23 июня 2018, 16:27

Спецкомбинат КБО взялся за «обустройство» кладбищ. Сейчас оно проходит на военном – одном из самых старых кладбищ Минска. Потом, может быть, переберутся на Кальварийское. Обустройство проходит так, как обычно делают беларуские чиновники: все аутентичное спилить и выкинуть, а поставить вместо этого безликие типовые плиты, пишет TUT.BY. Притом это делается не точечно: из почти восьми тысяч могил 3 тысячи 882 признали заброшенными. Это половина всего кладбища.

Фото: Ольга Шукайло / TUT.BY

С чего началось

Все началось после изменения закона «О погребении и похоронном деле» в 2015 году. Теперь раз в два года на кладбищах устраивают инвентаризацию. Если потомки похороненных не благоустраивают могилу в течение двух лет, неухоженный памятник могут снести. Все равно, если это могила человека, у которого никого не осталось. Все равно, если памятник или ограда имеют историческую и культурную ценность. Замдиректора Спецкомбината КБО Сергей Тур мыслит просто: в Америке кладбища красивые – ни одной ограды нет. 

Могила Иосифа Опанского. Фото: Ольга Шукайло / TUT.BY

Его подчиненные несколько дней назад демонтировали ограду у могилы зампредседателя ГПУ Иосифа Опанского, погибшего в 1927 году. «Агароджа была прыгожая, каларытная: з сярпамі, молатамі, з нейкага якаснага металу. Яе ставілі чэкісты. Так, я не аматар сярпоў і молатаў, але ў дадзеным выпадку, я ўпэўнены, трэба было захаваць гэтую агароджу. Ваенныя могілкі - галоўны ў Менску некропаль пахаванняў дваццатых-саракавых гадоў. Так хавалі тады, гэтыя дэталі перадаюць атмасферу тых часоў. Але агароджу Апанскага ўжо адвезлі «в утиль», – рассказывает секретарь общественной комиссии Министерства культуры по охране памятников Павел Королев.

Могила профессора Максима Выдрина. Фото: Ольга Шукайло / TUT.BY

Потом рабочие взялись за ограду у захоронения профессора Максима Выдрина. Вот только она просто так не поддавалась: ее стали пилить болгаркой. Настолько «неухоженное» захоронение, что его даже демонтировать малой кровью не получалось. Приводить его в порядок, который устроит чиновников, будет лично Павел Королев. Тур дал ему неделю. 

Распилы болгаркой. Фото: Ольга Шукайло / TUT.BY

Что говорит закон

В своих доводах обе стороны ссылаются на одну и ту же статью 2 обновленного закона «О погребении и похоронном деле». В ней написано: «По истечению двух лет с даты уведомления лиц, взявших на себя организацию установки надмогильного сооружения, специализированная организация вправе демонтировать и утилизировать разрушенные надмогильные сооружения, степень разрушения которых исключает их ремонт и (или) восстановление, привести в порядок участки для захоронения, на которых они размещались, установить идентификационный знак…».

Фото: Удобный город

Власти трактуют ее в свою пользу, а к аргументам защитников захоронений не прислушиваются.  «І тут пачынаецца самае дзіўнае: мноства помнікаў і агароджаў, якія збіраюцца дэмантаваць, можна без складанасцяў адрамантаваць — і яны будуць стаяць яшчэ доўгі час. Да таго ж, яны абіраюць, што менавіта дэмантаваць, па невядомай логіке. прыбіраюць і зусім занядбанае пахаванне, і зусім нармальнае побач. Быццам у сябе на дачы: гэтае падабаецца, а гэтае — не», — сокрушается Павел Королев.

У Сергея Тура совершенно другая позиция: он считает, что если комиссия обследовала могилы и отметила, что их надо демонтировать, то через три года она имеет на это полное право. Это он называет «наведением порядка». 

Что предпринимают люди

Молодежное объединение «Гісторыка» направила официальные письма в Минкульт, Мингорисполком и Спецкомбинат КБО. «Гісторыка» просит проверить, законно ли ведутся работы, имеются ли у спецкомбината необходимые документы. Военное кладбище — историко-культурная ценность, для всяких существенных перемен на объекте нужна научная поддержка и разрешение Минкульта. 

В эти выходные (23 и 24 июня) и на следующей неделе в будни краеведы и экскурсоводы на Военном кладбище ждут всех, кто может помочь в благоустройстве могил. Памятники и ограды, интересные с точки зрения культуры, хотят по мере сил починить, покрасить, почистить. Координаторы в субботу: Дмитрий +375333757250 (с 9.30 до 13.30), Екатерина +375297406926 (после обеда)

Анна Северинец собирала подписи под обращением против сноса старинных оград. «…Замест таго, каб упарадкоўваць сапраўды недагледжаныя і аварыйныя пахаванні, руйнуецца агульны воблік могілак, якія з’яўляюцца ўнікальным помнікам гарадской культуры, месцам памяці і даследаванняў, месцам, якое не сорамна (было) паказаць турыстам і гасцям гораду. Замест унікальных пахаванняў, унікальнага комплексу нацыянальнай культуры і памяці мы атрымліваем «зачышчаную» ад любой індывідуальнасці прастору», — говорится в открытом письме в Минкульт, горисполком и Спецкомбинат КБО.

На сайте «Удобный город» создана петиция, авторы которой просят приостановить работы до выяснения всех обстоятельств.

Фото обложки: Ольга Шукайло / TUT.BY

Читайте по теме: Колас, Машеров и вся Кальвария: какие кладбища Минска важны для беларуской истории

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме