С уличной едой в Минске пока сложно: кажется, что спрос уже давно появился, но предложение только-только начинает проклёвываться в разных точках города. Единственное место в Минске, где уличная еда давно стала нормой – Комаровский рынок. Здесь есть и спрос, и предложение, более того – здесь есть кое-какой выбор: на небольшой площади уместились десятки заведений. Мы гуляем по рядам с едой вместе с организатором феста Vulitsa.Ezha Егором Рытвинским и рассматриваем меню. Набор блюд достаточно широк, но в разных точках они очень похожи. Главной причиной этого однообразия Егор считает национальность владельцев.
Егор Рытвинский: Мода на уличную еду пришла в Европу именно из Азии, так что неудивительно, что большинство уличных блюд, которая у нас есть, именно из восточной кухни. Конечно, уличная еда не ограничивается востоком, она куда более разнообразна, но кебабы, дёнеры, шаурма – уже давно привычная еда для половины Европы.
KYKY: А может ли быть уличная еда типично белорусской?
Егор: В Азии стрит-фуд безумно популярен с давних времён, он давно стал частью культуры, а у белорусов исторически не было принято есть на улице. Но можно попытаться искусственно вывести белорусскую уличную еду. Первыми на ум, конечно, приходят драники. Доставка драников в Минске уже появилась, и если придумать, как удачно подать их в уличном формате, это может стать хитом. Почему бы их не подавать, например, в такой же коробке, как китайскую лапшу?
Первый блин. Зачем Минску уличная еда
Наш стрит-гастрономический трип мы, тем не менее, начинаем не с восточного блюда, а с привычных белорусу блинов. Первая точка – DoDo Burger. Блин с ветчиной и сыром здесь стоит 30.000. Готовили его довольно долго, и Егор за это время успел рассказать, откуда пришла идея провести фестиваль Vulitsa.Ezha.
Егор: В плане уличной еды Минск почти не развивается, стоит на месте. К нам-то любая мода в гастрономии обычно доходит поздно, но ведь уличная еда популярна уже не только в Западной Европе, но и у наших соседей. Ориентиры для нас – Киев, Москва и Питер, где уличная еда стала большим и сильным направлением, её почти возвели в философию. Мы и решили провести этот фестиваль, чтобы посмотреть, насколько такой формат может быть интересен белорусам, насколько он может у нас прижиться.
Изначальной площадкой для фестиваля мы выбрали «Хулиган», но потом решили, что понятию стрит-фуда лучше соответствует открытая площадка. В итоге мы договорились с городскими властями, что фест пройдёт в Парке Челюскинцев. Даты тоже перенеслись: фестиваль пройдёт 26-27 сентября, хотя изначально планировался на две недели раньше. Остаётся надеяться только на хорошую погоду.
KYKY: Почему Минску нужен стрит-фуд?
Егор: Темп жизни в городе растёт, времени вечно не хватает, всё делается на ходу. Есть-то надо, но сидеть в заведении и ждать минут 40, пока тебя обслужат – для многих не вариант. Проще потратить пять минут, купить на улице простое и сытное блюдо и спокойно дожить до ужина. А учитывая, что условия и для общепита, и для экономики в целом сейчас не самые благоприятные, уличная еда может стать таким переходным моментом от ресторанов к домашней еде.
Тем временем наш блин готов.
Егор: Блин как блин. Мне кажется, мало кто в Минске способен переплюнуть по качеству блинов «Депо». Но в целом за 30.000 это неплохо, сытно и довольно вкусно, утолить голод можно. Кстати, с блинами по городу ситуация неплохая. Есть та же «Масленица», ещё какие-то точки. Блин – одна из самых простых вещей, которые можно приготовить на маленьком пространстве. Возможно, ещё одна причина их популярности – качество ингредиентов. Булки для бургеров в основном покупаются на хлебозаводах, поскольку свою пекарню в Минске открыть очень сложно. А тесто для блинов можно без проблем замесить самому.
Китайская лапша, вред от стрит-фуда и буррито с ароматом борща
Мы движемся к следующей точке – кафе «Спатканне». Из оригинальных блюд в меню «Спаткання» находятся буррито – и мы заказываем один с говядиной. Стоит он 55.000.
KYKY: На Комаровке есть уже даже мексиканская кухня. Почему же в Минске пока нет китайской лапши в уличном формате?
Егор: Это очень хороший вопрос! Азиатская лапша – это самый простой и популярный стрит-фуд, в той же Германии её можно купить на каждом шагу за каких-то пять евро. Вероятно, причина в том, что национальную еду чаще всего готовят те люди, для которых она привычная и родная. Гости с Ближнего Востока осели у нас уже давно, а вьетнамцы и китайцы стали приезжать к нам относительно недавно – может, они пока просто не пришли к тому, чтобы открывать в Минске свои заведения. Хотя есть пример Жданович, где найдётся вьетнамская еда на любой вкус. Скорее всего, нам нужно подождать ещё немножко, соседку-Москву лапша захлестнула совсем недавно. Мода на суши в своё время пришла в Беларусь очень стремительно – может, вскоре так же внезапно станет популярной и китайская еда.
Буррито приготовили очень быстро, выглядит оно многообещающе. Наш фотограф Настя утверждает, что пахнет буррито борщом.
Егор: Это не совсем буррито, скорее лаваш на гриле. Начинка не сухая, приятная. Ей не хватает пикантности или остроты, но эта еда вполне годится, чтобы быстренько перекусить по дороге и побежать куда-то в офис. Разве что немного дороговато для такой порции, если можно сказать, что 55.000 за плотный перекус – это дорого.
KYKY: Верно ли, что стрит-фуд – чаще всего вредная еда?
Егор: Нет, это не так. Да, уличная еда часто бывает тяжёлой, но это только вопрос предложения. Стоит разграничивать уличную еду и фаст-фуд. Уличной едой может стать любое блюдо – всё зависит от того, как его приготовить и как подать. Подавать на улице, например, можно суп-пюре из свежих овощей. Даже если блюда стрит-фуда готовятся из тех же продуктов, что в сетевых фастфуд-ресторанах, отличается подход к готовке. В сетевых заведениях нет никакого взаимодействия покупателя с поваром, ты видишь только улыбающихся людей на кассах. А уличную еду готовят на твоих глазах, и ты сам наблюдаешь, из чего и как её делают. Даже если это не успокаивает тебя относительно пользы и вреда, ты хотя бы точно знаешь, что ешь, и уверен, что это приготовлено лично для тебя. Всегда интересно пообщаться с поваром напрямую, минуя официантов. Люди, которые будут участвовать в нашем фестивале, готовят для людей. И даже если они делают очень простые блюда, то стараются сделать их интересными.
Фалафель за $2,5. Почему уличная еда должна быть недорогой
Третьим пунктом в нашем уличном меню должен был стать фалафель, но отыскать его на Комаровке не удалось – оказывается, в тёплые месяцы санстанция не позволяет жарить нутовые шарики на территории рынка. Зато фалафель нашёлся прямо напротив «комаровского ряда» – видимо, на другой стороне улицы Кульман работает другая санстанция. Заведение называется Gustosa Pizza. За «средний» фалафель весом 350 граммов отдаём 45.000.
KYKY: 45.000 за такую большую порцию – очень приятная цена. Должна ли уличная еда быть дешёвой?
Егор: Дешёвой – нет: хорошие продукты и хорошая работа стоят денег. Но она должна быть доступной и уж точно дешевле аналогичной в кафе. В заведении мы платим не только за еду, но и за обслуживание, за комфортное место потребления. Уличная еда этого комфорта не подразумевает. Кстати, кризис тоже может помочь уличной еде пробиться в массы. Люди хотят сэкономить, но при этом никто не хочет экономить на качестве. А стрит-фуд позволяет экономить на аренде помещения и на обслуживании, а потому остаётся и качественным, и недорогим.
KYKY: Звучит отлично: качественно, недорого, полезно, вкусно, разнообразно. Что же останавливает моду на стрит-фуд в Минске?
