«Государство держит школы на голодном пайке». Учителя о новшествах Министерства образования

Боль • Ася Поплавская
Новый министр образования Игорь Карпенко сложа руки не сидит, а издает приказы и постановления, призванные улучшить систему школьного образования. Вот только нужны ли они школам? KYKY обратил внимание на два новшества, которые ждут наших учителей, детей и родителей. Это введение рабочих суббот и запрет собирать деньги на нужды школы родителям.

Приказ о новых формах работы министр образования Игорь Карпенко подписал 19 января. Согласно документу, учителя будут работать по субботам, проводить для учеников консультации по предметам. А в конце декабря прошлого года Постановление Министерства образования Беларуси № 126 запретило родительским комитетам собирать деньги, законно этим могут заниматься лишь попечительские советы. Будут ли эффективными эти нововведения для учителей и школьников? Узнаем мнение учителей.

«У детей должны быть нормальные выходные. Зачем их отнимать, еще и ценой учительского времени?»

У Анны Северинец, учителя русского языка и литературы Смолевичской районной гимназии, трое детей. Старшая дочь учится в 11-м классе, средняя в 7-м, младший сын еще ходит в садик. Анна ответила на наши вопросы и как учитель, и как родитель.

KYKY: Согласно с новым приказом, учителя-предметники должны будут заниматься со школьниками по субботам. Как вы восприняли эту новость?

Анна Северинец: Лично я возмутилась и громко выругалась. Я и так активно участвовала в шестом школьном дне. Не будучи классным руководителем, то с детьми в театр или музей ходили, то на репетицию, то на мероприятие. Теперь меня обяжут это делать вне зависимости от того, есть ли у меня силы, время и желание, или нет. Странный способ облегчить учительскую долю, о тяжести которой только ленивый не писал…

Анна Северинец, фото из Facebook

KYKY: Проведение для учащихся факультативных занятий в субботу призваны разгрузить учебную неделю. Разгрузит ли?

Анна: Разгрузит, конечно. Но дело в том, что по субботам дети старших классов страшно заняты: курсы, выпускные классы художественных и музыкальных школ, соревнования. Мне, скажем, пришлось свой факультатив для олимпиадников с субботы убирать на рабочую неделю, потому что детям было очень неудобно. Я вообще придерживаюсь мнения, что суббота в школе — дело сугубо добровольное. Надо — приди, не надо — отдыхай. Учителя тоже имеют право на отдых. И это право очень важное, потому что учитель — крайне выматывающая и энергетически затратная профессия. Хуже даже чем врач.

KYKY: Сколько часов дети в субботу будут должны провести в школе? И все ли будут должны, либо только те, кто имеет плохие отметки?

Анна: Насколько я поняла, в школу должны будут обязательно приходить те дети, которые записались на факультатив. Это не обязательно те, кто не успевает, могут быть, наоборот, мотивированные дети, которые хотят знать предмет более глубоко. Но педагогам, по слухам, установят норму нахождения в школе — в зависимости от нагрузки. Я, к примеру, если верить этим слухам, должна буду сидеть до часу. Ключевое слово — «сидеть».

KYKY: А если группа на факультатив не наберется?

Анна: Сделают так, чтобы набралась. Есть тысяча и один способ заставить детей делать то, чего они не хотят. Я не понимаю, зачем эти ситуации провоцировать.

Фото: blognews.am

KYKY: А как вы как родитель относитесь к такому нововведению? Если учитель на уроках не может объяснить предмет, сможет ли в субботу?

Анна: Я печалюсь, когда моих детей загружают субботами. Мои дети и так успевают. Им надо в субботу отдыхать. Есть много детей, которым, конечно, дополнительные занятия только на пользу. И если говорить конструктивно, я бы давно и категорически повыбрасывала из школьного курса предметы типа ОБЖ, медподготовку, информационные часы и прочую шелуху — дала бы детям возможность дополнительно заниматься в рабочую неделю.

Шесть рабочих дней! Для какого ребенка это нормально? Взрослые профсоюзы давно добились пятидневной недели для людей. Чем дети хуже?

KYKY: А как вы относитесь к тому, что родителям запретили собирать деньги и законными будут считаться только сборы в попечительские советы?

Анна: Тоже негативно. Деньги на школьные нужды будут собираться все равно, потому что государство держит школы на голодном пайке. Нам даже портреты в кабинеты приходится печатать за свои деньги. Зачем все это усложнять и заставлять людей искать какие-то сложные способы?

KYKY: Насколько я понимаю, это не уменьшит количество поборов с родителей?

Анна: Думаю, нет. А откуда брать деньги на то, на что сейчас собирают с родителей?

KYKY: Зачем нужно было вводить эти новшества? Если по сути ничего не изменится.

Анна: Я ума ни приложу! Как им в голову могло прийти, например, установить норму детей в классе в количестве 30 человек?! Это попросту необучаемый коллектив. Будь ты хоть Сухомлинский (Василий Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор, писатель – прим. KYKY), хоть Песталоцци (Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века – прим. KYKY), 30 детей оптом научить невозможно, но кто-то же принимает такое решение! Все, что происходит последние недели в образовании, для меня — непонятный процесс. Это притом, что есть тысячи действительно важных проблем, которые нужно решать.

