Генпрокуратура Литвы завела первое уголовное дело по факту пыток со стороны беларуских силовиков. Потому что в нашей стране все еще нет ни одного подобного дела — несмотря на тысячи обращений и жалоб. Тем не менее, Генпрокуратура Беларуси решила ответить Литве:
«В связи с сообщением Генеральной прокуратуры Литовской Республики о начале досудебного расследования по заявлению гражданина Беларуси Максима Хорошина Генеральная прокуратура Республики Беларусь полагает необходимым отметить следующее.
Субъективное толкование отдельными должностными лицами надзорного органа Литвы возможности применения в данном случае института универсальной юрисдикции используется как средство вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь.
В настоящее время по заявлению указанного гражданина компетентные органы Беларуси проводят доследственную проверку и решение будет принято в соответствии с национальным законодательством.
Принимая во внимание изложенное, Генеральная прокуратура Республики Беларусь направила в МИД информацию о необходимости принятия соответствующих мер реагирования по линии внешнеполитического ведомства».
Напомним, минский бизнесмен Максим Хорошин, живущий сейчас в Литве, обратился в литовскую прокуратуру по причине того, что оказался сильно избит 13 октября в Минске: его били палками и кулаками, он несколько раз терял сознание. В заявлении правоохранительным органам указано, что мужчина, избивший Хорошина, похож на экс-начальника ГУБОПиК, а ныне — командующего внутренними войсками Николая Карпенкова.
По законам Литвы уголовная ответственность за преступления, речь о которых идет в международных договорах, применяется вне зависимости от гражданства потерпевших и подозреваемых, а также места совершения преступления. Этот принцип и называется универсальной юрисдикцией.