Егор: В первую очередь – отсутствие денег и боязнь неизвестности. Когда мы объявили набор участников фестиваля, оказалось, что в Минске немало людей, которые хотят внедрять новые форматы еды. И это одна из идей фестиваля – дать этим людям возможность показать себя. Чтобы открыть точку, даже небольшую, нужны серьёзные вложения, а многие пока не уверены, что их формат покатит, найдёт своего покупателя. К нам, например, пришли ребята, которые предлагают картофель фри с разными соусами. Это ведь очень простой формат, в той же Бельгии картошку можно купить на каждом углу, но для Минска это что-то новое. Или те же колбаски: казалось бы, что может быть проще? У нас в стране хватает хорошего мяса, а жареных колбасок на улице даже летом не купить.
Ещё одна проблема – государственные нормы. Фуд-траки, один из самых популярных форматов уличной еды во всём мире, в Беларуси просто запрещен. Мобильная торговля и белорусское законодательство – вещи несовместимые, всё новое у нас воспринимается властями в штыки. Но мы надеемся, что благодаря таким инициативам, как наша, ситуация сможет сдвинуться с мёртвой точки. Может, мы поможем администрации и городу понять, что в уличной еде нет ничего страшного. По крайней мере, сама ситуация точно не изменится, и если таких инициатив не будет, нам придётся и дальше завидовать соседям.
Фалафель подают в лаваше. Внутри – очень-очень много свежих овощей.
Егор: Кажется, без лаваша здесь можно купить только плов или блин! Может быть, тот же фалафель в пите был бы интереснее. Но, тем не менее, из того, что мы попробовали – это номер один: вкусно, сытно, ровно то, чего ожидаешь от фалафеля. Забавно, что он острее, чем буррито, который мы пробовали, но при этом не чрезмерно острый. Вот только соус, увы, стандартный – по всей Комаровке сплошь кетчуп и майонез.
Чего ждать на фестивале и почему там не будет кафе «Мираж»
Мы завершаем трип в классическом месте – кафе «Мираж», чья легендарная королевская шаурма вместится не в каждого взрослого мужика. У «Миража» огромные очереди, бойкая красавица-продавщица весело зазывает клиентов прямо с улицы. Мы таки-находим блюдо без лаваша – дёнер на тарелке: мясо, гарнир, овощи и целых три соуса. Вес – 400 граммов, стоит 65.000.
KYKY: Чего минчанам ждать от фестиваля?
Егор: Вкусной, разнообразной и недорогой еды. Мы надеемся, что на нашем фестивале 2-3 блюда будут стоить как одно блюдо в кафе, и за 100-120 тысяч посетитель сможет пробовать несколько разных форматов и выбрать для себя что-то интересное. Форматы мы собрали максимально разнообразные: от бургеров и сэндвичей до той же китайской лапши. Будут супы-пюре, десерты, выпечка, обязательно будет гриль, причём надеемся на разнообразие – от колбасок до шашлыков. Порадуем вегетарианцев: будут фалафель, вегетарианские пироги, вегетарианская версия кебаба. А главное – можно будет пообщаться с людьми, которые готовят эту еду, спросить у них что угодно, даже рецепты.
Порция дёнера оказывается просто огромной. Можно наесться половиной, а вторую забрать с собой – и хватит на ужин.
Егор: Такое количество мяса за такие деньги – это для Минска просто фантастика! И соусы за сегодняшний день точно самые оригинальные. Мне кажется, если бы кафе «Мираж» пришло к нам на фестиваль, у его точки были бы самые большие очереди. А может, другие компании вообще отказались бы от участия в фесте из страха не выдержать конкуренцию! Кстати, щедрые, большие порции – это ещё одно правило для уличной еды.
Увы, все блюда на Комаровке по вкусу более или менее одинаковы, и гурману, который ищет новых кулинарных впечатлений, здесь делать нечего. Но те, кто хочет вкусно и недорого перекусить, вряд ли найдут в Минске более подходящее место. Голодным с Комаровки уйти просто нереально. Кавказский стрит-фуд здесь победил белорусский, но желудок этому ни капли не противится.
Фестиваль Vulitsa.Ezha'15 пройдёт 26-27 сентября в Парке Челюскинцев. Вход бесплатный. За новостями можно следить на странице феста в FB.