Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» планируют заменить декретом «О содействии занятости», пишет TUT.BY. Правда, суть меняется слабо. Власти хотят обязать беларусов, которые не участвуют в финансировании госрасходов, возмещать полную стоимость
льготируемых государством услуг. Декрет находится на рассмотрении в Администрации президента.
Что за услуги? Был предложен вариант: безработные, которые не состоят на учете в центрах занятости, должны будут оплачивать коммунальные услуги по полному тарифу и полностью оплачивать медицинские услуги.
Запланированный декрет кажется сомнительным многим беларуским экспертам в разных областях. Например, директор SYMPA/BIPART, Наталья Рябова, считает, что если на людей, которые пытаются выйти из тяжелой жизненной ситуации, но не могут, навесят еще и обязанности оплачивать полную стоимость социальных услуг – это еще больше усугубит их положение.
«Подозреваю, что в новом декрете будет прописана возможность граждан освободиться от бремени полного возмещения государственных социальных услуг путем подачи заявления в местные органы исполнительной власти. Но какой же бюрократический механизм должен работать, чтобы все обращения рассматривать! Да и все ли пойдут доказывать, что на самом деле являются малоимущими и не могут себе позволить подобные выплаты?» — говорит эксперт.
Рябова предполагает, что охватить группу людей, которые находятся в теневой экономике, не задев уязвимые слои населения, будет непросто.
В документе сомневается и руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. Ставшим на учет в центрах занятости придется трудиться на общественных работах за мизерное пособие, а остальным безработным неизвестно каким способом искать средства, чтобы оплачивать полную стоимость услуг.
От нескольких депутатов Палаты представителей звучали предложения внедрить через новый декрет карты социального страхования, которые дали бы право на бесплатное медицинское обслуживание. Тогда неработающие граждане смогли бы получать медуслуги за деньги.
Однако на практике это может быть невозможным, считает врач-реаниматолог
Андрей Витушко: «Быў раней эпізод, калі хацелі прымусіць плаціць за медычныя паслугі
тых, хто патрапіў у медычную ўстанову ў стане алкагольнага ап'янення. З гэтага
выйшла роўна нічога, таму што ніхто не змог прыдумаць у межах дзеючай сістэмы
больш ці менш цывілізаваны механізм, якім чынам можна спаганяць з гэтых людзей
грошы на лячэнне».
По мнению врача, маловероятно, что медики станут массово отказывать безработным в лечении или появятся нормативно-правовые акты, предписывающие фильтровать пациентов, например, по приезде скорой помощи. Если же подобные документы и будут приняты, то они будут массово саботироваться. Поэтому врач-реаниматолог считает, что введение частичной или полной компенсации за медицинские услуги для неработающих граждан сведется к тому, что госструктуры будут имитировать деятельность.
Сами чиновники пытаются объяснить важность декрета «О содействии» той же необходимостью, которой оправдывали Декрет № 3: вывести из тени тех, кто занят в «серой» экономике.
Эксперты советуют изучить причины, из-за которых работники берут зарплаты в конвертах. Среди них, например, высокие ставки по выплатам в Фонд социальной защиты населения, а также полное отсутствие взаимосвязи между платежами, которые человек делает в ФСЗН, и объемом пенсии, которую он получит.
По этой причине работники не заинтересованы заявлять о нарушении налогового законодательства работодателями, которые через зарплаты в конвертах снижают выплачиваемые налоги, чтобы не остаться без прибыли, отмечают эксперты.
«Разрабатываемый документ в той форме, в которой его представляет министр труда, не согласуется и с главным законом страны, и с экономической логикой», – заметил Владимир Ковалкин. К началу 2018 года стоимость услуг ЖКХ приблизится к стопроцентному возмещению. Значит, предложение депутатов о полном их возмещении неактуально. А если с людей начнут взимать плату за лечение, то документ станет еще более антиконституционным.
Важно отметить, что миссия МВФ на ежегодной консультации обозначила главные проблемы беларуской экономики: налог на тунеядство, «гонка» за $ 500 средней зарплаты, отсутствие реорганизации госсектора и поддержка убыточных предприятий.
Глава миссии МВФ в Беларуси Питер Долман отметил: «Многие предприятия зависят от господдержки в виде субсидий, кредитов и прямых трансферов капитала. К тому же Беларусь столкнулась с негативными демографическими тенденциями, что сопровождается сокращением трудовых ресурсов».
На одну только помощь убыточным предприятиям ежегодно выдается более 2% ВВП страны.