Решение о том, чтобы сделать Революционную и Комсомольскую пешеходными было принято давно. С осени 2017 года реконструкцией занималось предприятие «Мінская спадчына», а 3 июля улицы официально откроют. Вот только в итоге она получились не совсем пешеходными, а просто улицами с пешеходными зонами: проезжую часть оставили, натыкали лавок и столбиков с цепями. В принципе, глобального отличия от той же Интернациональной не получилось. Там тоже широкие тротуары. Правда, лавок меньше и цветочниц за 100 тысяч долларов нет. TUT.BY поговорил с Александр Коханом, директором «Мінскай спадчыны» о проведенной работе, недостатках (спойлер: он считает, что их нет) и ценах на реконструкцию.
Улица Столбиковая, проезд Цепочный
Все люди идут по проезжей части. На это Александр Кохан говорит, что так сложилось: «Эта полоса во время реконструкции была сделана первой для того, чтобы обеспечить функционирование объектов, которые на данной территории расположены и чтобы у строителей была возможность подвозить и вывозить строительные материалы и инструменты».
На вопрос про столбики, которые вроде как неудобны всем, кроме директора, он отвечает, что это все – чистая безопасность: «И столбики, и цепи нужны в первую очередь для того, чтобы решить вопрос безопасности пешехода. Переступать здесь ничего не надо — по полосе сквозного проезда двигаются транспортные средства. Если не ограничить доступ пешехода на дорогу, то это может создать аварийно-опасную ситуацию. Это решение согласовано с ГАИ. В последующем здесь будет организовано движение транспорта и пешеходный трафик пойдет по нечетной стороне улицы. Цепь будет также ограничивать въезд на пешеходную зону». То есть чтобы перейти на другую сторону улицы без нарушения ПДД, нужно будет идти или на перекресток с Интернациональной, или с Революционной. Пешеходнее не придумать.
На вопрос про болларды, оказалось, что это дорого (цветочницы за 100 тысяч долларов – нормально): «Болларды же на улице не устанавливали потому, что для их работы нужен вмонтированный под землю механизм с подводом электричества — это дорого и трудоемко. Кроме этого, подчеркивает Кохан, боллард перекрывает проезд, а столбики — разграничивают пешеходную зону и зону транспорта, для чего и были установлены».
Нормальный водосток – это долго
Водосток не уведен под землю, возможно, летом во время дождей на улице будут лужи, зимой – каток. Но на это просто не хватило времени. «Любая стройка создает определенные неудобства. Наша первостепенная задача — обеспечить функционирование данной территории. Так как это сети глубокого заложения, они вели за собой ряд проблемных вопросов. В первую очередь это связано с тем, что нам не удалось бы сохранить те зеленые насаждения, которые здесь остались».
По словам Кохана, чтобы сделать отвод водосточной системы под землю, необходимо было бы проложить под землей на глубине от 1,4 до 2,5 метра сети ливневой канализации: «Представьте, какие котлованы тут нужно было выкопать! Так мы нарушили бы корневую систему деревьев. Кроме того, эти сети всех водосточных систем должны были бы свестись в некий коллектор, который находится под улицей, чтобы организовать централизованный сток».
Кроме того, там еще и инженерные сети, с которыми тоже пришлось бы разбираться.
«Технически возможно все. Но трудоемкость и сроки реализации проекта тогда были бы увеличены на порядок. Поэтому было принято такое решение, которое существовало и раньше на данной территории. То есть у нас проложены лотки вдоль улицы Комсомольской, которые за счет естественного уклона будут собирать талые и сточные воды и выводить их в существующую сеть ливневой канализации, которая проложена по улице Немиге».
Все по технологии
Маленькие шаровидные клены для высадки посреди тротуара выбрали потому что к этому вынудила технология производства работ: сначала бетон, потом деревья. Иначе их может повредить техника.
Цветочницы vs. Водосток
«Вопрос не упирался в стоимость проекта. Ключевой момент — сделать работы в сжатые сроки, чтобы создать наименьшие неудобства для тех, кто здесь работает и проживает. Это центр города, квартал исторической застройки: здесь стесненные условия. Это не новая застройка микрорайона, где мы можем копать и прокладывать сети как хотим», – говорит Кохан. То есть заплатить эти деньги (или больше – ничего не упирается) рабочим, которые стали бы делать водосток днем и ночью без выходных – нельзя. Купить бесполезные дорогущие глыбы – можно.
Директор «Мінскай спадчыны» отмечает, что архитекторы и разработчики проекта решили, что на улице не должно быть типовых решений, а материалы нужно использовать долговечные. «И скамейки, и цветочницы, и обрамление деревьев выполнены по индивидуальным проектам и, согласитесь, что, установив здесь типовые бетонные мусорные баки, цветочницы, которые располагаются в спальных микрорайонах, мы бы потеряли в эстетике этой улицы. Поэтому в проекте были заложены именно гранитные цветочницы, закупки были выложены на тендеры. Мы выбрали наиболее дешевые из предложенных вариантов».
Лавки
Лавки у дороги – это тоже нормально. Кохан сам садится на лавку и замечает, что ноги никуда не упираются, остаются на пешеходной зоне. «Возможно, людям не понравилось, когда что-то стояло очень близко, когда лавки только привезли. Тогда они, естественно, были составлены не в проектном положении».
Про скамейки в окружении «газонов» и столбиков он сказал, что готовы менять их расположение: «Сейчас начинается этап эксплуатации улицы. По ходу появятся дополнительные вопросы, возможно, дополнительные решения, либо сама эксплуатация приведет к тому, что нам что-то придется поменять. Мы к этому готовы. Поэтому, если окажется, что функционально те лавочки в нишах не будут использоваться, то мы что-то изменим, сделаем там озеленение, лавочки перенесем в другое место».
Петицию Кохан не видел, но ответ на нее прислал две недели назад
На вопрос об отслеживании общественного мнения Александр Кохан ответил: «На группу Мотолько не подписан, мой рабочий график не всегда позволяет читать все в интернете. Но новости на TUT.BY, например, я отслеживаю. О петиции пока тоже не слышал». А вот это по меньшей мере странно, потому что ответ на нее получен еще 14 июня. И подписал его именно А.А. Кохан.
«Мне кажется, что улицы получились»
На вопрос об итоговой цене реконструкции Александр Кохан ответить не смог: «Естественно, Комсомольская и Революционная ввиду применяемых материалов стоят дороже, чем обычная улица из бетонной плитки. Мы создавали максимально привлекательную пешеходную зону. Конкретную стоимость не назову, потому что мы находимся на финальной стадии, сумма еще не сформирована».
Ему самому вроде бы все нравится (но это не точно): «Мне кажется, что улицы получились. В рамках исторического центра они станут точкой притяжения. Эту улицу мы делаем на долгие годы, чтобы и минчане, и туристы восхищались тем, что здесь есть. Это обусловлено и зоной жилой застройки, и объектами, которые тут работают».