В 2018 году МВД представит концепцию закона, по которому, как сообщает TUT.BY, в Беларуси появятся такие понятия, как «экономическое насилие», «преследование», «домогательство». Кроме того, будет расширен список тех, кого можно будет обвинить в домашнем насилии. Кроме того, ведомство предлагает еще одно новшество — официально запретить бить детей. Более подробно обо всех нововведениях журналистам рассказал начальник управления профилактики милиции общественной безопасности МВД Олег Каразей.
«С 2014 года действует много положений, которые касаются насилия в семье. В законе помимо самого понятия насилия в семье появились и конкретные меры индивидуальной профилактики, которые мы можем применять. Но мы столкнулись с тем, что норм закона все равно не хватает. Сейчас мы говорим, что насилие в семье — это действия физического, психологического и сексуального характера, совершенные членом семьи по отношению к другому члену семьи. Все логично и понятно, но международные подходы выделяют еще и экономическое насилие, а у нас его нет. Это запрет на образование жены, запрет на карманные деньги, запрет на покупки каких-то необходимых обновок, полный контроль всех трат, проверка чеков и т.д. Мы предлагаем ввести это понятие», — рассказывает Каразей.
Говоря об экономическом и домашнем насилии, круг тех, на кого будет расширено действие закона, будет расширен. Сейчас это члены семьи — близкие родственники, любые другие люди, с которыми человек живет и ведет общее хозяйство. Добавятся бывшие супруги, бывшие сожители, близкие родственники, с которыми человек сейчас не живет.
Отвечая на вопрос, когда же ждать нововведений, сотрудник МВД сказал: «Мы в очередной раз подали закон для включения в план подготовки законопроектов на следующий год. Были возражения, и его включили только в виде концепции. И сейчас мы все наши усилия прилагаем к тому, чтобы весной представить концепцию закона о профилактике насилия в семье. Если будет признано, что наши предложения обоснованы, то в 2019 году мы уже начнем работать над принятием соответствующего закона. Мы уже неоднократно говорили о необходимости внутренней готовности общества признать проблему. А в госорганах работают такие же люди, которым так же сложно ее признавать. Но мы вынуждены заниматься этим в силу своей деятельности — ежегодно в органы МВД поступает около 150 тысяч звонков: «Меня бьет муж, сожитель и так далее». 150 тысяч в год! А у нас преступлений 2 тысячи, и 50 тысяч привлечений к административной ответственности. 100 тысяч остаются без наказания. Не потому что мы плохо работаем. Наказание — это либо штраф, либо административный арест. А по закону при отбывании административного ареста нужно компенсировать затраты на питание — тоже полбазовой в сутки. В любом случае страдает семейный бюджет, поэтому женщины не хотят привлекать агрессоров. Идеальный вариант — введение альтернативной ответственности за насилие в семье — прохождение коррекционных программ. Во многих странах мира, в том числе у наших соседей — в Польше, Украине, Литве, — такие попытки делаются. Было бы хорошо, чтобы вместо штрафа агрессор посетил 10 часовых занятий. Методику работы с агрессорами мы уже разработали. Но вопрос в том, кто сможет провести такую работу. Есть психологи в территориальных центрах, в НГО, но надо признать, что мы не можем сегодня покрыть этой услугой всю страну. А мы бы хотели к этому прийти — и будем этого добиваться».