О недопустимости постоянно перекладывать проблемы предприятий и банков на бюджет заявил сегодня Александр Лукашенко на совещании о предлагаемых новых инструментах реструктуризации долговых обязательств в экономике, пишет TUT.BY.
Президент сказал: «Мы себе не можем позволить постоянно перекладывать проблемы предприятий и банков на бюджет. Нам надо системно определиться с этим вопросом. Необходимо более активное участие банков в данных процессах. Но самым активным должен быть тот, кто брал деньги. Нам следует предусмотреть действенные меры оздоровления финансовой ситуации, как на конкретных предприятиях, так и в отраслях экономики».
На обсуждении был вынесен вопрос работы с проблемными долгами предприятий реального сектора экономики. Уровень накопленной кредитной задолженности в некоторых организациях настолько высокий, что не позволяет им нормально работать и развиваться. На совещании это объяснили прошлыми недоработками, просчетами в бизнес-планировании и дороговизной денег в банковской системе. Лукашенко отметил, что в 2015-2016 годах был принят ряд
решений по некоторым предприятиям и отраслям на сумму 1,8 миллиарда долларов.
«Тогда правительство обещало, что если мы поможем нашим предприятиям, то это будет в последний раз. Нужен был, с точки зрения правительства, некий толчок, и они начнут эффективно работать, вернут долги, — отметил президент. — Сейчас пришло время долги возвращать, погашать займы. Но опять волна предложений о еще одной реструктуризации. Мотивация та же: заклинания, стенания, плач».
«Вы плететесь в хвосте событий», – резюмировал Лукашенко, отметив, что в подготовленных предложениях не видит ответственности должников. Президент упрекнул руководство Администрации президента и КГК за отсутствие оперативного информирования по этим вопросам и невнесение соответствующих кадровых предложений.
«Правительство и Нацбанк подготовили предложения, содержащие якобы ряд новаций. С моей точки зрения, это новации только по терминологии», — заключил глава страны.
Первый замминистра Максим Ермолович рассказывал, что в 2015 году было «беспрецедентное давление на банки со стороны госпредприятий, которые в один миг перестали обслуживать и погашать свои кредиты».
«Не все предприятия, но крупные испытали сложности с погашением и обслуживанием долгов. Минфину пришлось вмешиваться в этот процесс и проводить глубокую реструктуризацию обязательств предприятий через инструменты бюджетного кредитования. Мы фактически выдавали бюджетные кредиты на погашение этих обязательств, переводя долг предприятий перед банками на бюджет», — отметил он. В 2015 году на эти цели ушло более 1,4 миллиарда
долларов, в 2016-ом — 400 миллионов, в 2017 году – всего 2 миллиона. Это позволило предотвратить банковский кризис и фактически стабилизировать ситуацию с долгами госпредприятий, объяснил эксперт.
«Далее инструменты рефинансирования будут небюджетные», — сказал Ермолович. Имеются в виду инструменты долгового рынка, рынка проблемных долгов, который должен начать функционировать при активном участии Агентства по управлению активами. Пока, сетуют банки, они не имеют возможности продажи плохих долгов с дисконтом.