KYKY: Какие это проблемы?

Фото: stuff.co.nz

Анна: Учебники, например. Реально существующая, серьезная проблема. У нас —худшие учебники на всем постсоветском пространстве. Программы у нас просто жуткие, лишенные логики, устаревшие, нелепые во многих местах. Загрузка учителя — немыслимая, дикая и глупая, я имею в виду школьную бюрократию, всеобуч, организацию школьного питания. Отсутствие мотивации к знаниям у детей и родителей, подмена этой мотивации мотивацией к оценкам. Учебные планы, в которых совершенно перекошена логика и отсутствует здравый смысл: в младших классах сегодня по два часа языка. Это разве нормально? Дети должны учиться читать и писать, а у них два урока языка и два чтения в неделю. Что это за чудеса? А они субботой занялись…

«Пользы от занятий «из-под палки» никогда не было и не будет»

Елена Филоненко работает в минской школе №126 учителем музыки и искусства. Вот что она рассказала KYKY:

Елена: Когда я узнала о введении рабочих суббот в школах, пожала плечами. Я — классный руководитель и организатор всяческих развлечений и массовых мероприятий. Так получилось, что педагога-организатора у нас нет достаточно давно (люди уходят: кто в декрет, а кто из-за маленькой зарплаты), а мне доставляет удовольствие писать сценарии и придумывать конкурсы. Разумеется, администрация это всячески поощряет. Работаю (до нынешнего момента) не каждую субботу, а по необходимости, и предупреждают меня об этой необходимости заранее. Я не считаю целесообразным загонять детей и взрослых в школу в субботу в обязательном порядке. Пользы от занятий «из-под палки» никогда не было и не будет. Прекрасно, что дети могут прийти в школу и позаниматься дополнительно. Отлично, если дети и родители могут обратиться к педагогу, чтобы прояснить сложности с учебой и поведением. Чудесно, когда дети приходят в спортивный зал и играют в спортивные игры или берут бесплатно лыжи и коньки, если идут с классным руководителем в кино, театр, на выставку. Но только если им самим интересно. Любое массовое мероприятие можно испортить, если загнать на него тех, кому оно неинтересно.

KYKY: А что насчет дополнительной платы за такие субботы?

Елена: Как посчитать, сколько времени затратил педагог на работу в субботу? Предметникам, у которых есть факультативы в субботу, оплачивают, потому что эти часы входят в их нагрузку. А классный руководитель? Им оплачиваются часы организационно-воспитательной работы. Это 4-5 часов в неделю. И если мы едем на экскурсию, то нам по закону оплачивается только 1 час, несмотря на то, что экскурсия редко бывает меньше 2-3 часов. Туда же и «прекрасные» походы на футбол и хоккей. Времени ушло часа четыре, а оплатят один. Это не считая того, что еще нужно собрать народ, который согласится пойти, а иногда и обзвонить детей и родителей (за собственный счет, разумеется). Но мы же «энтузиасты»… Наши рабочие субботы всегда оправдывались большим отпуском, но кроме непосредственной работы с детьми у нас есть еще и подготовка к урокам, которую очень трудно измерить временными рамками. Я очень люблю свою работу, мне не лень сидеть по нескольку часов, готовясь к урокам, перелопачивая интернет в поисках интересного материала, новых форм и методов, новых подходов. Но многие вещи периодически отбивают всякое желание что-то делать. В приказе, кстати, ничего не было сказано об оплате суббот.

KYKY: Как вы относитесь к тому, что родителям запретили собирать деньги и законными будут считаться только сборы в попечительские советы?

Елена: Общее среднее образование у нас бесплатное, никто вообще ничего не должен собирать, а все должно оплачиваться из бюджета. Но что-то не видно, чтобы все учебные заведения обеспечивались предметами гигиены (салфетки, туалетная бумага, питьевая вода и стаканчики), бумагой для печати, материалами для работы и творчества (клей, цветная бумага, материалы для уроков трудового обучения), тетради на печатной основе. Эти вещи обычно закупал родительский комитет.

А теперь, если мне в кабинет нужно закупить воду, я должна обратиться к директору, которая должна со счета школы перечислить деньги в организацию, занимающуюся поставкой воды.

Здесь мы можем столкнуться с монополией одного поставщика и не всегда качественным обслуживанием по завышенным ценам. Перевод средств будет происходить по безналичному расчету, что будет занимать несколько дней, плюс один день на поставку воды. В итоге в этот период будет нарушен питьевой режим в классе, за который оштрафуют кого? Правильно, классного руководителя. Я не говорю, что денежные сборы — это правильно, но прежде чем, что-то отменять, нужно сначала продумать другую схему работы. Но это ведь волнует не тех, что придумывает закон, а тех, кто его исполняет. Кроме того, попечительский совет работает на всю школу, а родительский комитет класса — конкретно на классный коллектив.

Фото: thefrisky.com

KYKY: Какие вопросы, как вы считаете, стоит решать на государственном уровне?

