненормально, что белорусам надо платить 60 евро за визу, когда другим — 35 евро. Нужно было уже давно договориться. Но это связано с тем, что договоры о реадмиссии и о том же упрощении визового режима, то, что сдвинулось с места во время председательства Литвы в Евросоюзе, долгое время не подготавливались. <…> Надо завершить договоренности, которые уже вроде завершены, но не фактически. И тогда можно будет говорить об упрощенном режиме, удешевлении виз. Но это все в руках Беларуси.

Если в Минске выдают в день тысячу виз, то это не очень удачный день. Там большая фабрика выдачи виз, консул принимает решение за полминуты. Мы выдаем очень много виз, и много бесплатно: молодежи, творческим коллективам. Поэтому подход у нас максимально прагматичный. Я не слышал, была ли какая-то критика в последнее время, мы стараемся выдать максимально, но, конечно, уважая шенгенские правила.

Про упрощенный визовый режим в приграничье

Есть также вопрос об упрощенном визовом режиме в приграничье — на 50 километров в глубину Беларуси и Литвы. Мы этого давно хотим. Я, когда работал в Минске почти пять месяцев, как раз этот вопрос активно поднимал. И спрашивал тогда у премьер-министра Беларуси (тогда пост занимал Михаил Мясникович), почему это не работает. Но конкретных ответов не было, хотя мы со своей стороны домашнее задание выполнили. Как видим, до сих пор это не работает, хотя мы этого хотим, и белорусам тоже было бы удобно: вы могли бы в упрощенном режиме ездить на 50 км вглубь Литвы, а это и Вильнюс, и Друскининкай.

Я уже говорил о нашем предложении о двустороннем упрощении визового режима в приграничье. Так этим договоренностям уже почти 10 лет. Почему они до сих не завершены? Мяч сейчас не на нашей стороне, просто надо принять решение, но когда я спрашиваю у беларуской стороны, что нам в этом вопросе еще надо сделать, говорят: «Ничего, нам надо еще посмотреть, как это работает с другими странами». Так на «посмотреть» было много лет. Всегда есть обоюдные причины, но в данном случае не вижу никаких препятствий с нашей стороны.

Про «Каменный Лог»

Надо модернизировать пункт «Мядининкай» с обеих сторон. И двух мнений тут быть не может, поскольку это неуважением к людям: почему они должны стоять там часами? Условия там, конечно, неприемлемые, и решение должно быть принято с обеих сторон.

Про суверенитет 

Я искренне действительно желаю, чтобы Беларусь была суверенным государством де-факто, не только де-юре. И те области, в которых страна имеет возможность вести себя независимо, должны сохраниться. Это касается не только энергетической политики, но и безопасности, и обороны.

Про наличие мнения 

По-моему, где возможно, у Минска есть свое мнение — это касается экономической политики, где ему удается прагматично смотреть на ситуацию. Что же касается военной интеграции, я предполагаю, что тут очень сильно влияние соседа.

Про выяснение отношений

В жизни всегда бывает так: иногда поругаешься, иногда подружишься. Это не стулья и вообще не мебель, это жизнь.

Про симпатию 

Белорусы — наши соседи, и нас объединяет история не только недавних лет, но и глубинная. Поэтому мы чувствуем симпатию к белорусам как к людям, соседям.

Про журналистику

Журналистика не является моей профессией, можно это назвать хобби, и это полезно. Когда пишешь в газетах о политических событиях и при этом что-то анализируешь, это всегда помогает. Ведь когда занимаешься политикой или другой деятельностью, никогда не надо забывать, как это будет освещено. Поскольку для политика важно не только то, что он делает, но и то, как это распространяется.

Про учения «Запад-2017»

Я говорил, что есть большая вероятность, что войска останутся, но я не единственный такое заявлял. Думаю, что эти заявления способствовали тому, что войска в финале учений были все же выведены. Все эти «упражнения» вблизи границы не увеличивают доверие к стране. Несмотря на публичные заявления, мы понимаем, что все учения в регионе, не только «Запад», имеют характер не оборонный, а наступательный. Но, опять же, соседние государства имеют возможность жить во взаимосогласии и уважении. Поэтому эта конфронтация в будущем должна решиться. Хотя пока таких предпосылок я не вижу.

Про Путина 

Последнее выступление президента Путина с мультиками с ракетами на Флориду, где он призывал «послушать Россию». Не знаю, является ли это хорошим способом вести диалог, нам такой диалог не нужен. Нормальный диалог должен основываться на принципах, международном праве, правилах игры, и тогда он возможен. А если аргументы будут силовые, на нас это большого впечатления не произведет. Нам, конечно, получше: мы члены НАТО, но мы видим, что другие страны региона имеют замороженные или активные, как в Украине, военные конфликты.

Про бизнес

Насколько я знаю, между беларускими и литовскими компаниями хорошие связи, долгосрочные договоры, всех устраивают условия бизнеса. Поэтому если бы пришлось что-то менять, то в ущерб обеим сторонам. Думаю, поэтому ни на что эти заявления не повлияли. А слухи о том, что что-то может измениться волевым решением, ходят много лет. Но если такое решение не обосновано экономической логикой, то очень тяжело дается. Белорусы, насколько я знаю, продолжают работать в литовских портах и делают это успешно. В реальности правила диктует экономическая логика, а политическая риторика остается риторикой. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме