Молодежи Узбекистана запрещено носить бороды. Карается как признак исламизма. Барбершоп вроде Firm в Ташкенте разорился бы в считанные дни. А половина Зыбицкой сидела бы в кутузке, будь в Минске узбекские законы.
Купить «Мерседес» в Узбекистане практически невозможно – растаможка дорогая. Таким образом Узбекистан защищает собственного производителя – Uz-Daewoo и Chevrolet. Если в Минске на «Лексусах» ездят подростки, то в Ташкенте основной транспорт – «копейки», «шестерки» и прочий советский автохлам.
Безлимитный интернет в Узбекистане стоит 400 долларов в месяц. Порносайтов нет как явления. С недавних пор здесь еще и не работает скайп – запретили из-за сложностей с прослушкой. Несмотря на то, что в Беларуси периодически поднимается паника насчет контроля над «скайпом», он хотя бы работает. А безлимит обойдется в $7 в месяц.
Значительная часть узбеков материально зависит от трансфертов, отправленных мигрантами из России на родину. Это и понятно. Минимальная запрплата в Узбекистане – 40 долларов. В Беларуси бедняки зарабатывают примерно по 150 в рублевом эквиваленте.
Гражданам для выезда из страны нужна особая виза. Получить ее непросто: следует пройти через десятки кабинетов с очередями. В Беларуси до 2008 года действовал в паспортах обязательный «штамп на выезд», но впоследствие от него отказались.
Узбекам незнаком национальный беларуский спорт: скупать валюту в обменниках. Внутри страны хождения доллара запрещены. Обменных курсов в Узбекистане два – официальный и черный. Они различаются в три раза.
«Знаешь, почему Каримов был отличным президентом? Сына у него нет», – говорят узбеки. Беларусам, придумавшим в 2004 году анекдот «До Коли», их понять проще, чем кому бы то ни было. Старшая дочь Ислама Каримова Гульнара попала в опалу к отцу, лишилась бизнеса и, по слухам, с января 2014 года находилась под «домашним арестом» в Ташкенте.
Вместе с тем Узбекистан лидирует в рейтинге счастья. Со своим 49-м местом он опережает не только все бывшие советские республики, но и Японию, Италию и Польшу. Беларусь, находящаяся в десятке самых суицидальных стран мира, здесь пасует перед азиатской жизнерадостностью.
Молодежь в Узбекистане слушает со смартфонов Таню Буланову и Аллу Пугачеву. Минские хипстеры более изощренны в музыкальных вкусах. Что касается беларуской провинции, там скорее можно услышать «На Лабутенах» в компании подростков, чем перестроечную попсу.
Узбекистан славен дерусификацией. Местный язык переведен на латиницу, на улицах городов, в отличие от Минска, отсутствуют упоминания о Ленине и коммунистах. Мотивация любопытна: «В Узбекистане решено отказаться от того, чтобы называть улицы именами людей» – поэтому улицы в честь Ленина и Горького перестали существовать.
В Узбекистане принято давать взятки милиции и чиновникам, учителям и деканам. В 2012 году Узбекистан возглавил рейтинг самых коррумпированных стран. Тем временем, Беларусь борется с коррупцией, как и 20 лет назад. Один из последних ярких примеров – арест главы Беларусбанка за взятку в $10 тыс.
Теперь про урожай. Хлопковая страда в Узбекистане начинается 10 сентября и длится до середины ноября. Все это время население в принудительном порядке собирает «белое золото». Беларусь тоже с трепетом относится к сезонам сбора урожая, но хотя бы школьников из гимназий Минска не гоняют выкапывать картошку.
Экологическая катастрофа с Аралом произошла по вине хлопковых плантаторов: одна из главных рек аральского бассейна до него просто не доходит, потому что воду тратят на полив полей. Беларусь до сих пор, несмотря на осушение болот Полесья в советские времена, – страна голубых озер.
В столицах обеих государств есть президентская трасса, по которой глава государства ездит на работу. Правда, отличия глобальны: в Узбекистане трасса отгорожена от города забором, и под окнами окрестных домов в 8 утра перед проездом кортежа ходит участковый со свиском – напоминает, чтобы закрывали окна.
Последний большой митинг в Узбекистане прошел в 2005 году в Андижане. По официальным данным погибли не менее 180 человек, а кровь наутро после демонстрации смывали с асфальта брандспойтами. Последний большой митинг в Минске прошел в 2010 году. Ни одного убитого.