Перед новенькой стекляшкой Burger King, которая выросла через дорогу от строительного гипермаркета «Материк», стояли 13-летние пацаны с велосипедом (один на троих). Один держал в руках большой стакан из-под Pepsi. Мальчишки выкидывали на пальцах, кому идти внутрь, к святому источнику «рефила». Пошел белобрысый: бочком мимо касс, практически растворился в гудящей толпе, незаметно протиснулся ближе к дающему газированную манну аппарату, и тут же был схвачен за ухо уборщицей Burger King: «Есть у тебя чек на сегодня? Нет? Пошел вон!»
На пресс-конференции у представителей Burger King спрашивали, давали ли они инструкции сотрудникам закусочной на предмет выдворения вон «бидонщиков», которые наливают бесплатную пепси в принесенную с улицы тару. Ответ был отрицательный. Делаю вывод, что уборщица сама взяла на себя заботу о моральном облике нации: действительно, неприятно читать о том, что белорусы «жадные», «никак не могут наесться» и «лишь бы на халяву», тогда как большой стакан Pepsi в заведении продается по цене в 27 тысяч BYR, как бутыль газировки в магазине или стакан пива здесь же. Поэтому суровая женщина со шваброй (должна бы пол протирать, не?) отгоняет от краника малолеток.
Я вспомнила, как в детстве мы ватагой ходили пить холодную воду из крана в отделении милиции, расположенном в одном из подъездов дома. Милиционеры не делали замечаний – вода в кране была бесплатной. Операционный директор компании «Бургер БК» Наталья Канина озвучила цифры: с 9 июля в Burger King пришло 70 тысяч посетителей, которые выпили 15 тысяч литров Pepsi. Это по скромному стаканчику на каждого – может, и не было никаких бидонов?
Компания Burger King появилась в 1953 году в штате Флорида, но последние владельцы сети – инвестиционный фонд 3G Capital, который контролируется бразильскими инвесторами. Бренд был продан им в сентябре 2010 года за $4 млрд. Количество людей, которые ходят в Burger King – более 11 млн человек в месяц – и 40 тысяч ресторанов по всему миру. Местным партнером, у которого получилось договориться (видимо, не с бразильцами или американцами, а с российским представительством Burger King) стала компания ООО «Бургер БК». Дмитрий Медовый, генеральный директор «Бургер РУС» рассказывал, что первый ресторан на постсовеском пространстве был открыт в Москве пять лет назад: «Мы давно присматривались к Минску и искали локального партнера. Счастливы, что нашли компанию, которая помогла нам иметь столько удовлетворенных гостей».
Про удовлетворенных гостей ничего не знаю, могу сказать про себя. Я решила посетить первый в Минске американский гриль-фастфуд в выходные. Мужички с флянами пива, имеющие вид озорной и лихой, их жены, наливающие себе газировку и считающие долгом извиниться в пустоту: «Я вообше такую гадость не пью, но у них же нет сока», дети с видом беспризорников, которым родители не объяснили, что нехорошо наливать газировку в пустую бутылку из-под «бонаквы» – любой социофоб с трудом выносит толпу, и дело даже не в Каменной Горке. Через 15 минут в очереди мы поехали в McDonald's. Прости, Burger King. McDonald's, который работает на белорусском рынке уже 18 лет, подкупает своей демократичностью: студенты стоят в очереди у касс, миллионеры – в McDrive, бомжи едят те же гамбургеры возле мусорок.
Суть Burger King та же – качественный дешевый фастфуд без лишних трат на сервировку и официантов. Когда появится King Drive, будем говорить о равенстве и братстве, а пока Burger King в Минске – это закусочная для working class. Для меня журналистская конференция была первым шансом попробовать знаменитые вопперы в Беларуси. Да, котлета на гриле – это вкусно. Нужно ли ехать за ней еще раз, пока ажиотаж не спадет, и работники не научатся обслуживать всех быстро вне зависимости от возраста и вероисповедания? Нет. Сроки открытия других заведений сети владельцы держат в тайне, равно как и районы, где это произойдет, а также стоимость франшизы и количество лет, на которые она была куплена. Журналистам удалось вытянуть клещами из гендиректора Burger King в России Медового цифру в пять лет: за такой срок компания рассчитывает окупить этот ресторан.
Наверное, причина долгих сроков – тот факт, что стеклянное здание закусочной строили с нуля, а это дорого. Площадь ресторана 470 квадратов, и рассчитан он более чем на 220 посадочных мест (140 – зал, 80 – терраса). Хотя и здесь не обошлось без казуса. Внимательные читатели KYKY нашли на вывеске несколько грамматических ошибок: стремясь отразить в дизайне захват мира вопперами, художники сделали ошибки в написании городов «Barselona», «Istambul» и «Saizburg» – город в Испании пишется через «с», Istanbul – через «n», а Salzburg всё же через «l».
Эта маленькая оплошность объясняет глобальную: открыть закусочную с рефилом в Каменной горке – несомненно, поступок для белорусского бизнеса. Каменная горка – новый микрорайон, застроенный жильем для очередников, многодетных семей, сирот, милиционеров, уволенных в запас, инвалидов с детства, граждан, больных туберкулезом. Более подходящего места для бесплатной Pepsi вообразить себе сложно. По словам Натальи Каниной, система рефил не была частью франчайзингового договора, а была решением главного офиса. Понятно, что у бренда есть мировая стратегия, но мы, белорусы, чуть переписали ее под себя.
Вообще, самые пикантные вопросы журналистов представители бренда Burger King пропускали мимо ушей. Разве что с продуктами, из которых готовят вопперы, сложилась комичная ситуация. Журналистка радио «Свобода» спросила, каков процент локализации в обычном бургере. Самоуверенный москвич Дмитрий Медовый ответил на голубом глазу, что мясо и курицу везут из Калининграда, а булки и овощи – из Подмосковья. И только картофель голландский.
Вспоминая прошлогодние баталии на тему «не покупайте русских товаров, чтобы не поддержать злого Путина», уже представляю гражданские кампании против закусочной в Facebook: господа, у них не американские, а российские булки! Кроме того, владельцы пообещали в меню продукты, одобренные православной церковью – и этот факт уже простебали в прессе все, кому не лень. Хотя для Burger King такой подход не новость: в том же Израиле всё меню Burger King кошерное.
Когда я спустилась на первый этаж, суровая женщина со шваброй стояла на своем посту, не пуская малолетних к кранику с Pepsi. Я робко протиснулась к источнику: газировка хлещет как из ведра – секунда, и у тебя полный стакан. На выходе из закусочной по-прежнему дежурили пацаны с велосипедом и пустым картонным стаканом. Когда я уходила, они выкидывали на пальцах: кто пойдет в Burger King следующим.