Елена: Вопросы финансирования учреждений образования и, разумеется, достойной оплаты труда педагогов. Вопросы содержания учебных программ и подходов к их реализации (чтобы решали это практикующие учителя), сюда же написание грамотных учебников. Вопросы увеличения родительской ответственности за детей.

Не надо «оптимизировать» образование (30 человек в классе, в школу с 5 лет), надо дать возможность педагогам спокойно и качественно работать, не думая, как распределить зарплату, чтобы хватило на все, и как сходить в семью к ученику, чтобы тебя там не оскорбили или случайно не убили. Передовой педагогический опыт сейчас практически в свободном доступе, можно выбрать любую образовательную систему мира, только надо это делать грамотно. А если не знать, что делается на местах, можно сотрясать воздух сколько угодно и повторять «престиж профессии учителя», только он не появится.

«Зачем менять правила игры в середине учебного года?»

Елена Михаленко преподает физику в одной из минских школ. Она считает, что приказ о рабочих субботах для учителей-предметников в школах непродуманный, не поработанный до конца.

Елена: Менять правила игры в середине учебного года не совсем правильно. Расписание факультативов утверждено, оно удобно и для учителя, и для ребенка. Например, ученик по вторникам записался на факультатив по математике, а в субботу посещает тренировки или кружки. А сейчас вдруг посреди учебного года ему скажут, что факультатив переносится на субботу — и ему придется либо бросать спорт, кружок, либо отказываться от факультатива… Я работаю в маленькой школе, у нас некоторым учителям не хватало часов даже до ставки, а факультативов в школе ограниченное количество и они распределяются между всеми: тому учителю один час в неделю, тому два, лишь бы людей обеспечить работой. Получается, учителям придется ездить в школу по субботам ради одного-двух часов?

Пока еще непонятно, как все будет меняться — в документе не прописаны механизмы. В приказе предлагается, например, сделать субботу днем консультаций для родителей. Это, я считаю, хорошая инициатива, потому что многие родители не доходят до школы в рабочее время. Но для таких встреч можно выделять одну субботу в месяц, чтобы и учителя, и родители ничего не планировали на это время. В некоторых школах такая практика уже есть, но приходит очень мало родителей, и учителя просто просиживают это время в ожидании.

Елена Михаленко, фото из Facebook

KYKY: Получается, есть большая вероятность того, что в субботу учитель и не отдохнет, и не поработает толком?

Елена: Учитель — тоже человек, правильно? Даже президент говорит, что учителям нужно не плакать из-за невысокой зарплаты, а искать дополнительные возможности заработка. И мы находим — все официально, с уплатой налога. Я, например, работаю журналистом, и в субботу у меня рабочий день не в школе. А сейчас вдруг издается документ, который говорит, что я по субботам должна быть в школе… К тому же, у учителей есть семьи, дети, и мы тоже имеем право проводить с ними время. А еще нужно время для изучения методической литературы, самообразования. И как будет оплачиваться дополнительное время, проведенное в школе – об этом пока нет разъяснений. Мы и так под прессом, у многих учителей накипает недовольство. Многие увольняются или находятся на грани увольнения. Не знаю, к чему может привести дополнительное закручивание гаек.

KYKY: А насколько занятия по субботам удобны для учеников?

Елена: Когда моя дочь училась, у нее были разные кружки: музыка, художественная школа. За неделю она так уставала, что в субботу просто хотела спать и никуда не идти. Школа должна предоставить возможность детям участвовать в интересных мероприятиях в субботу, так было всегда, это не новость. Но заставлять это делать не нужно, а у нас иногда заставляют. И я боюсь, что после этого приказа ситуация усугубится.

KYKY: На какие проблемы, как вы считаете, стоит обратить внимание министру образования?

Елена: В первую очередь, нужно прекращать бесконечные изменения в школьной программе. Издают новые учебники, через два года меняют программу и издают впопыхах новые учебники, на что тратятся большие деньги. Также нужно скоординировать программы по разным предметам, восстановить межпредметные связи. Мне как учителю физики очень мешает то, что мы должны использовать знания, которые дети еще не получили в математике. Часов на основные предметы не хватает. Я считаю, что учителей нужно не нагружать отчетами и бесконечными списками, а разгрузить от бумажной работы. Уже все компьютеризировано, а мы вынуждены по-прежнему писать списки и тратить на это много времени.

Еще я бы запретила снимать детей с уроков для посещения различных общественных мероприятий.

Учебный план уже сокращен: когда-то у меня для старших классов было четыре часа в неделю, а сейчас — два часа, каждую тему нужно проходить в сжатом темпе, а если детей забирают в учебное время на какие-то экскурсии или соревнования, то их просто невозможно чему-то научить.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мой челлендж. Как я с понедельника перестал есть мясо

Боль • Михаил Марков

Продолжаем писать о страданиях сотрудников редакции KYKY, которые распределили между собой всевозможные жизненные лишения: 21 день без кофе, нытья, секса, сладкого, поздних пробуждений или алкоголя. «Марков, ты будешь жить 21 день без мяса», – услышал от главреда Михаил. Что ж, без мяса, так без мяса – подумал журналист.